Советы, как научиться писать сочинения по литературе на ЕГЭ на отлично. План как написать эссе по литературе


Как писать эссе по литературе: структура и план

Слово "эссе" в русский язык пришло из французского. Оно восходит исторически к одному латинскому понятию, которое означает в переводе "взвешивание". Французский термин переводится словами "очерк", "набросок", "попытка", "проба", "опыт". В этой статье мы расскажем вам о том, как писать эссе по литературе. Вы узнаете, какие существуют характерные особенности этого жанра, какова его структура и композиция. Также в нашей статье будут даны полезные советы, прочитав которые, вы будете понимать, как писать эссе по литературе красиво и интересно. Начнем с определения самого термина.

Что такое эссе?

Эссе представляет собой прозаическое сочинение со свободной композицией небольшого объема, которое выражает индивидуальные соображения и впечатления по конкретному вопросу или поводу и не претендует заранее на исчерпывающую или определяющую трактовку данного предмета.

В составленном Л. П. Крысиным толковом словаре оно определяется следующим образом: это очерк, который трактует некоторые проблемы в свободной форме, а не в научном систематическом виде.

Обратившись к Большому энциклопедическому словарю, мы узнаем о том, что эссе является жанром литературно-критической, философской, публицистической, историко-биографической прозы, который сочетает индивидуальную авторскую позицию, подчеркнутую в тексте, с непринужденным, зачастую парадоксальным изложением, приближенным к разговорной речи.

В Краткой литературной энциклопедии говорится о том, что эссе - небольшое по объему, обладающее свободной композицией прозаическое сочинение, которое трактует некоторую тему и является попыткой передать авторские индивидуальные соображения или впечатления, связанные с ней.

Признаки эссе

- Наличие определенного вопроса или темы. Посвященное анализу большого круга проблем произведение не может быть по определению выполненным в таком жанре, как эссе.

- Оно выражает обязательно индивидуальные соображения и впечатления по некоторому вопросу или поводу, не претендует на исчерпывающую и определяющую трактовку некоторого предмета. Подробнее о том, как писать эссе по литературе, смотрите ниже.

- Эссе, как правило, предполагает наличие нового, окрашенного субъективно слова о чем-либо. Произведение может иметь историко-биографический, философский, литературно-критический, публицистический, научно-популярный или же беллетристический характер.

- В первую очередь в содержании текста оценивается личность автора, его чувства и мысли, мировоззрение.

Создатель жанра эссе

Жанр этот стал в последние годы весьма популярным. Создателем его считается Мишель де Монтень (автор книги "Опыты", выпущенной в 1580 году). Именно в ней мы впервые находим примеры того, как писать эссе по литературе. Хотя следует уточнить, что автор этот писал философские эссе. В книге представлены такие главы, как, например, "О самомнении", "О совести". Однако сама структура текстов, авторская идея помогут вам в создании произведений этого жанра и по литературе, и по другим предметам.

Навык написания эссе сейчас весьма актуален. В настоящее время этот вид работы в качестве задания предлагается довольно часто. Например, включает эссе по литературе ЕГЭ. При поступлении в различные учебные заведения или, например, при трудоустройстве этому жанру придается большое значение. Конкурс работ позволяет выбрать лучших из лучших.

Для чего мы пишем эссе?

Цель, которую ставит перед собой написание эссе, - развить творческое мышление личности, а также умение письменно излагать мысли. Опыт этот очень полезен, так как помогает автору научиться грамотно и четко формулировать свои мысли, использовать важнейшие понятия, структурировать информацию, выделять связи между причиной и следствием, иллюстрировать примерами тезисы, аргументировать полученные выводы.

Отсутствие сюжета

Первая особенность написания эссе по литературе - это отсутствие в этом жанре классического сюжета. Конечно, можно приводить различные примеры из жизни, однако это все будет являться лишь иллюстрацией к главной мысли текста.

Неопределенность формы

Еще одна особенность - неопределенность формы. Другими словами, можно, как говорится, растекаться мыслью по древу, и за это никто не скажет вам плохого слова. Все, что приходит на ум, можно излагать на бумаге, анализировать, после чего подводить итоги вышесказанному.

Объем эссе

Имейте в виду, что объем эссе является довольно небольшим, но четких границ при этом не имеет. Он составляет примерно от трех до семи страниц, написанных компьютерным текстом. В Гарвардской школе бизнеса, например, эссе пишутся часто всего лишь на двух листах. В отечественных университетах допускается объем до десяти страниц машинописного текста.

Конкретная проблема или вопрос

Еще одна особенность состоит в том, что в центре размышлений автора обязательно должна стоять конкретная проблема (некоторый неразрешимый вопрос). Тема должна быть четко определенной. Эссе не может рассматривать одновременно множество тем, заключать в себе большое число идей (мыслей). Оно лишь отражает одну мысль, один вариант, и развивает их. То есть это всего лишь ответ на некоторый вопрос.

Собственное мнение

При этом высказывать нужно исключительно собственное мнение. Эссе не претендует на единственно верную точку зрения, даже если при этом приводится множество аргументов и доказательств. Это, скорее всего, только одна из граней данного вопроса. Написание эссе по литературе - не научная работа.

Имитация разговора с читателем

Следующее, о чем хотелось бы упомянуть, это то, что при создании эссе происходит как бы имитация живого разговора с читателем, которого следует вести за собой, призывать различными вопросами, поднимать таким образом животрепещущие темы, как будто вы находитесь перед ним здесь и сейчас. Авторский монолог должен быть вне пространства и времени, наполнен живыми речевыми оборотами. Написание эссе по литературе включает значительный творческий элемент. С читателем следует установить доверительный, дружеский стиль общения. Для этого автор должен намеренно избегать неясных, сложных, чрезмерно строгих построений. В то же время следует исключать из употребления шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова, а также избегать чрезмерно легкомысленного тона. Как отмечают исследователи, хорошее эссе может создать лишь тот, кто владеет темой свободно, способен видеть ее с различных сторон, а также готов представить читателю многоаспектный, но не исчерпывающий взгляд на данное явление.

Свободная композиция

Важная особенность этого жанра - свободная композиция. План эссе по литературе не строгий. Различные исследователи отмечают, что по своей природе этот жанр устроен таким образом, что не терпит формальных рамок. Часто он строится вопреки основным законам логики, по принципу произвольных ассоциаций. План эссе по литературе поэтому вы можете разработать самостоятельно. Некоторые основные композиционные особенности мы приведем чуть ниже.

