22. Прямая речь после слов автора. Предложения слова автора прямая речь слова автора


Предложения с прямой речью. Примеры. Правила русского языка :: SYL.ru

Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания – кавычек.

Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.

Что такое прямая речь?

В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:

  • «Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
  • Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью».
  • «Почему здесь никого нет, - удивилась Аленка, - я пришла раньше или опоздала?»
  • «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.

Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.

Оформление конструкций, передающих чужую речь

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.

  • Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, "Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»". В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»
  • Если такое предложение начинается с абзаца, перед ним ставится дефис, но не используют кавычки. Например:
  • Мальчишки бежали по улице и кричали:- Кому свежая газета! Покупайте свежие новости!
  • Когда прямая речь идет до слов автора, то она берется в кавычки со знаком препинания, соответствующим интонации, после чего обязательно ставится тире. Лучшим примером являются предложения с прямой речью из литературы русской классики:«Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот (Булгаков).«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
  • Прямая речь может прерываться словами автора, и в этом случае в конце ее первой части ставится знак, в зависимости от повествования, за ним тире и слова автора, которые могут заканчиваться точкой (законченное предложение) или запятой. После авторских слов также обязательно ставится тире. Если «разорванные» предложения с прямой речью берутся в кавычки, то их ставят в начале и в самом конце фразы:«Я никуда с тобой не поеду! – крикнула Маша. – Не приходи сюда больше».
  • В том случае, если в словах автора применяются два глагола, то они могут относиться к первой и второй части предложения с прямой речью. Примеры: «Все способы лечения уже попробовали, - вздохнул доктор, а затем с надеждой спросил. – А, может, забыли какой-то?»- Ты зачем меня позвал? - спросил Голос и добавил. – Думаешь, я тебе одному нужен?
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например:«Ты куда сейчас идешь?» – спросил я насупившегося друга. – «А тебе зачем знать?» – «А вдруг нам по пути?» – «Вряд ли».

Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.

Схемы предложений

Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.

  • «П», - а. «Здесь надо было повернуть налево», - сказала пассажирка водителю.
  • «П!» - а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» - закричала бабка с конца очереди.
  • «П?» - а. «Ты зачем за мной увязался?» - спросил я старого пса.
  • А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом».
  • А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!»
  • А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»

Это примеры цельных прямых предложений

Схемы «разорванной» прямой конструкции

  • "П, – а, – п". «Подумаешь, укол, - сказала девочка медсестре, - раз и готово».
  • "П, – а. – П". «Сообщи, когда доберешься, - сказала мама. – Мне будет спокойней».
  • А: "П" – а. Диктор сообщил: «Это были последние новости» - и передал слово синоптикам.
  • А: "П!" – а. Девочка крикнула в отчаянии: «Все равно у меня будет собака!» - и убежала в слезах.
  • А: "П?" – а. Женщина вскрикнула: «Как такое возможно?» – и рухнула на скамейку.
  • "П, – а, – п. П". «Нам так хорошо вместе, - сказала Ира, - как раньше. Давай больше не будем расставаться».
  • "П, – а. – П". «Мало приготовить вкусную еду, - сказал шеф-повар. – Ее нужно еще правильно подать».

Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.

Применение прямой речи

Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью - один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.

Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.

Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, - это косвенная речь.

Что такое косвенная речь?

Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».

Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:

  1. Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
  2. Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.

Строение косвенных предложений

Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:

  • Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.

Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:

  • Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.

В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.

Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:

  • Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.

Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.

Союзы и союзные слова для передачи чужих слов

В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:

  • Мама сказала, что лучше взять зонт.

Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:

  • Бабушка велела, чтобы я вымыла посуду.

При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:

  • Я спросил у прохожего: «Как мне пройти на Дерибасовскую?»
  • Я спросил у прохожего, как мне пройти на Дерибасовскую.

Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:

  • Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
  • Я спросил, будет ли он доедать борщ.

При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.

Несобственно-прямая речь

Еще один вид косвенных предложений - несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.

Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.

