Чем отличается приставка от предлога в русском языке? Правило, примеры. Предлог и приставка над


Различие предлогов и приставок. - Мои файлы - Каталог файлов

 Перед корнем есть приставка.Слитно пишется она.И при помощи приставкиОбразуются слова. -

 

 Нет ниточки связать слова?Предлог поможет нам всегда!С глаголом рядом не стоит,Писать с пробелом нам велит!

 

При написании необходимо различать предлог от приставки.

Отличия:

   Предлог - это часть речи. Пишется отдельно от слова, к которому относится. Предлог служит для связи слов в предложении.

  Приставка - это часть слова. Пишется слитно.Приставка служит для образования новых слов.

Общее:

   В речи многие предлоги и приставки слышатся и призносятся одинаково.

Как отличить предлог от приставки?

1. Определить часть речи. Предлоги никогда не стоят около глаголов. У глаголов есть приставки.

 

разбежались, отмерила, скинул.

 

2.Существительное можно поставить в начальную форму (слово должно отвечать на вопрос КТО? или ЧТО?) Если такое слово существует - это приставка, нет - предлог.

 

(у)стола - ЧТО? устол, такого слова нет, значит у - предлог, пишем раздельно: у   стола 

доволен (по)лётом- ЧТО? полёт, такое слово есть, значит ПО - приставка, пишем слитно: полёт.

 

3.Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) стола, у (низкого) стола, значит у - предлог, пишется раздельно.

 

Алгоритм рассуждений:

-Это глагол?

                     -ДА - около глаголов предлоги не стоят, значит это

                               приставка,   пишется слитно. (ПОБЕЖАЛ.)

                     -НЕТ - ставим слово в начальную форму :есть такое слово -                      приставка, нет - предлог.

 

ТРЕНИРОВКА.

 

1.Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

 

 (за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы (по)бежали (по)дорожкам (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б...рёзы ,(по)бежал (по)д...ревне ,(про)читал (про) город.

2.На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка.  (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

 

3.Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

 

 …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

 

4.Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.

5.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.

На стройке.

Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли

(у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

 

6.Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

...бросился ... врага.

…кинула …плечи.

…вёл …дело …конца.

 ...ставил ведро …кран.

…резал замок …дверь.

…читал рассказ …конца.

…гулял …парку.

…ехал …станции.

…рисовал …листке бумаги.

…плела ленту …косу.

 

7.Раскрой скобки.

 

(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

в, на

1. Вода в море соленая. 2. На море большие волны. 3. Овчарка Гранат чужих в дом не пустит. 4. Нам задали на дом одну задачу.

с

1. Прозрачные сосульки свисали с крыши. 2. Летает пчела с цветка на цветок.

у, перед

1. Перед домом тенистая аллея. 2. У дома гаражи. 3. Перед концертом я зашел за товарищем. 4. У мышки длинный хвост.

к

1. К вокзалу мы подошли быстро. 2. К обеду все было готово.

под, над

1. Над кустом жужжал шмель. Под кустом спрятались зайчата. 2. Над головой светило солнце, а под ногами шелестел песок. 3. Щенок залез под стол. 4. Над рекой склонились ивы.

Мой рабочий стол.

Это мой стол. За столом я учу уроки. На столе учебники, тетрадки, лампа. В столе лежат мои книги, альбом, настольные игры. У стола стул. Наш Мурзик любит спать под столом.

Поход.

Наш отряд ходил в поход к горному озеру. К походу мы готовились целую неделю. Готовили рюкзаки, палатки. Из похода возвращались усталые, но радостные. В стенной газете была заметка о походе. Мы долго помнили наш поход.

Август.

Август — последний жаркий месяц. На лугах уже скошено сено. В полях идет уборка хлебов. Листва на деревьях начала сохнуть. В сосновом бору появились осенние грибы. Едут из лагерей пионеры. За лето они отдохнули, окрепли.

Суслики.

Долго мы ехали по степи. Но вот в зелени садов показались дома. В колхозе мы подружились с пионерами. Они делали ловушки для сусликов. Капканы ставили в поле перед норками. Ребята уничтожали сусликов — опасных врагов хлебных растений. Много тонн зерна спасли пионеры для колхоза.

Жадная собака.

Бежит Жучка по шаткой доске через ручей. В зубах у нее кусок мяса. Видит Жучка в воде другую собаку. У нее тоже кусок мяса. Кинулась Жучка к собаке мясо отнять. Собаку в воде не нашла и свой кусок потеряла. Вернулась Жучка в будку голодная.

Выборочные диктанты.

На Луну летать мы будем, — в небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям познакомиться с Луной!

 

Дело было в январе.

Стояла елка на горе.

 

Мы ходили по грибы,

Забирались под дубы.

 

Встали утром, на заре, —

В комнате светло.

На стене в календаре

Красное число.

 

Под березами широкими

Галки ссорятся с сороками.

 

Говорят — у мамы

Руки не простые,

Говорят — у мамы

Руки золотые.

Комментированное письмо.

1. Моя комната смотрит окнами в старый сад. В саду зацвели яблони. 2. Коля бежит на мост. На мосту сидят рыбаки с удочками. 3. Я сунул руку под подушку. Там книга с цветными картинками. Это мне подарок к празднику.

1. Бери пример с хорошего товарища. Мы с товарищем делаем планер. 2. Я смотрел на камень. На гладком камне грелась зеленая ящерица.

1. У дороги рос могучий дуб. 2. В колхозе пионеры встретились с бригадой трактористов. 3. Сияют звезды на башнях Кремля.

1. Мы первые в мире проложили дорогу к звездам. 2. Ребята прочитали в книге о подвиге пионера. 3. Перед школой мы посадили цветы.

В лагере.

В пионерском лагере звучит горн. Пионеры бегут к реке. Потом все быстро идут на линейку. Сегодня у каждого отряда свои дела. Группа пионеров едет в соседний колхоз на уборку овощей.

Гроза в горах.