Склонность к парадоксам

Имеется склонность к парадоксам. Данный жанр призван удивить, озадачить читателя - это качество его является обязательным. Отправной точкой для воплощенных в эссе размышлений часто выступает яркое афористическое высказывание или же некоторое парадоксальное определение, сталкивающее бесспорные на первый взгляд, но при этом взаимоисключающие друг друга тезисы, характеристики, утверждения.

Смысловое единство

К одному из парадоксов данного жанра относится внутреннее смысловое единство. Ориентированное прежде всего на субъективность, но свободное композиционно, эссе обладает вместе с тем смысловым единством внутри текста, то есть согласованностью основных утверждений и тезисов, а также внутренней гармонией ассоциаций и аргументов, непротиворечивостью суждений, в которых отражается личностная позиция его создателя.

Структура и план эссе

1. Вступление. "Как начать эссе по литературе?" - спросите вы. Как известно, сложнее всего написать первые строчки. Не нужно сразу же начинать что-то кому-то доказывать, создавая образцы эссе по литературе. Для начала следует подготовить почву, то есть создать нужную атмосферу и погрузить читателя текста в состояние мысли, которое ему поможет в дальнейшем максимально проникнуть в авторские идеи.

2. Главная часть, которая состоит из тезисов. Помните о том, что основная мысль должна быть сформулирована кратко и четко. Ей следует быть простой и понятной. Никто не любит голословных заявлений. Задача автора, создающего образцы эссе по литературе, состоит не только в том, чтобы ее изложить, но и в том, чтобы доказать. Например, вы заявляете о том, что судьбу определяет имя человека. Тогда докажите это, приводя конкретные примеры из жизни или же основываясь на некоторых известных теориях. По такому принципу следует писать эссе по литературе. Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин... Используйте знание русской классики, но обязательно представляйте свежий взгляд.

Тезис, таким образом, отвечает на вопрос: "Что?" После этого обязательно следует ответить на вопрос: "Почему?", то есть доказать его.

3. План написания эссе по литературе включает также вывод, заключительную часть, подведение итогов сказанного. Можно долго говорить о предмете эссе, уходить в дебри размышлений, но в конце обязательно нужно собрать в пучок все мыслительные богатства. Лишь так можно качественно завершить высказывание, а также показать ценность написанного текста. Если объем его слишком мал, можно без этой части обойтись. Главное - это чтобы основная мысль звучала в заключении.

Таков план написания эссе по литературе, который вы можете несколько изменить, поскольку это довольно свободная форма.

То, что поможет вам лучше написать эссе

1. Поразмышляйте над темой, ее значением. Проанализируйте, насколько хорошо вы разбираетесь в том, о чем хотите писать. Способны ли вы предложить нечто свежее и новое по данной теме? Эссе славится, прежде всего, оригинальностью. Следует представить обязательно небанальный взгляд даже на самые банальные вещи, если они являются предметом его содержания. Не забывайте при этом о свежести языка.

2. Материалы. Выберите, что вы будете использовать при написании работы. Достаточно ли будет лишь читательского и жизненного опыта? Не забывайте о том, что коллаж формулировок, разнообразие мыслей всегда подкупают. Познакомьтесь с различными точками зрения по данному вопросу и вступите с некоторыми авторами в дискуссию. Работа должна создавать впечатление упорного и длительного труда, удивлять читателей эрудицией и ставить их в тупик свежим мышлением.

3. Использование идей. Не следует пытаться рассказать обо всем и сразу. Можно порадовать читателей неожиданными фактами и искрометными выражениями. Сделайте так, чтобы вас было интересно, приятно и к тому же познавательно читать.

4. Три кита. Запишите на бумаге основные мысли и направления. Из них выберите три самых удачных тезиса. Возьмите их за основу. Если у вас получится больше разветвлений, вы рискуете тем, что текст покажется непонятным и поверхностным, а если меньше - консервативным и зацикленным. Издавна цифра "3" признается магической. Не стоит поэтому ее игнорировать.

5. Сначала - скелет. И лишь затем - кожа. Речь идет здесь о том, что сперва следует изложить лишь кратко ход мыслей. Их можно записать одним-двумя предложениями в каждом из абзацев, после чего не спеша перечитать, а потом лепить снежный ком, состоящий из ваших собственных мыслей. Вы можете добавить необходимые детали и примеры, а также накручивать информацию, применяя различные художественные средства.

Теперь вы знаете о том, как написать эссе по литературе. Информацию, представленную в нашей статье, можно использовать и при создании эссе по другим предметам. Основные моменты ничем не отличаются в различных видах этого жанра. Структура эссе по литературе, представленная нами, может использоваться, например, при написании работы по философии, при устройстве на работу и др.

fb.ru

Как научиться писать сочинение по литературе? План сочинения по литературе

Как научиться писать сочинение по литературе? Ответу на данный вопрос посвящена наша статья. Написание сочинения представляет собой одну из самых сложных и важных задач в обучении. Прежде всего, посмотрим на само это слово. Сочинение... В состав его входит корень "чин". Значение его - "иерархия", "порядок". Другими словами, сочинение представляет собой упорядочение мыслей, которое продиктовано материалом анализа и выбранной темой.

Почему изложение мыслей представляет для некоторых учащихся большую сложность?

Вопросом о том, как научиться писать сочинение по литературе, часто задаются не одни только школьники, которым это задание никак не дается, но и родители, которые не могут помочь своим детям, а также учителя, ищущие новые методы и способы научить ребят писать этот вид работы. Для многих школьников это настоящая мука, и они не понимают одноклассников, у которых при задании написать сочинение загораются глаза.

Почему так происходит? Все мы - люди очень разные. Кто-то любит фантазировать, выступать, спорить, рассуждать. Таким, как правило, нравится писать сочинения. Часто они даже пренебрегают советами и выполняют работу по наитию. Вопрос о том, как научиться писать сочинение по литературе, перед этими счастливчиками обычно не стоит. А вот другие теряются. Варианты решения этой проблемы - критическая литература, интернет, а также дружба с товарищами-любителями излагать свои мысли в письменной форме. В этой статье мы дадим свой ответ на вопрос о том, как наиболее грамотно написать сочинение.

Различные виды работ

В школе мы знакомимся с различными видами этой работы: эссе, сочинение-описание, рассуждение, миниатюра, сочинение по литературному произведению и т. д. Каждый из них обладает своей структурой и имеет собственные требования к написанию, о чем не стоит забывать. Например, сочинение-эссе приближает к литературному творчеству. Стоит обращать особое внимание при работе над ним не только на содержание текста, но и на красоту, образность, легкость изложения. А в сочинении-рассуждении присутствуют обязательно три части: это вступление (в которое включаются тезисы), основная часть (примеры и доказательства) и выводы (выражение собственной точки зрения по поводу темы сочинения). Характеризуя миниатюру, отметим, что она состоит из тезиса, а также его пояснения. На данном виде сочинений часто тренируют одаренных ребят для участия в олимпиадах и предметных конкурсах, ведь написать емко и кратко зачастую намного труднее, чем создать стандартную работу, по объему занимающую несколько листов.