  • Приехав из Греции, мои друзья сказали: «Мы обязательно туда вернемся». Это предложение с прямой речью, разделенной на слова автора и само высказывание.
  • Приехав из Греции, мои друзья сказали, что они обязательно туда вернутся. Это предложение с косвенной речью, в котором от главной части можно поставить вопрос к подчиненной (сказали о чем?)
  • Мои друзья приехали из Греции. Они обязательно туда вернутся! Это несобственно-прямая речь, основная функция которой - передача основного смысла сказанного, но не от имени персонажей, которые побывали в Греции, а автора повествования, их друга.

Главное отличие несобственно-прямой речи - это передача чужих эмоций с помощью своих слов.

Диалог

Еще один вид передачи чужой речи в литературе - это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:

Учитель спросил:

- Почему тебя не было на уроке?

- Я ходил к врачу, - ответил ученик.

Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.

www.syl.ru

§ 48. Прямая речь -

245. Прочитайте предложение с прямой речью. Между словами автора и прямой речью делаете четкую паузу, прямую речь выделите голосом, учитывая вид предложения. Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи? Составьте схемы предложений.

1. И сказала скалка. "Мне Фёдору жалко". А: "П".  2. И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?". А: П?". 3. И зарыдала корыто: "Увы, я разбито, разбито!". А: "П!".4. И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу". А: "П" (К. Чуковский)

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

246. Прочитайте предложения. Укажите знаки препинания, которые служат для выделения прямой речи, стоящей перед словами автора. Выпишите предложения с обращением.Предложение с обращением: 1. "А ты что, кумушка, в дорогу?" -  ей с возу Курица кричит. 3. "Стой, братцы, стой!" - кричит Мартышка. 4. "Ах ты, обжора! Ах, злодеи!" -  тут Ваську Повар укоряет. 5. "Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?" - говорит ей муравей. 7 "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - ей Мишка отвечал. 9. "Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?" - Лисицу спрашивал сурок.Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. Перед словами автора после прямой речи ставится запятая и тире. Если предложения в прямой речи вопросительные или восклицательные,  то перед словами автора после прямой речи ставится тире.

"Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?" - Лисицу спрашивал Сурок. Предложения с прямой речью. Прямая речь заключается в кавычки, стоит перед словами автора поэтому перед словами автора стоит тире. Предложение в прямой речи вопросительное, восклицательное, поэтому в конце стоит вопросительный знак. Слово "кумушка" - обращение, поэтому выделяется с запятыми. В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью перед словами автора? 1. "Что с вами приключилось, малыши?" - спросил Андрей. 2. "Пойдемте со мной, ребятки!" - предложил Андрей. 3. "Вы у меня в гостях, ребята", - произнес Андрей.

В первом предложении стоит вопросительный знак, во втором - восклицательный, а в третьем - точка.

247. К словам автора допишите прямую речь. Составьте схему второго и четвертого предложений.1. Отец серьезно спросил: "Почему ты не сделал уроки?". 2. Мальчик воскликнул: "Ура!". 3. Экскурсовод сообщил: "А сейчас мы проезжаем Красную площадь". 4. "Я не пойду с тобой", - возразил Александр. 5. "Куда ты так рано идёшь?" - удивилась девочка. 6. Учитель физкультуры скомандовал: "В шеренгу становись".

248. Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Подчеркните глаголы, вводящие прямую речь. Укажите обращение.

1. "Проводи нас, дедушка (обр.)", - мы попросили лесника. (Предложения с прямой речью, слова автора стоят после прямой речи). 2. "Ступайте, ребята (обр.), за мной!" - пригласил он. 3. Ребята ответили: "Мы готовы, Иван Ильич (обр.)". 4. Лесник предложил нам: "Ешьте, ребята (обр.), яблоки". 5. Дети поблагодарили: "Спасибо, дедушка (обр.), большое". 6. Лесник сказал: "Возьмите яблоки с собой в дорогу". 7. Нам вслед неслось: "Счастливого пути, приходите еще".

