Урок литературы в 10 классе на тему:"КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ". Сентиментализм и классицизм и романтизм


Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в рл 18-19 веков (повторение). 9 класс

с. 1 Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в РЛ 18-19 веков (повторение). 9 класс.

Цели урока: А) Углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить сопоставлять разные направления, выявляя своеобразие каждого, при этом обращаясь к произведениям литературы; совершенствовать знание произведений литературы 19-го века.

Б) Воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

В) Развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Ход урока

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

Поэтому обратимся вновь к классицизму.

Сообщение о классицизме.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в русской поэзии.

Обратимся к сентиментализму. Где Доминантой «человеческой природы» объявляется чувство, а не разум и это отличает сентиментализм от классицизма.

Сообщение о сентиментализме

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм (кон XVIII века — первой половины XIX века) утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, изображает сильные (зачастую бунтарские) страсти и характеры, одухотворённую и целительную природу.

Сообщение о романтизме

Романтизм имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации фольклора, заботились о его признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности, но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

Сообщение о реализме

Русская литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

Работа по карточкам. Всем ученикам раздаются карточки, учитель объясняет задание (прочитать характеристику одного из направлений, вписать ответ).

Проверка каждого из 8-ми заданий проводится коллективно с обсуждением.

б) Вопросы: Какие произведения классицизма вы знаете? Какую романтическую поэму вы изучали в 8-ом классе? Какое эпическое произведение Пушкина написано в традициях реализма?

в) «Путешествие в незнаемое». (Закрепление литературоведческих понятий и расширение читательского кругозора).

Учитель читает отрывки из произведений, ученики определяют, к какому худ. направлению они относятся. (См. Приложение).

1.Повесть А.Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин».

2. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

3. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

Обобщение.

Учитель: Мы с вами сегодня перенеслись почти на 2 столетия назад.

Как вы считаете, могут ли эти произведения взволновать, заинтересовать, тронуть современного читателя и зрителя?

Что дорого нам в искусстве ушедших эпох? ( Человечность, гуманизм, внутренний мир человека).

Литература учит нас видеть «души изменчивой приметы». Впереди у нас с вами знакомство с новыми писателями, поэтами и их произведениями.

КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание: впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни. КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание: впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Лиза спала очень худо. Новый гость души ее столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве... Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом — и если бы он теперь мимо мен гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

«Здравствуй, любезный пастушок. Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, - когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматривание кое-каких шляпенок; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней, - словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в вист, прихлебывая чай с копеечными сухарями, - Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

****

Пушкин «Погасло дневное светило» волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в силах забыть , и бесконечно сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море , но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я;

Воспоминаньем упоённый...

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман ...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении. Повесть А.Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

Ваша воля - читать или не читать меня; моя - писать, как вздумается... Перо мое - смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника. Да, верхом на пере я вольный казак, я могу рыскать по бумаге без заповеди куда глаза глядят. Я так и делаю: бросаю повода и не оглядываюсь назад, не рассчитываю, что ждет впереди. Знать не хочу, заметает ли ветер след мой, прям или узорен след мой. Перепрянул через ограду, переплыл за реку - хорошо; не удалось - тоже хорошо. Я доволен уже тем, что наскакался по простору, целиком, до устали. Надоели мне битые укаты ваших литературных теорий... Степи мне, бури! Легок я мечтами - лечу в поднебесье; тяжек ли думами - ныряю в глубь моря..

Русский классицизм

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции.

Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил западноевропейский классицизм.

Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Сентиментализм в России.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Руссо и др. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802) и др.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму. Романтизм

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры.

Персонажи романтических произведений - мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. В 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание — романтизм.

Наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – нач. 40-х гг. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова.

В его поэзии основной конфликт романтизма — противоречие между идеалом и действительностью — достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в.

Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека — глубокий и противоречивый. Ключевая тема в творчестве Лермонтова- тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире.

Реали́зм

Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина(по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе)-историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка","Дубровский","Повести Белкина",а также роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени"

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».с. 1

kilouma.ru

Направлений классицизм сентиментализм романтизм реализм

Классификация литературных направлений классицизм сентиментализм романтизм реализм

Классицизм (от лат. classicus первоклассный)

Течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение пред-ставление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.

Представители

Западноевропейская литература Русская

литература

  • А. П. Сумароков
  • М. В. Ломоносов

Отличительные

черты

  • Наследует традиции искусства античность
  • Действия и поступки героев определяются сточки зрения разума
  • Художественное произведение представляет собой логически по-строенное целое
  • Строгое деление героев на положительных и отрицательных). Герои идеализируются
  • Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств)
  • Повествование должно быть объективным
  • Значимость гражданской проблематики содержания
Деление жанров
Высокие Низкие
Трагедия Комедия
Поэма Басня
Ода Сатира
В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории. В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни.
Классификация литературных направлений классицизм сентиментализм романтизм реализм

______________________________________________________________________________________________________________________

Сентиментализм (от фр. Sentimental – чувствительный)

Литературное течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и Рос-сии в конце XVII - начале XIX веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить челове-ческую психологию.