Ночью в горах бушевала гроза. По крутым склонам неслись дождевые потоки. Вода вырывала с корнем деревья. Мы укрылись в сухой пещере. Под утро гроза утихла. Мы вышли из пещеры. Утренние лучи играли на зелени.

Канал в пустыне.

Трудно строить канал в пустыне. Песок раскален на солнце. Воду возят в огромных бочках. Машины с трудом идут по пескам. Но люди победили. Канал пришел в город. Есть вода — есть и зелень. На канале устроили пляж. Теперь здесь можно хорошо отдохнуть.

Миша.

Миша вошел в свой класс. Он сел за первую парту. Миша вынул из портфеля книги и положил их на парту. Он сидит с Юрой. Учитель вызвал Мишу к доске. Мальчик стоит у доски и отвечает урок.

Ежик.

Выбрал ежик себе на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик за удобной постелькой. Нашел он листья и надел на иголки. Потащил их еж к себе в норку. Хороша у ежа постелька!

На корабле.

К празднику на корабле все чистили. За борт на толстых веревках спустили доски. На досках маляры. Корабль качается на волне, а маляры борт красят. С самого утра моряки надели все праздничное. Подняли на мачты флаги. Вечером будет концерт.

Творческие диктанты.

Экскурсия, к экскурсии, на экскурсию, об экскурсии.

Класс, в классе, с классом, из класса.

Товарищ, с товарищем, у товарища, к товарищу.

В магазин. В магазине.

На праздник. На празднике.

Под крыльцо. Под крыльцом.

За домом. За дом.

С праздника. С праздником.

Контрольные диктанты.

Школьный двор.

Звонок. Ученики выбегают на школьный двор. Они играют в мяч. Малыши прыгают. Другие сидят на скамейках. Перед школой сад. К саду ведут дорожки. Они посыпаны песком. Все здесь сделано руками учеников.

На ферме.

В нашем колхозе большая ферма. Теперь на фермах работают разные машины. Подвесная дорога подает корм из кормовой кухни. Машины для дойки коров заменяют руки доярки. На ферме чисто и светло. (30 слов.)

Урожай леса.

Богатый урожай созрел в лесу. На опушке в траве поспела земляника. Много в лесной глуши ягод малины. Прячутся под сухими листьями грибы. На болоте манит к себе клюква. Щедрые подарки приготовил лес человеку. (33 слова.)

В летний зной.

Лошадь бежит рысью. С двух сторон дороги стоит стеной пшеница. Колосья бьют по лицу. Васильки цепляются за ноги. Воздух душный. На лбу у меня капли пота. Скорей к лесу! Там в тени у ручья можно отдохнуть. (36 слов.)

Лиса и белка.

Над норой лисы жила белка. Она прыгала с ветки на ветку. Хитрая лиса притворилась мертвой. Стала белка бросать в лису шишками. Лиса не двигалась. Надоело белке играть. Она спряталась в дупло. Пропала у хитрой лисы добыча. (36 слов.)

lyuceum7-1a.ucoz.ru

Чем отличается приставка от предлога в русском языке? Правило, примеры

Часто люди путают приставки и предлоги. Из-за этого грамотность написанных ими текстов страдает. А происходит это из-за того, что не все понимают, чем отличается приставка от предлога. Именно это и является причиной частых ошибок.

чем отличается приставка от предлога

Чем отличается приставка от предлога

Чтобы допускать как можно меньше ошибок при письме, следует запомнить правило. А оно гласит, что приставки являются частями слов и пишутся слитно. С их помощью можно образовывать новые слова.

Предлоги же – самостоятельная часть речи, которую нужно писать раздельно с другими словами. Они помогают связывать слова в согласованные предложения.

Трудность в определении создаёт тот факт, что звучат они часто одинаково. Потому-то так важно уяснить, чем отличается приставка от предлога. Правило это следует не только вызубрить, но и уметь использовать при письме.

Чтобы облегчить эту работу, существуют практические подсказки.

У глагола есть приставки

А вот предлоги рядом с глаголами никогда не стоят. Это одна из главных подсказок. Поэтому можно ответить на вопрос, чем отличается приставка от предлога так: «Около глагола никогда не может быть предлога».

чем отличается приставка от предлога правило

В качестве примеров можно взять слова сбежал, подскочил, влетел. Приставки с-, под-, в- в этих глаголах схожи в произношении с предлогами. Но так как мы видим перед собой глаголы, то понимаем, что писать их нужно слитно.

Применение в жизни первой подсказки

Помогут закрепить понимание этого признака, показывающего, чем отличается приставка от предлога, примеры.

Петька снова сбежал с урока. На улице к нему сразу же подскочил его любимый пёс, который уже ждал его, лёжа под школьной скамейкой.

Разберём эти примеры.

- Сбежал; с урока.

В первом случае "с" стоит рядом с глаголом, значит, это приставка, и пишется она слитно. Во втором случае «с» относится к существительному, следовательно, ничего конкретного пока утверждать мы не можем.

По тому же алгоритму разберём слова «подскочил» и «под скамейкой». В первом слове под- пишем в глаголе слитно, ведь это приставка. А в словосочетании «под скамейкой» предлог «под» помогает связать слова в предложении и поэтому стоит отдельно от существительного.

Но детям пока ещё трудно определить, чем отличаются приставки от предлогов. Ответ дает вторая и третья практическая подсказка.

Ставим существительное в начальную форму

Эта вторая подсказка ещё более важная. Ведь она показывает, чем отличается приставка от предлога, когда дело касается существительных. Конечно, было бы очень просто, если бы приставки помогали образовывать только глаголы. К огромному сожалению тех, кому правописание даётся с трудом, они бывают и у существительных.

чем отличаются приставки от предлогов ответ

Эта подсказка помогает определить, чем отличаются приставки от предлогов при существительных. Оказывается, после того, как мы определили, что слово, не является глаголом, следует поставить его в начальную форму, то есть в именительный падеж.

Пример применения второй подсказки

Умея пользоваться практической подсказкой, определяющей, чем отличаются приставки от предлогов, 5 класс легко справится с поставленной задачей. Пятиклассники обычно уже безошибочно разбираются, где приставки, а где предлоги.