Проблемные темы

Темы сочинения бывают различными. Проблемные - это те, в которых ставятся вопросы эстетического, научного или этического характера. В их формулировку зачастую включается сам этот термин ("проблема"), который подскажет вам, как писать сочинение. Примеры: "Проблема прошлого в поэме "Мертвые души" Н. Гоголя", "Устроит ли счастье героев Толстого героев Достоевского?"

Сопоставительные темы

Сопоставительные предполагают сравнение двух либо более объектов по определенным формулировкой признакам. Обычно включаются в формулировку подобных тем несколько объектов, которые соединены союзом "и". Пример: "Сын и отец Кирсановы в романе "Отцы и дети" И. Тургенева".

Обзорные темы

Обзорные темы предполагают широкий охват материала, зачастую его репродуктивное изложение (то есть пересказ) и описание. Содержание их иногда составляет рассмотрение трансформации объекта со временем. В тему в некоторых случаях включаются сопоставительные элементы, то есть изменение чего-либо во времени. Подобные формулировки подскажут вам, как писать сочинение. Примеры: "Изображение войны в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого", "Москва и москвичи в творчестве Булгакова" и др.

Другие виды тем

Раскрывающие особенности мастерства создателя произведения темы требуют хорошего знания понятий литературоведения. Нужно уметь характеризовать героев, видеть особенности повествования, анализировать описания (интерьер, портрет, пейзаж), разбираться в композиции текста. Главное - видеть идейную и эстетическую ценность данных элементов. Пример: "Мастерство Льва Николаевича Толстого в изображении отечественной истории".

Сочинения по цитате предполагают выявление темы данного высказывания, формулирование проблемного вопроса.

Большая часть тем - это смешанные, которые включают элементы вышеописанных видов. Существуют также свободные, которые опираются часто на житейский опыт автора.

Школьников часто интересует то, как научиться писать сочинение-рассуждение. Цель его - убедить в чем-либо читателя, закрепить или изменить его мнение по заданному вопросу. Основой данного вида работы, стержнем его является понятная, четко сформулированная и обоснованная с различных позиций главная мысль, которая должна быть единственной. Отвечая на вопрос о том, как научиться писать сочинение-рассуждение, а также другие виды работ, стоит сказать о некоторых правилах.

Правила, которые помогут вам при создании сочинения

Возможно, кому-то они покажутся не такими важными, но проблема в этом случае вряд ли сдвинется с места. Основные неудачи кроются как раз в невнимании к главным правилам.

Сочинение - это жанр, который отрицает переписывание. Выбирая "сочные" фразы и предложения из готовых сочинений по критической литературе, мы этим совсем не обогащаем его, а лишь занимаемся типичным плагиатом. Делая это, мы так и не узнаем, как писать сочинение по теме произведения. Безусловно, ученики должны обращаться к критике, но только для того, чтобы в нужное русло направить собственные мысли, убедиться, что основная мысль понята верно, схвачена суть проблемы.

Философия произведения, раскрытая другими авторами, может оказать помощь для глубокого понимания темы, для внутренней работы. Однако утверждения, выводы, впечатления и мысли должны принадлежать только одному человеку - непосредственно создателю сочинения. "И все-таки, как научиться писать сочинение по литературе в таком случае?" - спросите вы.

Если вам нужно написать работу по конкретному произведению литературы (что является для школьников самым распространенным вариантом), следует в первую очередь прочитать произведение. Не подойдет для этого лишь краткое содержание. Подлинный интерес к литературе можно пробудить, лишь прочитав оригинал. Краткие содержания отражают лишь поверхностный слой, на основе которого глубокая работа с текстом невозможна. Для того чтобы создать хорошее сочинение, следует самостоятельно увидеть в рассказе, поэме или романе необычный сюжет, глубокий смысл, актуальность и талантливое слово.

Очень полезно читать хорошие работы, созданные другими авторами. Образцы их сейчас можно найти во множестве источников. Они будут полезны, когда мы пишем сочинение по литературе. Примеры того, где их можно найти, - специальные пособия, сборники, журналы. Прочитав несколько таких образцов, вы оцените особенности стиля, языка автора, структуру.

И, наконец, последнее правило: никогда не садитесь за чистый лист. У вас в голове обязательно должен быть уже некий план, образ будущего текста. Сложно представлять, что и как следует написать, сидя за письменным столом. А вот, например, когда вы выгуливаете собаку, идете в магазин, моете посуду, можете придумать будущее сочинение. Этот метод стоит попробовать - результат приятно удивит вас.

План

Для того чтобы написать хорошую работу, нужно иметь под рукой план сочинения по литературе. Что же это такое? План сочинения по литературе неизменно включает в себя следующие три части: это вступление, основная часть и заключение.

Вступление

Цель вступления - предвосхитить то, о чем будет говориться в основной части. Начало сочинения - это место, где вы можете выразить свои чувства и мысли. Вступление "рекламирует" дальнейший текст, увлекает читателей. Здесь будет уместно употребить интересные высказывания, эпиграфы, а также обозначить общее настроение вашей работы. Как известно, самое трудное - начать. Для того чтобы данная часть получилась у вас удачной, необходимо сформулировать в ней ключевые проблемные вопросы - те, на которые можно получить ответ в рамках предложенной вам темы, а затем, выбрав один-два из них, которые вы будете раскрывать в вашем сочинении, обосновать этот выбор. Рекомендуем также привести термины, которые вы будете использовать в ответе, определить их, что покажет их понимание автором. Не нужно бояться вопросительных знаков. Формулируйте смело вопросительные предложения. Начало сочинения (вступительная часть) иногда кратко характеризует либо само произведение, либо эпоху его создания, если предложенная автору тема предполагает анализ отдельного аспекта.

Основная часть

Основная часть - это раскрытие темы сочинения. Например, если это образ героя, следует рассматривать его целостно, при этом не оставляя немаловажные детали "за бортом" - ведь их для чего-то все-таки отметил создатель произведения. Не следует писать, если тема сочинения вами не до конца понята, если где-то потеряна линия сюжета. Возможно, требуется в этом случае перечитать произведение. Не бойтесь задавать вопросы учителю - он лишь одобрит вашу пытливость и интерес. Основная часть должна представлять собой доказательный и развернутый ответ на вопросы, сформулированные вами во вступлении. В ней вы должны убедить читателя в том, что верно поставили их и правильно решаете. Это самая большая по объему часть. На нее следует обратить особое внимание, размышляя о том, как писать сочинение.