249. Перепишите отрывки из русской народной сказки, расставляя знаки препинания. Замените маленькие буквы большими, где это необходимо. 1) "Здравствуй (здравие), сестрица (сестры). Что ты кушаешь (кушать, 1 спр., 2-е л.)?"-  спрашивает волк. 2) "Рыбу", - отвечает лисица. 3) "Дай мне, лисичка, хотьодну", - просит серый. 4) А рыженькая учит: " Ты братец ступай на рекуи опусти хвост в прорубь (рубить)". 5) Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь (рубить). Сидит и приговаривает: "Ловись, рыбка (рыба), и маленькая, и большая (больше)". 6) "Так-то лиса учила меня рыбу ловить (улов)", - говорит (говор) волк. 7) "Эх, братец, у тебя хвоста нет, а у меня голова (головушка) разбита", - жалуется (что делает?) лиса.

Просит - глагол, н.ф. - просить, 2 спр., в наст.вр., ед.ч., 3-е л.

250. Если вы вежливы, то, обращаясь к старшему или незнакомому человеку с вопросом или за объяснением, вы будете пользоваться словами прошу вас или скажите, пожалуйста; азрешите спросить; будьте любезны; будьте добры сказать. Составьте устно и запишите три предложения с прямой речью, употребляя эти слова.

Я попросил продавца: "Будьте любезны, покажите мне ту книгу". "Скажите, пожалуйста, где находится театр?" - спросил я у прохожего. "Будьте добры сказать, как проехать к зоопарку", - поинтересовался я у ребят.

porusskomu.ru

возможные слова и обстоятельства. Диалог

 

Существует порядок передачи чужой речи. Чужая речь - это то, что говорит или пишет другой человек.

Предложение с косвенной речью: говорящий пересказывает(передаёт) содержание чужой речи с помощью сложноподчинённого предложения:

  • Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.

Предложение с прямой речью: говорящий точно, дословно, воспроизводит чужую речь, передаёт её как бы от лица того, кому она принадлежит:

  • Тренер мне посоветовал: "Надо глубже дышать, Валентин". 

Слова автора могут сообщать, кому принадлежат чужие слова(прямая речь), могут обрисовать манеру, способ говорения, интонацию, указать на мимику, жесты,которыми сопровождается прямая речь. 

Капитан крикнул: "Купаться!" (Л. Н.Толстой).

Условные обозначения прямой речи, принятые в учебниках

П, п- прямая речь, А, а- слова автора;

  • А: "П".
  • "П", - а.
  • "П!" - а.
  • "П?" - а.
  • А: "П?".
  • "П, - а. - П".
  • "П? - а. - П".
  • "П! - а. - П".
  • "П, - а, -п?"

Возможные слова и обстоятельства, вводящие прямую речь

  • Слова, обычно вводящие прямую речь в предложение:

Спросить, осведомиться, любопытствовать, заговорить, допытываться, добавить, лепетать, закончить, успокоить, кричать, шептать, бормотать, возразить, перебить, вставить и др.

  • Возможные "обстоятельства речи":

Шепотом, басом, звонко, глухо, чётко, скороговоркой, неспешно, дружелюбно, доброжелательно, сочувствуя, миролюбиво, с расстановкой, укоризненно, с упрёком, одобрительно и др.

Являются ли диалог, цитаты и эпиграф прямой речью

Диалог - это разговор, как минимум, двух лиц. При диалоге каждая реплика пишется с новой строки, кавычки при этом не употребляются и перед каждой репликой обязательно ставится тире.

Цитаты - это выдержки из высказываний кого-либо, которые приводятся для подтверждения своей мысли.

  • 1. Цитаты могут находится при словах автора и передавать прямую речь. В данном случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью.
  • 2. Цитата может включаться в авторскую речь. Здесь она пишется с маленькой буквы и выделяется кавычками. 
  • 3. Когда приводят слова из стихотворного текста с  соблюдением строк и строф подлинника кавычки не ставятся: 

Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Эпиграф - изречение, цитата откуда-либо, которые помещаются перед произведением или его частью. Эпиграф не выделяется кавычками, а ссылка на источник находится на следующей строке.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Простое предложение: односоставные и двусоставные + ПРИМЕРЫ Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspИзменение имён существительных по падежам: правила и исключения

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Прямая речь и слова автора

Прямая речь после слов автора

А: «П».

Мальчик сказал: «Я приду сегодня вечером».

А: «П?»

Он спросил: «Что ты делаешь?»