Алгоритм работы таков. Читаем текст:

У стола сломалась ножка,

Я устал его чинить!

Посмотрю пока в окошко…

А потом – опять пилить!

Проверяем словосочетание «у стола».

  1. Это не глагол, следовательно, нельзя с уверенностью утверждать, что «у» приставка.
  2. Ставим «у стола» в начальную форму вместе с предлогом, получается «устол». Но такого слова не существует! Есть только слово «стол». Значит, «у» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Разберём слова «сломалась», «устал» и «посмотрю». Это глаголы, следовательно, предлогов при них быть априори не может. Делаем вывод: это приставки «с», «у», «по». А мы уже знаем, чем отличается приставка от предлога в русском языке – их нужно писать слитно со словом.

чем отличаются приставки от предлогов 5 класс

Далее следует словосочетание «в окошко». Попытаемся сделать это по вышеописанному алгоритму.

  1. Это не глагол, следовательно нельзя утверждать, что «в» является приставкой.
  2. Ставим «в окошко» в начальную форму вместе с предлогом, получается «вокошко». Но такого слова не существует! Есть только слово «окошко». Значит, «в» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Однако особо упрямые могут настаивать на том, что «вокошко» как раз и существует, ведь вот даже в примере так и говорится - «посмотрю в окошко». Чтобы даже им нечем было крыть, мы познакомим их с ещё одной, третьей практической подсказкой. Именно она, в конечном счёте, показывает, чем отличается приставка от предлога. 5 класс ответы может давать, как мы видим, не совсем точные, если учащиеся не умеют ею пользоваться.

Между предлогом и словом можно вставить вопрос

Снова вернёмся к нашему примеру. «В окошко» - в какое окошко? Как видно, вопрос удачно вписывается в словосочетание. А при желании можно вместо вопроса вставить другое слово, например, прилагательное.

чем отличаются приставки от предлогов

У нас получается такая фраза: «Посмотрю пока в чистое окошко». Теперь ясно видно, что предлог и существительное благополучно разделились. Следовательно, «в» никак не может быть предлогом.

Примеры использования третьей подсказки

Чтобы быть на сто процентов уверенным в правописании приставок и предлогов со словами, следует всегда применять третью подсказку на практике.

«Прилёт» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «при» и «лёт». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

«Залетевший» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «за» и «летевший». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

Работа с подсказками над контекстом

Итак, отработаем алгоритм использования подсказок на практике.

чем отличается приставка от предлога примеры

Над голубой рекой пролетали журавли.

  1. «Над голубой» - это не глагол, следовательно, мы не можем утверждать, что это приставка.
  2. Ставим словосочетание в начальную форму. «Надголубая» - такого слова не существует, значит, это не приставка, а предлог.
  3. «Над извилистой голубой рекой» - между предлогом и словом легко вставляется ещё одно слово. Это ещё раз доказывает, что перед нами слово с предлогом.
  4. Вывод: «над» и «голубой» нужно писать раздельно.

«Пролетали» - глагол, следовательно, «при» является приставкой и пишется слитно с «летали».

Существует множество вариантов закрепления навыков грамотного письма. Вот один из способов.

чем отличается приставка от предлога 5 класс ответы

Даётся текст, в котором и приставки, и предлоги взяты в скобки. Учащемуся нужно раскрыть скобки, то есть написать слова либо слитно, либо раздельно.

1.(За)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы, (по)бежали (по)дорожкам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)берёзы ,(по)бежал (по)деревне,(про)читал (про) город.

2.(На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Интересный вариант закрепления навыков правописания приставок и предлогов – подбирать самостоятельно по смыслу их и вставлять в контекст.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

Подвижные игры и соревнования на уроках русского языка

На уроках можно поработать над закреплением этого навыка и без письма. Проводится игра «Отхлопали». Все ребята встают из-за столов. Садиться будут те, которые ошибутся. В результате стоять останутся только те дети, которые будут самыми внимательными и умеют пользоваться правилами.

Учитель читает слова, а игроки должны хлопать в ладоши в том случае, если в слове есть приставка.

Прилетели, полёт, в окно, по дорожке, побежали, повизгивала, у нашей Маши, у Маши, умотался, смотался, присмиревшая, приказал, при мне, прилежный, прекрасный, причастился, причастие, подосиновик, под осиною, подлизывается, покрывается, укрывается, укрыватель, покрывало, по корыту, покрыто, покрытая, половик, подполковник.

Оставшихся стоять детей можно "премировать", поставив им в журнал отличные отметки.

Интересно, весело и необычно проводится на уроке русского языка эстафета. Класс делится на три команды, лучше всего это сделать по рядам. Доска также делится на три части - каждой команде выделяется по одной трети. На столе лежат карточки со словами таким образом, чтобы самих слов видно не было. Ребята по одному выбегают к столу, берут любую карточку и читают написанное. Если попалось слово с приставкой - его записывают в один столбик, если это словосочетание с предлогом - в другой.

Выиграет та команда, которая быстрее всех справится с задачей. Но тут действует и второе условие: все слова должны быть написаны правильно и находиться в своём столбике. Если команда заканчивает работу первой, ей присуждается 20 очков, за второе место - 15, а за третье - 10. За каждую ошибку следует отбирать по одному очку. После подсчёта ошибок и оставшихся баллов можно вычислить команду-победителя. Чем наградить её участников - решает учитель. Но обычно детям достаточно уже и самого признания. А проигравших можно заставить покукарекать или подёргать самих себя за ушко под музыку.

Такие игры пробуждают в ребятах интерес к знаниям, ведь азарт, жажда победы - самое сильное чувство. Тем более легко происходит закрепление навыков потому, что перед детьми стоит конкретная цель - победить в игре у своих товарищей. Это не какая-то иллюзорная задача - научиться грамотно писать, чтобы считаться культурным человеком. Поэтому играть на уроках русского языка нужно обязательно!

fb.ru

Правописание приставок и предлогов / Орфография и орфограммы 1-4 классов / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Правописание приставок и предлогов

Приставки и предлоги бывают похожи (по, над, с, в и другие).