Представители

Русская литература

Отличительные черты

  • Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств. Преувеличенная чувствительность героев
  • Идеализация действительности, субъективное изображе-ние мира
  • В центре изображения - чувства, природа
  • Представители низших сословий наделяются богатым ду-ховным миром
  • Идеалом является нравственная чистота, неиспорчен-ность
  • Значимость гражданской проблематики содержания
Литературные формы
Эпос Лирика Драма
Сентиментальная повесть Элегия Мещанская драма
Путевые заметки Народные песни
Послание

Классификация литературных направлений классицизм сентиментализм романтизм реализм

______________________________________________________________________________________________________________________ Романтизм

Течение в искусстве и литературе Западной Европы и России XVIII-XIX веков, со-стоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действии-тельности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жиз-ни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.

Представители

Западноевропейская литература Русская

литература

  • В. А, Жуковский
  • М. Ю. Лермонтов

Отличительные черты

  • Необычность характеров, исключительность обстоятельств
  • Трагический поединок личности и судьбы
  • Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя
  • Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильно-му, яркому, возвышенному
  • Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыден-ного и необычного
  • Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеа-лу, к совершенству
Литературные формы
Эпос Лирика Драма
Роман Элегическая лирика Проблемно-историческая драма
Повесть Пейзажная лирика
Баллады и думы Философская лирика
Поэмы
Классификация литературных направлений классицизм сентиментализм романтизм реализм

______________________________________________________________________________________________________________________ Реализм

Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX веке.

Представители

Русская литература
        • В. А, Жуковский
        • М. Ю. Лермонтов

Отличительные черты

  • Изображение персонажей во взаимодействии с окру-жающим миром
  • Для писателя важны детали интерьера, портрета, пей-зажа
  • Типизация персонажей
  • Изображение характеров и событий в развитии
  • Исторически конкретное общество, события, эпоха
  • В центре внимание конфликт: герой - общество
Литературные формы
Эпос Лирика Драма
Роман Песня Трагедия
Повесть Элегия Комедия
Поэма Сатира Исторические хроники
Рассказ

mognovse.ru

Разработка урока по литературе "Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма"

Классицизм, сентиментализм и романтизмв русской литературе. Становлениеи развитие реализма

Цели: познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» [16].

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» [16]. Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм, по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

videouroki.net

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в рл 18-19 веков (повторение). 9 класс

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в РЛ 18-19 веков (повторение). 9 класс.

Цели урока: А) Углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить сопоставлять разные направления, выявляя своеобразие каждого, при этом обращаясь к произведениям литературы; совершенствовать знание произведений литературы 19-го века.

Б) Воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

В) Развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Ход урока

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

Поэтому обратимся вновь к классицизму.

Сообщение о классицизме.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в русской поэзии.

Обратимся к сентиментализму. Где Доминантой «человеческой природы» объявляется чувство, а не разум и это отличает сентиментализм от классицизма.

Сообщение о сентиментализме

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм (кон XVIII века — первой половины XIX века) утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, изображает сильные (зачастую бунтарские) страсти и характеры, одухотворённую и целительную природу.

Сообщение о романтизме

Романтизм имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации фольклора, заботились о его признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности, но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

Сообщение о реализме

Русская литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. Работа по карточкам. Всем ученикам раздаются карточки, учитель объясняет задание (прочитать характеристику одного из направлений, вписать ответ).

Проверка каждого из 8-ми заданий проводится коллективно с обсуждением.

б) Вопросы: Какие произведения классицизма вы знаете? Какую романтическую поэму вы изучали в 8-ом классе? Какое эпическое произведение Пушкина написано в традициях реализма?

в) «Путешествие в незнаемое». (Закрепление литературоведческих понятий и расширение читательского кругозора).

Учитель читает отрывки из произведений, ученики определяют, к какому худ. направлению они относятся. (См. Приложение).

1.Повесть А.Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин».

2. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

3. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

Обобщение.

Учитель: Мы с вами сегодня перенеслись почти на 2 столетия назад.

Как вы считаете, могут ли эти произведения взволновать, заинтересовать, тронуть современного читателя и зрителя?

Что дорого нам в искусстве ушедших эпох? ( Человечность, гуманизм, внутренний мир человека).

Литература учит нас видеть «души изменчивой приметы». Впереди у нас с вами знакомство с новыми писателями, поэтами и их произведениями.

КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание: впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание: впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Лиза спала очень худо. Новый гость души ее столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве... Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом — и если бы он теперь мимо мен гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

«Здравствуй, любезный пастушок. Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, - когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматривание кое-каких шляпенок; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней, - словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в вист, прихлебывая чай с копеечными сухарями, - Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

****

Пушкин «Погасло дневное светило» волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в силах забыть , и бесконечно сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море , но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения:Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я;

Воспоминаньем упоённый...