Образец мысли, представленный каким-либо критиком, можно развить, если его идея уж очень сильно вам понравилась: представить собственные наблюдения, объяснить ее своими словами. Оцените потом, связана ли она как-то с основной темой вашей работы, с общим текстом. Но все же предпочтительнее прибегать к цитатам, что подчеркнет вашу подготовленность и осведомленность, будет выглядеть этично.

Заключение

И, наконец, заключение. Главная задача данной части - это подвести итоги по вашему рассуждению, представленному во второй части, а также по проблемным вопросам, которые были сформулированы вами во вступлении. Следует обобщить выводы, при этом используя термины и ключевые слова, которые входят в формулировку заданной темы: часто в ней присутствуют такие слова, как "пейзаж", "образ", "композиция", "проблема" и другие. В заключительных выводах повторите их. Помните о том, что вступление и заключение по содержанию во многом повторяют друг друга. Только форма меняется от вопросительной к утвердительной.

Следует отметить, что не во всех случаях нужно применять предложенный нами шаблон. Как писать сочинение, решайте индивидуально. Выбор пунктов зависит от читательской зоркости, степени подготовки, умения определять главное. Однако рекомендуется придерживаться плана, который мы составили, тогда не возникнет сложностей с пониманием того, как научится писать сочинения. ЕГЭ, например, оценивает наличие трех элементов - вступления, основной части и заключения.

fb.ru

Как писать сочинение ЕГЭ по литературе: план и примеры

Написание сочинения на ЕГЭ по литературе считается самым сложным заданием. Правильно структурированное и оформленное рассуждение с элементами анализа художественного произведения оценивается в 14 баллов. Чтобы получить максимально возможную отметку, надо учесть все требования разработчиков КИМ. Итак, каким должно быть сочинение. 

План

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий - это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра. 

  1. Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
  2. Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения. 
  3. Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:

  1. Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
  2. Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
  3. Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами - не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
  4. Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
  6. Определитесь со стилем сочинения.
  7. Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении - с позиции приглашения к рассуждению, в заключении - в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: "Любил ли Россию поэт?" Закончить его можно уже однозначным ответом: "Безусловно!" Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении. 
  8. Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.

Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы. После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик - бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант. Главное - помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись. Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!

edunews.ru

Как писать сочинение по литературе: образец, примеры :: SYL.ru

Написание сочинения одним школьникам дается легко, а для других представляет трудности. Однако подобную работу вполне можно написать на хорошую оценку. Тренировка в написании сочинений, соблюдение некоторых правил, широкий кругозор школьника – это залог получения высокого балла.

Соответствие нормам

Как писать сочинение по литературе, чтобы получить по нему хорошую оценку? Работа школьника всегда должна соответствовать заданным параметрам. Она должна раскрывать тему, а поэтому школьнику необходимо понимать, что именно нужно писать и каким образом. Уже более трех столетий не теряют своей актуальности знаменитые слова Буало: «Что ясно понято, то четко прозвучит». Полезно помнить об этих словах и сегодня, ведь одна из самых распространенных ошибок школьников в написании сочинений – это неумение систематизировать материал, которое напрямую связано с недостатком понимания темы. Еще одна проблема – это неумение связывать все сочинение с его ведущей мыслью. Серьезной помехой может послужить и незнание жанровых форм.

Сочинение-описание

Три основных формы сочинения, которые считаются классическими, – это повествование, описание и рассуждение. В сочинении-описании обычно сначала учащийся раскрывает общее впечатление о том или ином явлении, а затем описывает его основные признаки. Последовательность изложения этих фактов свободна. Она может определяться отношением школьника к данным характеристикам. Ключевым фактором для успешного написания такого сочинения является правильный выбор художественно-изобразительных инструментов.

Как писать сочинение по литературе, если преподаватель задал работу в данном жанре? Прежде всего, необходимо придерживаться основного плана:

  1. Сначала необходимо описать общее впечатление о каком-либо явлении.
  2. Затем дать характеристику отдельно взятым признакам или деталям.
  3. Описать собственное отношение к описанному.

Пример сочинения-описания

Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе. Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ. Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.

"На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.

Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой. Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел. Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм".

Где пригодится умение писать сочинения-описания?

Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина». Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте. Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:

  • Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
  • Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
  • Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
  • Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
  • Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, - ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги - это свобода. А свобода - жизнь».
  • Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».

Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

Сочинение-рассуждение. Подбор аргументов

Одним из наиболее частых заданий является сочинение-рассуждение. И важнейшей частью в его подготовке является подбор правильных тезисов. Аргументы представляют собой доказательства в пользу тезиса, доводы и объяснения автора сочинения. Так как писать итоговое сочинение по литературе в жанре рассуждения без хорошо подготовленных аргументов вряд ли получится, то к этому вопросу необходимо подойти с особой щепетильностью. Есть несколько типов аргументов:

  • Логические. Их еще называют рациональными доводами. С помощь данного вида аргументов отражается логика человеческого разума. Логические доводы – это факты, теории, гипотетические предположения, статистические данные, различные свидетельства очевидцев и т.д.
  • Иллюстрации. Без различных примеров из жизни или книг вряд ли будет полноценным сочинение по литературе. Как писать? Образец и шаблон позволяют школьнику упростить задание, но иллюстрации ему необходимо подобрать самостоятельно, проявив креативность. Данный тип аргументов – это примеры из личной жизни школьника или же из жизни его друзей. Полезно также дополнить сочинение яркими примерами из литературы. Можно также описать случай, который мог бы иметь место при стечении конкретных обстоятельств.
  • Авторитетные мнения. Это могут быть высказывания великих людей, выдающихся деятелей науки, искусства, политики, воспринимаемые в обществе как аксиомы. Можно приводить пословицы и поговорки, ведь в них также отражается глубокая мудрость народа.

Аргументы за и против

Для учащегося, который умеет аргументировать свою точку зрения, вопрос о том, как научиться писать сочинения по литературе, уже не будет столь острым. Школьник может спокойно использовать аргументы обоих видов – как за, так и против. Ведь доказательства могут как подтверждать какой-либо тезис, так и опровергать его. Здесь учащемуся необходимо уметь проявлять сдержанность и корректность. Развитое чувство такта позволит критиковать тезисы других авторов, с которыми школьник может не согласиться.