Приставка - это значимая часть слова, которая пишется слитно - побежал. 

Предлог - это самостоятельная часть речи, она пишется раздельно с другими словами - бежал по дорожке.

Чтобы понять, что перед нами, - приставка или предлог, по­про­буй в том месте, где воз­ник во­прос, вста­вить дру­гое слово (или вопрос). Если вста­вить слово можно, зна­чит, это пред­лог, пи­шет­ся раз­дель­но. Если слово нель­зя, зна­чит, это при­став­ка, пи­шет­ся со сло­вом слит­но.

Например:

побежал по дорожке - побежал по (грунтовой) дорожке

зашёл за другом - зашёл (за кем?) за другом

Запомни! При гла­го­лах пред­ло­гов не бы­ва­ет. Пред­ло­ги пишутся перед име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, прилагательными, числительными или ме­сто­име­ни­я­ми.

Запомни! Наречия издалека, издавна, вверх, вниз, направо, налево и другие пишутся слитно. 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Сочетания - ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И - Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание "не" с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 180, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 125, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 128, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 139, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 140, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 5, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 210, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 5, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 9, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 260, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 107, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 109, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 113, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 114, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 262, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 10, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 149, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 16, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 105, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 122, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 115, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 285, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 286, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 56, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 614, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 698, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 728, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 59, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 60, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 64, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 95, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 97, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 163, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 348, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 364, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 369, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 31, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 50, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 70, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 211, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

© 2018 - budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Как отличить предлог от приставки: правило :: SYL.ru

Несмотря на то, что изучение предлогов, приставок и их правописания входит в школьный курс русского языка и в упрощенном виде рассматривается уже в начальных классах, после завершения обучения мало кто пользуется полученными сведениями. При помощи собственным детям в усвоении этих правил бывает довольно трудно вспомнить забытую информацию.

Однако признаки этих частей речи желательно знать каждому грамотному человеку, чтобы не краснеть при ответе на вопрос: «Умеете ли вы отличать предлоги от приставок?» Такие знания найдут применение в любой возрастной категории, вспомнить правописание слов в родном языке всегда бывает полезно.

Основные определения

И приставки, и предлоги являются необходимыми элементами русского языка. Рассмотрим смысловую и синтаксическую составляющую этих терминов, их деление на видовые категории и использование в словообразовании и предложениях, а также разберемся, как отличить предлог от приставки.

Определение предлога

Предлоги выступают обычно в качестве вспомогательной части речи, они указывают, как одни слова зависят от прочих в различных предложениях и словосочетаниях. Не имеют самостоятельного значения, не могут употребляться обособленно от слова, используемого в роли существительного. Из-за своей неавтономности никогда не выступают как члены предложения. В словосочетаниях используются для указания подчинительного вида связи.

Это интересно! Многие обращали внимание на обилие предлогов в русской речи и их неоднородность. Такое количество обусловлено активным пополнением численности предлогов за счет формирования от других исходных разрядов в XIX—XX веках. Наибольшее развитие получили предлоги с отвлеченным смыслом – объективные, причинные, временные и т.д. - благодаря возрастающему значению научно-публицистической речи.

Виды предлогов

Если предлоги употреблять раздельно с другими словами, они не будут иметь смысловой нагрузки, важна именно их взаимосвязь с другими частями речи. Однако и в обратном случае, без использования предлогов, смысл предложения может быть непонятен. При семантическом анализе выделяются следующие группы:

  1. Обозначающие место – это предлоги около, возле, вокруг, под.
  2. Отмечающие время – это после, в продолжение, до, перед, по, в.
  3. Указывающие на причину – это предлоги вследствие, из-за, по причине, от.
  4. Определяющие цель – для, по, к, ради, за.
  5. Раскрывающие отношения, определенные обстоятельства и т.д. – предлоги о, насчет, несмотря на.

Как видно, часть предлогов повторяется в ряде вышеперечисленных категорий, что лишний раз свидетельствует об их служебной природе и о смысловом значении, открываемом только в контексте словосочетания. Поэтому при синтаксическом исследовании предложений и проводится соотнесение предлогов к связанным с ними словам.

Определение приставки

Чтобы ответить на вопрос: «Как отличить предлог от приставки в русском языке», - необходимо также понять и суть термина «приставка».

Приставка (или префикс) является комбинаторным элементом слова, она неотделима от него, размещена раньше корня и видоизменяет или дополняет семантическое значение слова, порой превращая его в прямо противоположное. Приставки широко распространены не только в русском языке. Зачастую их происхождение обусловлено соответствующим предлогом, являющимся родоначальником данного элемента слова.

Особенности приставок

Префиксы имеют интересные свойства:

  1. При добавлении к слову приставки не способны изменить его принадлежность к определенной части речи. Например, если приставка присоединяется к имени существительному, то слово будет по-прежнему представлять из себя существительное.
  2. В русском языке есть слова с несколькими приставками, взаимно дополняющие друг друга и наиболее полно раскрывающие смысл. Например, к глаголу крыть можно добавить приставку от-, получится слово открыть. Если добавить еще одну приставку – при-, образуется новый глагол приоткрыть, отличающийся от предыдущего дополнительным оттенком значения.

Иногда бывает трудно отграничить приставку от другой приставки или от корня. Если брать в качестве примера слово «простой», нужно сначала определить, прилагательное ли это или существительное. Существительное в данном случае включает в свой состав приставку «про» и корень «стой», а прилагательное – только корень с окончанием.

Виды приставок

Все префиксы подразделяются на три категории:

1) Приставки, у которых всегда одно и то же написание, несмотря на произношение. Примеры: в-, за-, о-, не-, по-, про-, с-, у- и др.

2) Приставки, на конце которых расположены согласные с и з. Примеры: бес- (без-), ис- (из-), рас- (раз-).