А: «П!»

Он возмутился: «Что ты делаешь!»

Прямая речь перед словами автора

«П», – а

«Я приду сегодня вечером», – сказал мальчик.

«П?» – а

«Что ты делаешь?» – спросил он.

«П!» – а

«Что ты делаешь!» – возмутился он.

Прямая речь прерывается словами автора

«П, – а, – п».

«Плыви вперед, – сказал он, – я за тобой последую».

«П, – а. – П».

«Я приду завтра вечером, – сказал он. – Принесу тебе книгу».

«П!(?) – а. – П».

«Какой чудесный человек, не правда ли? – воскликнула Саша. » Я не видела его грустным».

Прямая речь стоит внутри авторских слов

А: «П», – а.

Он сказал: «Я очень устал», – и сразу же замолчал.

А: «П!(?)» – а.

Раздался чей-то голос: «К вам можно?» – и кто-то вошел в комнату.

А: «П...» – а.

Сергей говорит: «Ветру бы теперь дунуть...» – и отвернулся.

www.examen.ru

22. Прямая речь после слов автора

21.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

В зависимости от смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

I. Запятая или точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного в том случае, когда в простых предложениях перечисляются какие-либо однородные явления, события, происходящие одновременно или одно за другим. Запятая ставится, если предложения короткие и тесно связаны по смыслу. Точка с запятой ставится, если простые предложения менее тесно связаны между собой по смыслу или значительно распространены (особенно если внутри них уже есть запятые). Например: 1) [Нивы сжаты], [рощи голы], [от воды ту­ман и сырость], [колесом за сини горы солнце тихое скатилось] (С. Есенин).

II. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1) Второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями можно вставить союз так как, потому что). Например: 1) [Не искушай меня без нужды возвратом нежности твоей]: [разочарованному чужды все обольщенъя прежних дней] Баратын­ский

2) Второе предложение (часто несколько предложений с перечислительными отношениями) поясняет первое (между частями можно вставить союз а именно). Например: 1) [Двор живёт обычной жизнью]: [гремят телеги], [грохочут бочки], [всхрапывают битюги], [переругиваются грузчики с возчиками]

3)  Второе предложение дополняет одно из слов или словосочетаний первого (такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными изъяснительными;  между частями можно вставить союз что). Например: 1) [Вижу]: [кто-то скачет на лихом коне] (А. Фет).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится и в том случае, если слова, к которым относится вторая часть (сказал, почувствовал, увидел, услышал и т. п.), опускаются, например: 1) [Я выглянул из кибитки]: [всё было мрак и вихорь] (А. Пушкин) (ср.: выглянул и увидел, что

///. Тире в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:

1) Простые предложения противопоставлены друг другу по смыслу (между частями можно вставить союз а). Например: 1) [Прихожу к колодцу] — [никого уже нет] (М. Лер­монтов

2) Первое простое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором (в первое предложение можно вставить союзы если, когда). Например: 1) [Понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента] — [посылают его] (И. Гончаров).

3) Второе предложение выражает вывод, следствие из того, о чём говорится в первом (между частями можно вставить союз так что или наречие поэтому). Например: 1) [Дохнул осенний хлад] — [дорога промерзает] (А. Пушкин

4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями можно вставить союзы словно, точно, будто). Например: 1) [Молвит слово] — [со­ловей поёт] (М. Лермонтов).

Тире в бессоюзных сложных предложениях ставится также, чтобы показать быструю смену событий, подчеркнуть неожиданность  результата действия.   Например:   1)  [Проснулся] — [пять станций убежало назад] (Н. Гоголь).

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Слова автора внутри прямой речи

Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире,  вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.

«П, — а : — П».

1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)

Прямая речь внутри слов автора

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.

Тире после прямой речи ставится, если:

а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;

б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.

Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.

Примечание. Прямая речь заключается в кавычки, если она записывается в строку.

Если же её запись идёт с новой строки и тем самым она выделяется в абзац, то перед ней ставится тире (без кавычек). Такое оформление принято в печатных текстах. Например:

   — Боже мой, Надя приехала! — сказал он и весело рассмеялся. — Родная моя, голубушка! (А. Чехов)

23.