Пример аргумента

Например, учащемуся нужны аргументы к тезису «Орфография является важным аспектом в письменном общении». Если учащийся согласен с данным утверждением, он может привести доказательства за. То, как писать сочинение по литературе и подбирать к нему правильные аргументы, лучше всего рассмотреть на примерах. Можно подбирать тезисы исторического плана. Например: «Как-то раз, в военное время, на стене дома в полуразрушенном городе кто-то написал указатель «Оптека» и этим ввел в заблуждение своих бойцов. Ведь если за углом находилась аптека, то ради того, чтобы добыть лекарства раненым товарищам, можно было, рискуя жизнью, пробежать из одного конца улицы к другому. Но что если там находится оптика? Кому понадобятся очки и аксессуары в это опасное время?»

Данный пример может послужить аргументом в пользу необходимости соблюдать правила орфографии.

Сочинение-повествование

Еще одним классическим типом сочинения является повествование. В нем события излагаются одно за другим. В качестве самого краткого сочинения-повествования можно привести слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Всего лишь три слова ярко и точно передают суть того, что произошло. Работа данного типа тесно связана со временем и пространством – ученику необходимо обозначить конкретное время и место действия, имена лиц, названия предметов.

Пример сочинения в жанре повествования

Как писать сочинение по литературе данного плана? Рассмотрим пример.

"Стоял тихий вечер в небольшом городке Ивановской области. В восемь вечера продавщица продуктового магазина Елена Павловна возвращалась домой. Когда она проходила мимо заброшенной гостиницы, ей почудился странный звук, похожий на скуление. Елена Павловна подошла к заросшей изгороди и увидела там двух небольших щенков. Видимо, кто-то решил избавиться от них и поэтому выбросил прямо около забора. Продавщица, недолго думая, достала из кармана тряпичную продуктовую сумку, завернула бедных щенят и понесла домой.

Однако уже через несколько месяцев оказалось, что щенки эти были вовсе не простыми дворнягами. Маленькие создания вымахали в двух огромных мастифов. Поэтому Елене Павловне пришлось подумать о смене работы, ведь прокормить этих двух друзей на свою зарплату она никак не могла. Продавщица поначалу очень расстроилась. Ведь выбросить щенков ей не позволяли внутренние убеждения. Но затем ей в голову пришла замечательная идея. Она решила открыть гостиницу для животных. Ее заведение стало настолько знаменитым, что Елена Павловна стала зарабатывать в несколько раз больше. Весь свой доход благородная женщина теперь тратит на то, чтобы обеспечить домашним животным комфортные условия обитания в то время, пока их хозяева находятся в отпуске".

Заключение

С помощью образцов ученик сможет понять, как писать сочинение по литературе. Примеры позволяют быстрее разобраться, каким образом структурировать материал в работе того или иного жанра. Сочинение по литературе – это не такое сложное задание, как может показаться на первый взгляд. Если школьник хорошо знает тему, обладает грамотностью и богатым словарным запасом, такая задача не составит для него труда. Так как правильно писать сочинение по литературе – это не просто работать с заранее данным планом или шаблоном, но и уметь выражать собственное мнение по поводу конкретной проблемы, то во многом такая работа требует умения мыслить, выявлять проблемы, подбирать аргументы. Все эти навыки под силам развить любому школьнику.

www.syl.ru

план сочинения. Как написать сочинение

Обучение в школе – это очень интересно и увлекательно. Конечно, на пути школьников встречается очень много препятствий, таких как написание творческих работ, экзамены, диктанты и так далее. Больше всего школьники боятся написания сочинения ЕГЭ. План сочинения мы обязательно предоставим по каждому предмету (литература, русский язык, обществознание).

У каждого предмета свои требования к творческим работам и свои системы и критерии выставления баллов. Мы вас научим писать идеальные работы по ЕГЭ. План сочинения – это самое важное при написании. На этом пункте мы остановимся как можно конкретней. Также научим правильно писать сочинения по прочитанному произведению, которые встречаются практически на всем пути школьного образования.

Сочинение

Для начала хочется сказать несколько слов о главной теме нашей статьи. Зачем нас учат писать сочинения? Казалось бы, где эти знания нам могут пригодиться? Везде, школьное образование и нужно для получения основных базовых знаний для формирования личности, выпускник должен точно знать свои цели, чем он хочет заниматься дальше. Но ни одна уважающая себя организация не возьмет безграмотного человека в свой штат. Перед трудоустройством нам нужно обязательно написать резюме и пройти собеседование. Для этого нужно уметь кратко и лаконично излагать свои мысли, чему и учит нас написание сочинения.

Если литературу и обществознание можно не сдавать в виде государственного экзамена (эти предметы идут по выбору обучающихся), то обязателен при сдаче ЕГЭ русский язык. Сочинение, примеры и возможные аргументы мы приведем позже. Сначала разберем алгоритм написания сочинения по произведению. Предлагаем приступить прямо сейчас.

План сочинения по произведению

После прочтения произведения преподаватель предлагает написать творческую работу, в которой вы выражаете свое отношение к тому или иному случаю, герою, автору. Мы предоставим вам план, который поможет вам и значительно облегчит работу.

Конечно, любое сочинение начинается со вступления, далее идет основная часть и заключение. С первым и последним пунктом относительно понятно, но что писать в основной части?

Если написание сочинения – это не ваше любимое занятие, то не стоит ограничиваться планом в голове, набросайте его на черновике, делайте необходимые заметки. Этот план примерно будет выглядеть так:

  1. Вступление.
  2. Собственное мнение, впечатления от прочитанного текста.
  3. Выделить основную мысль, тему, что нам хотел донести автор.
  4. Как автор добился поставленной цели.
  5. В последнюю очередь говорят о своем видении, анализе.
  6. Заключение.

Пользуясь этим планом, можно без особого труда написать качественное сочинение, которое получит довольно высокий балл. Все должно быть связно и последовательно. Обязательно проверяйте орфографию, пунктуацию и стилистику.

ЕГЭ

В таких предметах, как обществознание, литература и русский язык, обойти творческую работу никак нельзя, если вы рассчитываете на высокий балл. Именно поэтому нужно разработать на ЕГЭ план сочинения. При этом план должен быть универсальным, то есть подходить абсолютно под любую тематику.

Важно запомнить, что на ЕГЭ план сочинения должен включать три основные части: вступление, основная часть и заключение. Сочинение не должно походить на отдельные несвязанные куски, даже если это будут отрывки с довольно глубоким смыслом. Нужно научиться связывать все части между собой. Если вступление и заключение рекомендуют делать короткими (то есть один абзац), то основную часть лучше разделить на несколько подпунктов.