3) Префиксы с гласными и и е на конце. Примеры: при- и пре-.

Сравнительные характеристики приставки и предлога

Теперь нужно разобраться, чем отличается предлог от приставки и в каких случаях каждый из этих элементов является префиксом, а в каких – предлогом. На это стоит обратить особое внимание, так как, разобравшись в сути сейчас, в последующем будет проще ориентироваться, а также объяснить главные отличия.

Главное отличие

Приставка всегда является неотъемлемым компонентом слова и имеет слитное написание. Используется для создания новообразованной словоформы или преобразования значения слова вплоть до его логически-смыслового завершения.

Ехать – выехать, думать – подумать, бежать – забежать.

Каблук - подкаблучник, думать – выдумка, ветер – проветривание.

Предлог – это автономный компонент речи, используется для связывания слов и объединения их в группу - словосочетание.

После затяжного ливня Петя любил прыгать по лужам.

Подосиновик рос у корня дерева.

Иди вдоль реки, как перейдешь ее по мосту - увидишь рядом с деревом валун, под которым и спрятан клад.

Так как отличить приставку от предлога? Правило, которое можно вывести на основании вышеизложенного, гласит: предлоги с остальными словами всегда имеют раздельное написание, а приставки – только слитное. Это связано с тем, что предлог является элементом предложения, а вот приставка – компонентом слова.

Вопросительные конструкции

Один из способов определить, как отличить предлог от приставки, охватывает использование вопросов.

  1. К самому предлогу проблематично поставить вопрос, зато к образованной им словесной конструкции – вполне возможно.

К чему приступим? Приступим к повторению пройденного материала. По каким признакам можно определить, что урок начался? По оповещающему сигналу звонка и по времени начала урока.

Приставка не отвечает ни на какие вопросы и не может употребляться для постановки вопросов с ее помощью.

  1. Так как глагол не может отвечать на поставленные вопросы, предлог никогда не будет находиться рядом с ним. А вот приставки для формообразования глаголов используются довольно широко.

Различие по смыслу

Так как отличить приставку от предлога? 3 класс начальной школы педагоги учат определять разницу, используя смысловые умозаключения. Вот список правил, которые будут понятны даже ребенку:

  1. Попробуйте добавить слово сразу после предлога. Если проверяемый элемент не является приставкой, это будет довольно легко сделать, и новое слово нисколько не разладит предложение. Пример: «Мы с Олей смотрели на звезды». Можно придумать такой вариант: «Мы с Олей смотрели на яркие звезды». Так как предложение удалось дополнить новым словом, проверяемый элемент «на» является предлогом.
  2. В русском языке некоторые части речи удается различить только по смыслу, так как они имеют одинаковое звучание. Так может обстоять дело с некоторыми предлогами, похожими на наречие с приставкой. Для более точного определения постарайтесь прибавить дополнительное слово, для предложения с наречием это действие будет практически невыполнимым. Сравните предложение с наречием: «Мы всегда шли тебе навстречу» и с предлогом: «Мы шли на встречу с родителями».
  3. Некоторые предлоги имеют смысловые аналоги, поэтому для них достаточно придумать синонимичное слово. Например, «насчет» спокойно можно поменять на «об». Согласно этому предложение: «Я хотел поговорить насчет вчерашнего случая», - будет включать предлог, а не имя существительное, содержащее приставку «на-».
  4. Можно попытаться просклонять слово. Предлог иногда претерпевает изменения, а вот приставка, являющаяся компонентом слова, не меняется. В качестве примера можно привести предложение: «Мы разговаривали про свет», где можно использовать и другие предлоги: «о свете», «без света» и т.д. Сравните: «Среди деревьев виднелся просвет».

Дополнительно – сложные предлоги

Приведенная ниже информация не рассказывает, как отличить предлог от приставки, но она будет полезна для общего ознакомления.

Если предлог выступает как сложный и образован из нескольких простых, то он использует в своем написании дефис.

Примеры: из-за куста, из-под стола.

Приставки через дефис не пишутся никогда.

www.syl.ru

Чем отличается приставка от предлога в русском языке? Правило, примеры

Образование 7 апреля 2016

Часто люди путают приставки и предлоги. Из-за этого грамотность написанных ими текстов страдает. А происходит это из-за того, что не все понимают, чем отличается приставка от предлога. Именно это и является причиной частых ошибок.

чем отличается приставка от предлога

Чем отличается приставка от предлога

Чтобы допускать как можно меньше ошибок при письме, следует запомнить правило. А оно гласит, что приставки являются частями слов и пишутся слитно. С их помощью можно образовывать новые слова.

Предлоги же – самостоятельная часть речи, которую нужно писать раздельно с другими словами. Они помогают связывать слова в согласованные предложения.

Трудность в определении создаёт тот факт, что звучат они часто одинаково. Потому-то так важно уяснить, чем отличается приставка от предлога. Правило это следует не только вызубрить, но и уметь использовать при письме.

Чтобы облегчить эту работу, существуют практические подсказки.

У глагола есть приставки

А вот предлоги рядом с глаголами никогда не стоят. Это одна из главных подсказок. Поэтому можно ответить на вопрос, чем отличается приставка от предлога так: «Около глагола никогда не может быть предлога».

чем отличается приставка от предлога правило

В качестве примеров можно взять слова сбежал, подскочил, влетел. Приставки с-, под-, в- в этих глаголах схожи в произношении с предлогами. Но так как мы видим перед собой глаголы, то понимаем, что писать их нужно слитно.

Видео по теме

Применение в жизни первой подсказки

Помогут закрепить понимание этого признака, показывающего, чем отличается приставка от предлога, примеры.

Петька снова сбежал с урока. На улице к нему сразу же подскочил его любимый пёс, который уже ждал его, лёжа под школьной скамейкой.

Разберём эти примеры.

- Сбежал; с урока.

В первом случае "с" стоит рядом с глаголом, значит, это приставка, и пишется она слитно. Во втором случае «с» относится к существительному, следовательно, ничего конкретного пока утверждать мы не можем.