Основа основ коммуникативного аспекта культуры речи — выбор нужных для данной цели общения языковых средств — процесс творческий. Между тем творчество и диктатура «сильной личности» — вещи несовместимые. Во всем, в том числе и в речевой деятельности, предписывалось следовать готовым рецептам. Даже в прославлении любимого вождя нельзя было «выйти за рамки»: отец народов, корифей науки...

Нормативныйаспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается однойправильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляюткоммуникативныйаспект культуры речи.      Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения.Этическиенормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.

24.

studfiles.net

Внеклассный урок - Чужая речь. Прямая и косвенная речь

Чужая речь. Прямая и косвенная речь

 

Чужая речь - это высказывание других лиц.

Чужая речь может передаваться прямой и косвенной речью.

 

Прямая речь - это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора.

В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности.

Прямая речь самостоятельна, связана со словами автора только по смыслу и интонационно.

Прямая речь выделяется кавычками.

Пример:

Антон сказал: «Завтра едем за город».

 

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей. Высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора.

Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание.

Пример:

Антон сказал, что завтра мы поедем за город.

 

При передаче чужих слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, а в косвенной речи они опускаются.

Например:

Эй, Петя, ты сдал экзамен? – спросила Надя (прямая речь).

Надя спросила Петю, сдал ли он экзамен (косвенная речь).

 

Способы передачи чужой речи:

1) Предложения с прямой речью

 

Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет».

2) Сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями

Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый.

3) Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи

Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай.

4) Предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения

Как сказал дед, хлеб добрые руки любит.

 

 

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

 

Если прямая речь стоит после слов автора:

после слов автора ставится двоеточие.

Прямая речь выделяется кавычками.

ВНИМАНИЕ!

Если предложение повествовательное, то в конце сначала ставятся закрывающие кавычки, потом точка.

Если предложение вопросительное или восклицательное, то в конце сначала ставится вопросительный (восклицательный) знак, и лишь потом – закрывающие кавычки.

 

 

Мама сказала: «Пора обедать».

Мама спросила: «Пора обедать?»

Мама позвала: «Пора обедать!»

Если прямая речь стоит перед словами автора:

открываются кавычки;

после прямой речи ставятся следующие знаки препинания:

- в повествовательном предложении – закрытые кавычки, запятая и тире;

- в вопросительном предложении – вопросительный знак, закрытые кавычки и тире;

- в восклицательном предложении – восклицательный знак, закрытые кавычки и тире.

 

«Мы идем домой», - сказал папа.

«Мы идем домой?» - спросил папа.

«Мы идем домой!» - воскликнул папа.

Если прямая речь прерывается словами автора:

- прямая речь начинается с кавычек.

-перед словами автора – запятая и тире;

- после слов автора – точка, тире, а продолжение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце – закрывающие кавычки.

НО!

Если в результате разрыва прямой речи ее первая часть теряет смысловую завершенность и создает ощущение недосказанности, то после слов автора ставится запятая, а продолжение прямой речи начинается со строчной буквы.

 

«Давай встретимся, – предложил Данил. – В кино сходим».

 

 

 

«Давай, – предложил Данил, – сегодня встретимся, в кино сходим».

Если прямая речь стоит внутри слов автора:

- после слов автора ставится двоеточие;

- далее в повествовательном предложении: кавычки, прямая речь с прописной буквы, кавычки, запятая, тире, слова автора со строчной буквы.

Вопросительный (восклицательный) знак и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками.

Он сказал: «Я сдал экзамен на пять», - и улыбнулся.

Он спросил: «Можно войти?» - и открыл дверь.

Он выдохнул: «Вот это да!» - и покачал головой.

Мальчик сказал: «Сейчас бы мороженого…» - и вздохнул.

 

 

raal100.narod.ru

какие бывают схемы предложений с прямой речью?