Как мы уже говорили, у всех предметов разные системы оценивания работы, поэтому нужно рассматривать их отдельно. Многие ученики даже разрабатывают небольшой шаблон, заучивают его и пользуются во время экзамена. Так остается вставить в нужных местах цитаты из текста, аргументы на предложенную тему и пару своих мыслей, которые касаются предложенной проблемы. Давайте рассмотрим сочинения по разным предметам отдельно, начнем с литературы.

Литература

Рассмотрим план сочинения ЕГЭ по литературе, что должно быть в каждой из этих частей:

  • Вступление. Начать сочинение можно с интересной цитаты, которая фигурирует в произведении, с риторического вопроса, только они напрямую должны быть связаны с главной проблемой. В этой же части мы ее и обозначаем. Для того чтобы сделать свое сочинение более интересным, можно вставить во вступление интересные факты о создании произведения или биографию автора.
  • Основная часть является наиболее содержательной и трудоемкой. Мы раскрываем основную тему, подкрепляя цитатами из текста, выражаем свое мнение, подтверждаем аргументами из литературы.
  • Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод. Чем-то первая и третья части сильно схожи, только во вступлении вы задаете вопрос, а в заключении делаете утверждение, подводите итог.

Русский язык

Теперь переходим к вопросам, касаемых ЕГЭ (русский язык). Сочинение, примеры частей которого мы приведем в этой главе, можно смело использовать на экзамене.

План:

  1. Вступление и определение основной проблемы.
  2. Отношение автора к проблеме.
  3. Свое мнение и аргументация.
  4. Заключение (не более 3-4 предложений).

Теперь приведем выдержки из сочинений по каждому пункту:

  1. Каждый человек имеет заветную мечту и на протяжении всей своей жизни стремится ее осуществить любой ценой. Автор в предложенном тексте акцентировал внимание на проблеме трудолюбия.
  2. В самом начале (с 1-го по 3-е предложение) автор ссылается на известнейших писателей, указывающих на важность данной проблемы (здесь можно вставлять цитаты). Русский язык является «великим и несокрушимым» - такова позиция автора.
  3. Я полностью согласен с позицией писателя, ведь только на бескорыстии держится наш мир. Проблема бессердечия встречается нам во многих произведениях. Хорошим примером является роман «Преступление и наказание», написанный величайшим автором Ф. М. Достоевским. Мы видим образ православной девушки Сони, которая принесла себя в жертву и пошла торговать собой ради родных людей…
  4. В заключение хочется еще раз обратиться ко всему миру: научитесь видеть в природе красоту. Если мы осознаем, что такое истинная красота, то мир станет немного ярче, добрее и гуманнее.

Обратите внимание на то, что все отрывки взяты из разных сочинений, на разные темы.

Обществознание

Теперь осветим план сочинения по обществознанию (ЕГЭ предполагает и такое испытание):

  1. Выбираем цитату и представляем ее.
  2. Какую проблему затронул автор высказывания.
  3. Своя точка зрения и аргументация к данной проблеме.
  4. Вывод.

Если при написании сочинения по русскому языку рекомендуется брать примеры исключительно из литературы, то в эссе по обществознанию можно смело брать примеры из истории или житейского опыта.

fb.ru

план, примеры шаблонов, критерии оценки

При подготовке к сочинению — обязательной части ЕГЭ по литературе — безотказно срабатывают лишь два совета: как можно больше читайте и как можно больше пишите! Ну и, конечно, без логики, знания литературоведческих терминов и четкого плана сочинения хороших результатов ждать не придется. И все же каждый выпускник ждет универсального ответа на вопрос: как писать сочинение по литературе?

1. Готовьтесь заранее

Чем раньше вы начнете читать и перечитывать программные произведения, запоминать главных и второстепенных героев, анализировать тексты, тем лучше. Можно даже завести отдельную тетрадь для того, чтобы схематично заносить в нее сюжетные коллизии и имена персонажей. Также заранее стоит начать готовиться к написанию сочинений. Набивайте руку и доводите процесс до автоматизма: очевидно, что содержание вашего сочинения на экзамене будет отличаться от того, что вы пишете дома, однако структура должна всегда оставаться жесткой.

2. Придерживайтесь алгоритма

Какую бы тему вы ни выбрали, всегда ориентируйтесь на четкий план и неизменный алгоритм написания сочинения.

  1. Выбирая тему, убедитесь, что хорошо знаете это произведение и сможете развернуто написать о нем полноценную письменную работу.
  2. Составьте план! Пусть он будет коротким, но четким и поможет вашему сочинению выглядеть убедительно.
  3. Напишите тезисы, которые смогут лучше раскрыть выбранную тему и ярче осветить ее. Каждый тезис должен представлять собой одно-два предложения или даже всего несколько слов.
  4. Пишите сочинение на черновик. Это поможет не только избежать грамматических ошибок, но также увидеть текст проблемы со стороны и понять, чего же ему не хватает. Однако внимательно следите за временем, заложив на написание чистового варианта как минимум треть общего экзаменационного времени.
  5. Переписывайте материал на чистовик, но не забудьте внимательно перечитать работу перед тем, как сдавать ее на проверку.

3. Пользуйтесь шаблонами

В любой другой ситуации шаблон — это плохо. Здесь же он помогает сэкономить время и сохранить жесткую структуру написанного вами сочинения. При создании сочинения шаблон может стать для вас подсказкой: с чего начать и чем закончить абзац, как сделать переход от одной мысли к другой, а главное — чем наполнить вступление и заключение.

Так, например, во вступлении можно использовать следующие фразы:

  • «Эта тема давно волнует человечество»,
  • «Над этой проблемой задумывался не один автор, и (Имя Автора) также не был исключением».

А в заключении уместно будет сказать:

  • «Это произведение учит нас…»,
  • «Подводя итог, можно сказать, что…» и т. д.

Не стесняйтесь использовать такие выражения, как:

  • «Я полностью разделяю точку зрения автора»,
  • «Авторская позиция заключается в…»,
  • «Данная тема отображена в…» и т. д.

Однако не забывайте о том, что ваша личная позиция интересует членов комиссии гораздо меньше, чем изложение конкретных фактов и взглядов именитых критиков русской литературы.

4. Составьте план сочинения

Совет, набивший всем оскомину с детства. Однако, как бы мы ни отрицали, следует признать: без четкого плана действительно ничего не работает. Как же он должен выглядеть?