По тому же алгоритму разберём слова «подскочил» и «под скамейкой». В первом слове под- пишем в глаголе слитно, ведь это приставка. А в словосочетании «под скамейкой» предлог «под» помогает связать слова в предложении и поэтому стоит отдельно от существительного.

Но детям пока ещё трудно определить, чем отличаются приставки от предлогов. Ответ дает вторая и третья практическая подсказка.

Ставим существительное в начальную форму

Эта вторая подсказка ещё более важная. Ведь она показывает, чем отличается приставка от предлога, когда дело касается существительных. Конечно, было бы очень просто, если бы приставки помогали образовывать только глаголы. К огромному сожалению тех, кому правописание даётся с трудом, они бывают и у существительных.

чем отличаются приставки от предлогов ответ

Эта подсказка помогает определить, чем отличаются приставки от предлогов при существительных. Оказывается, после того, как мы определили, что слово, не является глаголом, следует поставить его в начальную форму, то есть в именительный падеж.

Пример применения второй подсказки

Умея пользоваться практической подсказкой, определяющей, чем отличаются приставки от предлогов, 5 класс легко справится с поставленной задачей. Пятиклассники обычно уже безошибочно разбираются, где приставки, а где предлоги.

Алгоритм работы таков. Читаем текст:

У стола сломалась ножка,

Я устал его чинить!

Посмотрю пока в окошко…

А потом – опять пилить!

Проверяем словосочетание «у стола».

  1. Это не глагол, следовательно, нельзя с уверенностью утверждать, что «у» приставка.
  2. Ставим «у стола» в начальную форму вместе с предлогом, получается «устол». Но такого слова не существует! Есть только слово «стол». Значит, «у» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Разберём слова «сломалась», «устал» и «посмотрю». Это глаголы, следовательно, предлогов при них быть априори не может. Делаем вывод: это приставки «с», «у», «по». А мы уже знаем, чем отличается приставка от предлога в русском языке – их нужно писать слитно со словом.

чем отличаются приставки от предлогов 5 класс

Далее следует словосочетание «в окошко». Попытаемся сделать это по вышеописанному алгоритму.

  1. Это не глагол, следовательно нельзя утверждать, что «в» является приставкой.
  2. Ставим «в окошко» в начальную форму вместе с предлогом, получается «вокошко». Но такого слова не существует! Есть только слово «окошко». Значит, «в» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Однако особо упрямые могут настаивать на том, что «вокошко» как раз и существует, ведь вот даже в примере так и говорится - «посмотрю в окошко». Чтобы даже им нечем было крыть, мы познакомим их с ещё одной, третьей практической подсказкой. Именно она, в конечном счёте, показывает, чем отличается приставка от предлога. 5 класс ответы может давать, как мы видим, не совсем точные, если учащиеся не умеют ею пользоваться.

Между предлогом и словом можно вставить вопрос

Снова вернёмся к нашему примеру. «В окошко» - в какое окошко? Как видно, вопрос удачно вписывается в словосочетание. А при желании можно вместо вопроса вставить другое слово, например, прилагательное.

чем отличаются приставки от предлогов

У нас получается такая фраза: «Посмотрю пока в чистое окошко». Теперь ясно видно, что предлог и существительное благополучно разделились. Следовательно, «в» никак не может быть предлогом.

Примеры использования третьей подсказки

Чтобы быть на сто процентов уверенным в правописании приставок и предлогов со словами, следует всегда применять третью подсказку на практике.

«Прилёт» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «при» и «лёт». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

«Залетевший» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «за» и «летевший». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

Работа с подсказками над контекстом

Итак, отработаем алгоритм использования подсказок на практике.

чем отличается приставка от предлога примеры

Над голубой рекой пролетали журавли.

  1. «Над голубой» - это не глагол, следовательно, мы не можем утверждать, что это приставка.
  2. Ставим словосочетание в начальную форму. «Надголубая» - такого слова не существует, значит, это не приставка, а предлог.
  3. «Над извилистой голубой рекой» - между предлогом и словом легко вставляется ещё одно слово. Это ещё раз доказывает, что перед нами слово с предлогом.
  4. Вывод: «над» и «голубой» нужно писать раздельно.

«Пролетали» - глагол, следовательно, «при» является приставкой и пишется слитно с «летали».

Закрепление правила правописания приставок и предлогов на практике

Существует множество вариантов закрепления навыков грамотного письма. Вот один из способов.

чем отличается приставка от предлога 5 класс ответы

Даётся текст, в котором и приставки, и предлоги взяты в скобки. Учащемуся нужно раскрыть скобки, то есть написать слова либо слитно, либо раздельно.

1.(За)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы, (по)бежали (по)дорожкам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)берёзы ,(по)бежал (по)деревне,(про)читал (про) город.

2.(На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Интересный вариант закрепления навыков правописания приставок и предлогов – подбирать самостоятельно по смыслу их и вставлять в контекст.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

Подвижные игры и соревнования на уроках русского языка

На уроках можно поработать над закреплением этого навыка и без письма. Проводится игра «Отхлопали». Все ребята встают из-за столов. Садиться будут те, которые ошибутся. В результате стоять останутся только те дети, которые будут самыми внимательными и умеют пользоваться правилами.

Учитель читает слова, а игроки должны хлопать в ладоши в том случае, если в слове есть приставка.

Прилетели, полёт, в окно, по дорожке, побежали, повизгивала, у нашей Маши, у Маши, умотался, смотался, присмиревшая, приказал, при мне, прилежный, прекрасный, причастился, причастие, подосиновик, под осиною, подлизывается, покрывается, укрывается, укрыватель, покрывало, по корыту, покрыто, покрытая, половик, подполковник.

Оставшихся стоять детей можно "премировать", поставив им в журнал отличные отметки.

Интересно, весело и необычно проводится на уроке русского языка эстафета. Класс делится на три команды, лучше всего это сделать по рядам. Доска также делится на три части - каждой команде выделяется по одной трети. На столе лежат карточки со словами таким образом, чтобы самих слов видно не было. Ребята по одному выбегают к столу, берут любую карточку и читают написанное. Если попалось слово с приставкой - его записывают в один столбик, если это словосочетание с предлогом - в другой.