1."П !..-А. - П ". 2."П", - а. 3."П? - А. - П ". 4."П, - а. - П". 5.А : "П !" - а. 1."Ничего!. . — воскликнул Шамет и подтолкнул Сюзанну в плечо. - Мы, рядовые, тоже не выбираем себе ротных начальников. 2."Прочтите об ураганах, и вы увидите, какие они страшные", - продолжал капитан. 3."К чему заводить эти споры? - думает с досады Катя. - Надо самой найти хоть какое-нибудь наказание для девочки". 4."Вот оно как у меня, — сказал Хлобуев. — Теперь посмотрим дом". 5.Псари кричат: "Ахти, ребята, вор! " - и вмиг ворота на запор.

он сказал: "Она сегодня опоздала"

"Прямая речь", - слова автора. Слова автора: "Прямая речь. " "Прямая речь, - слова автора, - прямая речь. " после прямой речи может стоять и !, и ?

Помогите ответить На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она. особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так, же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. I. Из данного текста выпишите: 1.Все слова с безударными гласными в корне; где возможно, подберите проверочное слово. 2.Слова, в которых нужно восстановить орфограммы в приставках. 3.Постройте схемы предложений с прямой речью.

Инструкция 1 Прочитайте текст, для которого требуется составить схему. Найдите прямую речь. Для наглядности ее можно выделить, например, подчеркнуть красным карандашом. Определите, где начинаются и заканчиваются слова автора. Их подчеркните карандашом синего цвета. Обратите внимание, продолжается ли прямая речь после слов автора. Она может состоять из одного или двух предложений, связанных между собой интонационно. 2 Отметьте, какую эмоциональную окраску имеет прямая речь. Предложение может быть восклицательным, повествовательным, вопросительным. В конце его ставится соответствующий знак препинания, что важно отразить в схеме. 3 Используйте условные обозначения для составления схемы. Слова автора, как правило, обозначают заглавной или строчной буквой «а» , высказывание персонажа – заглавной или строчной буквой «п» . Речь персонажа заключается в кавычки. От слов автора ее отделяет тире. Однако тире не ставится перед прямой речью, начинающей предложение. 4 Проверьте составленную вами схему. Она должна соответствовать одному из приведенных ниже образцов. Если ваш вариант отличается от стандартного, возможно, вы допустили ошибку при определении места прямой речи и слов автора, либо пропустили необходимый знак препинания. 5 Схема №1: прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. В конце него ставится запятая, восклицательный или вопросительный знак в соответствии с интонацией предложения. Слова автора пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры: 1.«Гости пожаловали» , -сказал отец. 2.«Гости пожаловали!» , -обрадовался отец. 3.«Гости пожаловали? » - удивился отец. Для этих предложений схемы будут выглядеть следующим образом: 1.«П» , -а. 2.«П! » - а. 3.«П? » - а. 6 Схема № 2: прямая речь после автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. После них ставится двоеточие. Далее в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры: 1.Отец сказал: «Гости пожаловали» . 2.Отец обрадовался: «Гости пожаловали! » 3.Отец удивился: «Гости пожаловали? » Схемы подобных предложений имеют вид: 1.А: «П» . 2.А: «П! » 3.А: «П? » 7 Схема № 3: слова автора внутри прямой речи. В этом случае в кавычки заключается все предложение. После первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть пишется со строчной буквы. Перед словами автора и после них ставится тире. Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со строчной буквы. Если же это самостоятельное предложение, после слов автора ставится точка и далее текст начинается с заглавной буквы. Примеры: 1.«Гости пожаловали, - сказал отец, - пойду им навстречу» . 2.«Гости пожаловали, - сказал отец. – Пойду им навстречу» . Правильные схемы предложений в этом случае: 1.«П, - а, - п» . 2.«П, - а. – П» . 8 Схема № 4: прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, вторая – со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие, после нее – интонационно необходимый знак препинания и тире. Примеры: 1.Отец сказал: «Гости пожаловали» , -и пошел им навстречу. 2.Отец обрадовался: «Гости пожаловали! » - и пошел им навстречу. 3.Отец удивился: «Гости пожаловали? » - и пошел им навстречу. Для таких предложений подходят следующие схемы: 1.А: «П» , -а. 2.А: «П! » - а. 3.А: «П? » - а.

touch.otvet.mail.ru