  1. Вступление. Здесь можно рассказать детали из биографии автора или историю создания произведения, затронуть исторический контекст или упомянуть о других произведениях, повествующих о данной проблеме.
  2. Постановка проблемы. Плавно подведя вступление к этой части, обозначьте проблему, заявленную в теме сочинения и отображенную в произведении.
  3. Комментарий к проблеме. Здесь следует указать, какое место проблема занимает в тексте и в современном обществе.
  4. Позиция автора. Для того, чтобы осветить этот пункт, необходимо ознакомиться не только с литературной критикой, но и с историческими пособиями. Только полное понимание контекста поможет вам как можно точнее составить представление об авторе и его произведении.
  5. Собственное мнение. Здесь рекомендуется выразить ваш взгляд на данную проблему. Однако не стоит посвящать этой части сочинения слишком много места и времени.
  6. Литературные аргументы. Вспоминаем произведения со схожей проблематикой, выстраиваем связи и логические цепочки.
  7. Заключение. Обобщаем сказанное и подводим итоги.

5. Пользуйтесь терминами

Хорошее знание терминологии поможет вам получить высокий балл на экзамене. В сочинении рекомендуется упомянуть как минимум пять литературоведческих терминов, причем, необязательно самых сложных: слова «эпитет», «лирическое произведение» и «завязка» тоже считаются.

Критерии, по которым оценивается сочинение

Рекомендуемый объем сочинения — 150-200 слов. Самый главный критерий, по которому оценивается ваша работа – «содержательный аспект». Если проверяющий поставит за него ноль баллов, то дальше работа проверяться не будет.

Остальные критерии:

  1. Соответствие темы и содержания. Если сочинение написано на заданную тему и авторская позиция изложена верно, вы получите за работу три балла. В случае несоответствия темы и содержания вы можете получить два балла. Один балл поставят за тему, которая раскрыта не полностью. Если сочинение написано не по теме, то вы получите ноль баллов.
  2. Работа с текстом произведения. Требуется подробный и качественный анализ произведений (если тема касается лирики, то необходимо вспомнить как минимум три стихотворения). Если при этом не допущено ни одной фактической ошибки, то автору сочинения поставят три балла.
  3. Опора на теорию литературы. При отсутствии ошибок и использовании литературных терминов за сочинение по этому критерию вы получите два балла.
  4. Композиционная цельность и логичность. Здесь важна структура, отсутствие повторов и нарушения последовательности.
  5. Соблюдение речевых норм. Красивый и правильный русский язык — основа любого сочинения. Если сочинение стилистически выверено и устраивает комиссию, то вы получите свои законные три балла.

Максимальный балл за сочинение по литературе — 14.

Читать похожие статьи

ruseducenter.ru

жанр литературы. Как написать эссе

Здравствуйте, уважаемые читатели литературного блога! Продолжаем знакомиться с литературными жанрами, познавать азы литературного мастерства. Чем эссе отличается от рассказа, о котором мы уже говорили (см. здесь), каковы особенности эссе, как писать эссе?.. Продолжает рубрику «В помощь начинающему автору». Напомним, ранее мы уже рассказывали и о повести, и о романе. Литературный жанр эссе — тема нашей сегодняшней статьи.

 

 

 

Эссе — жанр литературы. Особенности эссе

 

Таинственное слово «эссе»

Эссе – это, пожалуй, один из самых распространённых и таинственных жанров, который мне когда-либо приходилось встречать в литературе. Когда я училась в школе, мне говорили, что это «свободное течение мысли», что написать эссе сможет каждый. И всё. Казалось, что дальше я могла писать что угодно и (или) как угодно, не подчиняясь никаким законам. Я выдумывала то, что мне больше всего нравилось, хаотично излагала свои мысли  и была весьма довольна. Создавалось твёрдое убеждение, что я знаю, как писать эссе. Позже, в колледже мне снова начали задавать написать эссе. Дело было уже на психологии. После объяснений стало понятно, что я должна найти информацию и просто переписать её (или перепечатать). Работу я сдала, свою законную пятёрку получила, а вот, что же такое на самом деле литературный жанр эссе, как-то и не поняла.И только спустя несколько лет, я смогла открыть для себя некоторые тайны этого отнюдь не легкомысленного жанра и понять, каким же законам он подчиняется, каковы особенности жанра эссе…А началось всё с Мишеля де Монтеня, который в своё время написал книгу под названием «Опыты». Если вы её откроете, то увидите набор философских очерков, где автор размышляет об актуальных вещах. Например, есть у него главы «О совести» или «О самомнении». При этом никакой чёткой структуры нет, ни к какому ранее известному жанру отнести написанное было невозможно. Так и возник в Эпоху Возрождения новый литературный термин, который будет означать «проба, очерк». Правда, это если его переводить с французского. Латынь же даст нам другой перевод: «взвешивание». Когда проникаешься жанром эссе, все эти первоисточники становятся логичными и понятными. Отличия эссе от любого другого жанра вполне очевидны, но давайте кратко их обозначим.

 

 

Особенности эссе

 

  1. Отсутствие классического сюжета. Можно, безусловно, приводить примеры из жизни и литературы, но всё это будет лишь иллюстрацией вашей красноречивой мысли.
  2. Неопределённость формы. Здесь можно, что называется, растекаться мыслью по древу, и никто вам слова плохого не скажет. Излагайте всё, что приходит на ум, анализируйте и подводите итоги сказанному.
  3. Объём эссе достаточно мал, однако чётких границ не имеет.
  4. В центре ваших размышлений – какая-то актуальная проблема или неразрешимый вопрос.
  5. Исключительно субъективное мнение. Ни одно эссе не может претендовать на единственное правильное мнение или точку зрения, будь там тысяча доказательств и аргументов. Скорее всего, это лишь одна из граней обозначенного вопроса.
  6. Имитация живого разговора. Ведите читателя за собой, призывайте его вопросами, поднимайте животрепещущие темы таким образом, будто находитесь здесь и сейчас. Ваш монолог должен быть наполнен живыми соками и находиться вне времени и пространства.
  7. Эмоциональность и образность. Чем ярче язык, тем интереснее читать ваши пробы пера.