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман ...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.Повесть А.Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

Ваша воля - читать или не читать меня; моя - писать, как вздумается... Перо мое - смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника. Да, верхом на пере я вольный казак, я могу рыскать по бумаге без заповеди куда глаза глядят. Я так и делаю: бросаю повода и не оглядываюсь назад, не рассчитываю, что ждет впереди. Знать не хочу, заметает ли ветер след мой, прям или узорен след мой. Перепрянул через ограду, переплыл за реку - хорошо; не удалось - тоже хорошо. Я доволен уже тем, что наскакался по простору, целиком, до устали. Надоели мне битые укаты ваших литературных теорий... Степи мне, бури! Легок я мечтами - лечу в поднебесье; тяжек ли думами - ныряю в глубь моря..Русский классицизм

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции.

Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил западноевропейский классицизм.

Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Сентиментализм в России.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Руссо и др. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802) и др.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.Романтизм

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры.

Персонажи романтических произведений - мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. В 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание — романтизм.

Наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – нач. 40-х гг. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова.

В его поэзии основной конфликт романтизма — противоречие между идеалом и действительностью — достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в.

Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека — глубокий и противоречивый. Ключевая тема в творчестве Лермонтова- тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире. Реали́зм

Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина(по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе)-историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка","Дубровский","Повести Белкина",а также роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени"

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

l.120-bal.ru

Классицизм в русской литературе - Русская историческая библиотека

До XVI века русская литература носит чисто национальный, самобытный характер.

В XVI веке с Запада проникает в Киев через юго-западные области России, граничащие с Польшей, схоластическое направление. Оно распространяется и на Московскую Русь и надолго накладывает на нашу литературу свой тяжелый отпечаток. Кроме некоторых житий святых и популярных народных повестей, литература подчиняется стеснительным и сухим требованиям схоластики. В петровскую эпоху русская литература ещё более теряет свой чисто-национальный, самобытный характер, становится подражательной. Только благодаря таланту отдельных выдающихся писателей литературные произведения этого периода интересны и значительны.

 

Литература 18 века. Классицизм. Видеоурок

 

Петр Великий, порывая со старыми формами и традициями русской жизни, властно облек Россию в западную одежду. Отвергая самобытную красоту древней русской культуры, он хотел подчинить ее европейской цивилизации, привить западную культуру.

Тяжелый язык петровской эпохи отличается множеством иностранных слов, большей частью технических, встречающихся наряду с чисто славянскими словами и оборотами речи.

Литература становится подражательной. За образец берется западная, – главным образом французская литература; в эту эпоху на Западе царствовало классическое направление, увлечение древнегреческой литературой, подражание греческим писателям. Классическое западное направление, названное так из-за того, что своими идеалами оно выбрало античных классиков, переходит в Россию. У нас оно называется также классическим, но чаще псевдоклассическим или ложно-классическим, так как наши писатели подражали западным авторам и только через них – древним грекам. Русские писатели 18-го века главными авторитетами своими считали Буало («L'art poétique»), Корнеля, Расина, Вольтера и других французских писателей. Представителями ложноклассического направления в русской литературе являются: Ломоносов, Сумароков, Херасков, Фонвизин, Державин и другие. Несмотря на стеснительные правила теории ложного классицизма, русская литература обогащается талантливыми произведениями этих авторов.

Каковы же отличительные черты ложно-классического направления? Сюжетом для своих произведений авторы должны были выбирать какое-нибудь значительное событие, носящее исторический или героический характер; главными действующими лицами являлись не простые смертные, а выдающиеся, героические личности: изображались сильные душевные переживания. Литературными формами ложно-классицизма периода были: ода, сатира, эпопея, трагедия и комедия.

Самыми талантливыми произведениями русской литературы в екатерининскую эпоху являются оды Державина, комедии Фонвизина.

 

rushist.com

Ответы@Mail.Ru: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

<a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Классицизм" target="_blank" >Классицизм</a> В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Сентиментализм" target="_blank" >Сентиментализм</a> Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века. Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия) , Жан Жак Руссо (Франция) , Николай Карамзин (Россия) . <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Романтизм" target="_blank" >Романтизм</a> Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Для философии эпохи романтизма характерен агностицизм (Кант) , иррационализм (Шопенгауэр) , пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше, Карлейль) . <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Реализм" target="_blank" >Реализм</a> Стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Например, различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса, импрессионизм Мане и Дега, нюненские работы Ван Гога, прецизионизм Эдварда Хоппера.

в поисковике всё есть

touch.otvet.mail.ru

Урок литературы в 10 классе на тему:"КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ"

Урок литературы в 10 классе (2ч)тема урока. тКлассицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становлениеи развитие реализма

Цели: познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» [16].

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» [16]. Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм, по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

infourok.ru