Выиграет та команда, которая быстрее всех справится с задачей. Но тут действует и второе условие: все слова должны быть написаны правильно и находиться в своём столбике. Если команда заканчивает работу первой, ей присуждается 20 очков, за второе место - 15, а за третье - 10. За каждую ошибку следует отбирать по одному очку. После подсчёта ошибок и оставшихся баллов можно вычислить команду-победителя. Чем наградить её участников - решает учитель. Но обычно детям достаточно уже и самого признания. А проигравших можно заставить покукарекать или подёргать самих себя за ушко под музыку.

Такие игры пробуждают в ребятах интерес к знаниям, ведь азарт, жажда победы - самое сильное чувство. Тем более легко происходит закрепление навыков потому, что перед детьми стоит конкретная цель - победить в игре у своих товарищей. Это не какая-то иллюзорная задача - научиться грамотно писать, чтобы считаться культурным человеком. Поэтому играть на уроках русского языка нужно обязательно!

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Повелительное наклонение в русском языке: правило, примерыОбразование Повелительное наклонение в русском языке: правило, примеры

Глагол – одна из важнейших частей речи. Он служит для описания действия, обозначения некоего процесса, то есть без него не будет совершенно ничего, лишь бессмысленное название явления, которое никак не может себ...

Чем отличается тактика от стратегии, в чем разница?Бизнес Чем отличается тактика от стратегии, в чем разница?

Чем отличается тактика от стратегии? В чем разница между этими двумя понятиями? Один мудрец однажды сказал, что думать нужно стратегически, а действовать – тактически. Стратегия является более общим понятием, пл...

Что вкуснее - гусь или утка. Чем отличается гусь от утки, в чем разницаЕда и напитки Что вкуснее - гусь или утка. Чем отличается гусь от утки, в чем разница

Очень редко застолье обходится без мясных продуктов. Это питательный продукт, который хорошо утоляет чувство голода и насыщает организм белком. Каждый сорт мяса имеет свои положительные и, даже, отрицательные качества...

Чем отличается борщ от щей, в чем разница?Еда и напитки Чем отличается борщ от щей, в чем разница?

А вы знаете, чем отличается борщ от щей? Если нет, то мы расскажем вам об этом в представленной статье.

Чем отличается алкоголик от пьяницы: в чём разница?Здоровье Чем отличается алкоголик от пьяницы: в чём разница?

Алкоголизм — это величайшая проблема всех времен и народов. С каждым годом количество людей, злоупотребляющих спиртными напитками, растет. Связано это не только с ухудшением уровня жизни населения, но и с измене...

Чем отличается МРТ от КТ? В каких случаях МРТ лучше КТ?Здоровье Чем отличается МРТ от КТ? В каких случаях МРТ лучше КТ?

Уровень медицины в настоящее время достаточно высок. Существует большое количество исследований, которые позволяют с высокой точностью ставить диагноз. В арсенале врачей - новейшие технологии. С их помощью есть возмож...

Чем отличается юрист от адвоката, в чем разница? Чем юрист отличается от адвоката - основные обязанности и сфера деятельностиКарьера Чем отличается юрист от адвоката, в чем разница? Чем юрист отличается от адвоката - основные обязанности и сфера деятельности

Люди часто задаются такими вопросами: "Чем отличается юрист от адвоката?", "В чем разница между их обязанностями?" При появлении жизненных обстоятельств, когда необходимо обратиться к представителям этих профессий, пр...

Чем отличается доход от прибыли? В чем отличие дохода от прибыли, их особенностиНовости и общество Чем отличается доход от прибыли? В чем отличие дохода от прибыли, их особенности

Мало кто из обычных людей сможет ответить на вопрос о том, чем отличается доход от прибыли. Оба понятия означают приход денежных средств и возможность их инвестирования в дальнейшем. А как соотносятся эти показатели с...

Чем отличается ишак от осла? В чем разница между двумя названиями? Новости и общество Чем отличается ишак от осла? В чем разница между двумя названиями?

Чем отличается ишак от осла? Этим вопросом задаются немногие, однако, услышав нечто подобное, наверняка каждому придет в голову одна мысль: «А все-таки? Есть ли отличия? Или это просто два названия одного и того...

Что такое предлог в русском языкеОбразование Что такое предлог в русском языке

Как известно, русский язык невероятно богат как с лексической, так и с морфологической точки зрения. А потому иностранцам приходится тратить далеко не один год на изучение хотя бы его устной речи со всей грамматикой и...

monateka.com

Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Адыгейский Государственный университет

Педагогический факультет

Кафедра русского языка и методики его преподавания

в начальных классах

Особенности работы над предлогами и приставками

в начальной школе

Марченко Татьяна Алексеевна

Студентка 3 курса заочного отделения

Майкоп 2001г.

Оглавление

Введение

Глава I Лингвистические основы работы над приставкой и предлогом в начальной школе

1.1. Предлог как часть речи

1.2. Понятие о приставке

Глава II Психолого-педагогические основы изучения приставки и предлога

2.1. Роль анализа и сравнения в процессе обучения младших школьников

2.2. Принципы наглядности как один из важнейших дидактических

принципов в системе обучения младших школьников

Глава III Приемы работы над приставками и предлогами в начальной школе 3.1. Формирование представлений о предлоге у первоклассников

3.2. Особенности работы над приставкой

3.3. Сравнительное изучение предлога и приставки по системе Л.В. Занкова

3.4. Работа над предлогом в связи с изучением падежей

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества и процента обученности. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания.

Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.

Умения и навыки в области родного языка (речь-говорение, восприятие речи – аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участи человека в жизни современного общества, в современном производстве, в развитии культуры, искусства (16 5).

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения русскому языку, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, Д.Н. Богоявленского, М.Л. Закоружникова и многих других.

Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются базовыми для сознательного владения языком и формирования графических и орфографических навыков.

Младшие школьники, начиная с 1 класса, на разных уровнях изучают три части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; во 2 классе – предлог, в 3 классе знакомятся с местоимениями и наречиями. С учетом значимости для сознательного владения языком синтаксических знаний включены в программу знания о предложении как единице речи, о связи слов в предложении. Знания о морфемном составе слова представлены в объеме, необходимом для того, чтобы младшие школьники могли осознать существенные признаки каждой морфемы, их роль и взаимодействие в слове.

Учебные пособия по русскому языку предполагают ряд упражнений по морфемному составу (непосредственно приставки) и предлогам. Но учитывая сложность этой темы для младших школьников, мы обратились к теме: «Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе». Была поставлена цель – показать наиболее эффективные приемы работы, которые бы способствовали лучшему усвоению материала младшими школьниками.

Задачи исследования

1. Изучение лингвистической, психологической, педагогической и научно-методической литературы.

2. Обобщение передового опыта работы различных учителей-методистов начальных классов.

3. Изучение учебного процесса с целью определения, какое место в нем отводится предмету нашего исследования.

1. Выявление эффективных приемов работы при изучении предлогов и приставок.

В процессе работы над темой мы пользовались следующими методами :

1. Изучение литературы по теме.

2. Изучение и обобщение опыта работы передовых учителей страны.

3. Наблюдение за ходом уроков различных учителей.

4. Эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась в 2000-2001 гг. во II,III классах СШ №13 п. Ясенская Переправа Ейского района Краснодарского края.

Глава I Лингвистические основы работы над приставкой и предлогом в начальной школе

Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию, грамматические теории ( о частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для методики обучения грамматике: на лексику, теорию текста и другие дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические основы методики обучения русскому языку.

«Лингвистические теории являются фундаментом для создаваемых методических систем. Как не может стоять дом без фундамента, так не может надежно служить методика, не опирающаяся на прочные лингвистические опоры». [ 14, 225]

На том или ином этапе развития науки может происходить смена исходных лингвистических платформ, что обычно ведёт к значительной перестройке всей методической системы. Причем принято считать, что лингвистика влияет только на содержание обучения, т.е. только на решение вопросов о том, чему учить, как трактовать то или иное понятие, языковое явление. Но это не так. Смена лингвистической концепции обязательно сказывается на всей организации обучения: на его содержании, на используемых приемах работы, на видах упражнений.

Покажем это на примере работы с приставкой и предлогом в начальных классах. Но сначала рассмотрим, что представляют собой предлог и приставка с лингвистической точки зрения.

1.1. Предлог как часть речи

Предлоги – это служебные слова, которые в сочетании именем в косвенном падеже выражают зависимость данного имени от других слов в предложении или словосочетании, передают различные отношения между зависимым именем и другими словами в предложении или словосочетании. [8, 256]

Например: Книга лежит на столе; яблоня в цвету, вид из окна .

Современная система русских предлогов сложилась на основе той предложной системы, которая была унаследована древнерусским языком их эпохи общевосточнославянского языкового единства. Русский язык сохранил такие древние предлоги как в, без, за, из, к, на, над, о, об, от, до, для, по, под, перед, про, при, ради, с, через, у .

Развитие и совершенствование языка требовало новых средств выражения грамматических отношений. Это служило стимулом для образования новых предлогов. Процесс их образования был беспрерывным, он продолжается и в настоящее время. [8, 236]

В лингвистической науке предлоги рассматриваются как одно из средств выражения синтаксических отношений между членами предложения, иначе говоря, как одно из средств организации слов в словосочетании. Указанное свойство предлогов составляет их грамматическое значение. [32,39]

Спорным в учении о предлоге остается вопрос о лексическом значении предлогов. На него существуют две точки зрения. Согласно одной из них большая часть предлогов имеет и лексическое и грамматическое значение, только степень проявления лексического значения у разных предлогов различна. Такой взгляд на предлог высказывается, в частности, в трудах В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, В.М. Жирмунского, В.И. Кодухова, А.И. Смирницкого. Противоположная точка зрения заключается в признании у предлогов только формального, грамматического значения и отрицании реального, лексического (в трудах А.А. Потебик, А.А. Шахматова, А.М.Пешковского и некоторых других лингвистов).

Предлоги, как и другие служебные части речи, принадлежат к неизменяемым словам. Следовательно, у них нет флексий и вопрос о морфемной структуре предлогов должен был бы быть предметом словообразования, однако и он по традиции рассматривается в морфологии. [32, 358]

Классификация предлогов

В зависимости от происхождения предлоги делятся на непроизводные и производные.

Непроизводными , или первообразными , считаются все предлоги, которые потеряли живую связь с теми словами, от которых они образованы. Это сравнительно небольшая группа слов, куда входят предлоги без, в, до, для, за, из, к, над, о, об, от, по, под, перед (пред), при, про, ради, с, у, через ; а также предлоги сквозь, между (меж), кроме, среди , соотносительность которых с наречиями в настоящее время может быть подтверждена лишь исторически.

Производных предлогов значительно больше. Их классификация производится в зависимости от того, с какой частью речи сохраняется связь производного предлога. Таким образом выделяются наречные, отыменные и отглагольные предлоги.

К наречным относятся предлоги вблизи, вдоль, вне, внутри, внутрь, возле, вокруг, впереди, вслед, кругом, мимо, навстречу, наперекор, напротив, около, поверх, подле, позади, поперек, после, посреди, прежде, сбоку, сверху, свыше, сзади и др. С ними сближаются предлоги, происхождение которых связано с прилагательными: согласно , соответственно, соразмерно, относительно и др. Рост производных предлогов происходит и за счет дальнейшей конкретизации широких пространственных, временных или иных обстоятельственных значений первообразных предлогов. Эта конкретизация идёт по линии сочетания такого предлога с наречием. В итоге образуются наречно-предложные сочетания, употребляющиеся в роли предлогов: вдоль по, вместе с, вслед за, отдельно от, рядом с и др.

mirznanii.com