 

 

 

Как написать эссе

Скачать (PPT, 349KB)

Таковы особенности эссе. Теперь, когда вы принимаетесь за написание эссе, следует ответить для себя на несколько важных вопросов. Как правильно писать эссе? Для кого и для чего я пишу, почему я пишу? Что мне важнее: передать свою мысль или создать беспристрастный очерк? Исходя из ответов, следует выбрать правильную форму и язык, доступный той или иной аудитории.  Всем известно, что эссе пишутся в школах и университетах, по принуждению или добровольно. Так или иначе, есть у всех эссе несколько компонентов, которые из вида упускать не стоит.
  • Вступление. Не стоит сразу бросаться что-то кому-то доказывать. Стоит сначала подготовить почву, создать определённую атмосферу и погрузить читателя в то состояние мысли, которое поможет ему максимально приникнуть в ваши идеи.
  • Главная часть, состоящая из тезисов. Помните, что главная мысль (или мысли) должны формулироваться чётко и кратко. Они должны быть понятны и просты. Голословных заявлений никто не любит. Ваша задача  заключается не только в том, чтобы изложить, но и в том, чтобы доказать. Утверждаете, что имя человека определяет судьбу? Докажите, приводя примеры из жизни или основываясь на известных теориях.  Если тезис соответствует вопросу «что», то дальше обязательно надо ответить на следующий вопрос: «почему»?
  • Заключительная часть, вывод, подведение итогов. Вы могли долго-долго говорить о наболевшем, уходить в различные дебри собственных размышлений, но в конце эссе следует все мыслительные богатства собрать в тугой пучок. Только так вы сможете качественно закончить высказывание и показать ценность всего написанного. Если же ваш текст слишком короткий, то можно обойтись и без этой части. Главное, чтоб основная мысль всё-таки звучала в ваших словах.

Итак, мы ответили для себя на все необходимые  вопросы, как правильно писать эссе. Мы узнали, какие составляющие обязательно стоит включить в своё сочинение. Что следующее?

 

 

Как пишется эссе

 

  1. Тема. Ещё раз подумайте над её значением. Насколько  вы знаете о том, о чём собираетесь писать? Сможете ли вы предложить что-то новое и свежее по данному вопросу? Эссе славится своей оригинальностью. Даже если предмет его содержания банален, то вы обязаны предоставить небанальный взгляд на вещи, при этом не забывая о свежести языка. Сможете? Тогда вперёд.<
  2. Материалы. Чем вы будете руководствоваться? Хватит ли вам одного лишь жизненного и читательского опыта? Помните, что разнообразие мыслей, коллаж формулировок -  это всегда подкупает. Попробуйте посмотреть различные точки зрения по вашей теме, вступить в дискуссию с некоторыми авторами или, наоборот, подхватить эстафету. Ваша работа должна производить впечатление длительного и упорного труда, она должна удивлять эрудицией и ставить в тупик новаторским мышлением.
  3. Концентрация идей. Не надо пытаться сказать сразу всё и обо всём. Сделайте хорошую выжимку всего того, что сидит в голове. Порадуйте читателя искромётными выражениями и неожиданными фактами. Сделайте так, чтобы читать вас было крайне приятно и интересно, при этом ещё и познавательно. Это особо ценно.
  4. Три кита. Как только вы проговорили про себя то, что хочется изложить, запишите на бумаге основные направления и мысли. Выберите из них три наиболее удачных тезиса, которые и станут основой эссе. Если разветвлений будет больше, вы рискуете показаться поверхностным и непонятным. Если меньше, — то зацикленным и консервативным. Цифра «3» издавна признаётся магической, поэтому не стоит её игнорировать.
  5. Сначала скелет, потом кожа. И всё, что под кожей, соответственно. Речь идёт о том, что сначала достаточно кратко изложить ход своих мыслей. Записать по 1-2 предложения в каждом абзаце, перечитать не спеша, а дальше уже лепить снежный ком своих мыслей. Добавлять необходимые примеры и детали, накручивать информацию, использовать художественные средства.
  1. Стиль. Постоянно следите за своей речью, перечитывайте написанное. Насколько вы логичны в своём сочинении? Легко ли вам удаётся формулировать мысли? Привлекательны ли они для читателей? Иногда стоит разбавить написанное смешными примечаниями, однако усердствовать особо тоже не стоит. Не надо опускаться до фривольного тона, но и быть занудным философом – не самая лучшая идея. Вырабатывайте свой собственный стиль изложения, который будет присущ только вам.>
  2. Корректировка.Наконец, написали всё, что так долго хранилось внутри вас, ожидая своего звёздного часа? Теперь перечитайте и проверьте связь между абзацами. Удалось ли вам раскрыть мысль? Нет ли лишних предложений? Всё ли выдержано в одном стиле? Достаточно ли аргументов? Вопросов на этом этапе можно задавать себе великое множество. Главное, не давать себе спуску и проявлять крайнюю требовательность. Пишите ли вы для себя, для читателей или для отметки – это неважно. Уважать себя следует в любом случае.
  3. Заголовок. Вот это, пожалуй, одна из главных частей вашего эссе. Заняться заголовком лучше в самом конце работы, когда вы в очередной раз перечитали получившийся текст и смогли вынести на первый план ключевые слова. Лучше, конечно, если ваш заголовок будет отличаться оригинальностью и краткостью. Эссе – это жанр искромётный. Всё в нём должно полыхать и искриться. Читателю не должно быть скучно с вами. Зажечь фитиль чужой души можно только собственным огнём.
  4. Честный взгляд на вещи. Не стоит писать о том, во что вы сами не верите. Не надо заострять внимание на том, что от вас далеко. Пишите только о том, что вам действительно близко и интересно. Когда написанное полностью согласуется с вашим внутренним миром, читать ваши наброски будет крайне приятно. Читатели очень хорошо чувствуют, когда сердце писателя открыто. Самое глупое – это забывать о том, что кто-то будет читать созданное нами. Самое невежественное – это мыслить, что читатели всё стерпят. Мы же творцы! Нам всё можно! Увы, увы, увы… Мы крайне заблуждаемся на этот счёт. Не стоит пичкать читателей корявыми мыслями и явными заблуждениями. Истина – это единственное, что ценится во все времена. Когда человек читает, он хочет ответить для себя на какие-то вопросы, добраться до настоящего порядка вещей. Ему интересно то, что уже постигли другие. Поэтому делитесь опытом, переваривайте бытие, но не лгите. Ложь – недостойная спутница эссеиста.
  5. Новаторство. Говорят, что всё уже было дописано до нас. Говорят, что велосипед изобрести уже невозможно. Есть жанр эссе. Есть тема любви. Вы в тупике? Отнюдь. Существует мудрое изречение, что, сколько людей на сером белом свете, столько и самомнений. И здесь не стоит подражать великим мыслителям и пытаться пересказать их мудрые мысли. Лучше возьмите тему попроще, но предложите посмотреть на неё под таким углом, под которым её ещё никто и никогда не показывал. Не надо вешать на себя ярлыки и сразу становиться Кантом или Фрейдом. Будьте самим собой и тратьте время именно на себя, на свою уникальность. Читать чужие труды – пожалуйста. Но когда дело доходит до писательства, то здесь уж каждый сам за себя. Иначе всё ни к чему.
Теперь вы знаете, как пишется эссе. Наконец, последний и личный совет. Хотите попробовать написать эссе, но не знаете, как начать? Возьмите свой любимый афоризм (цитату, пословицу, красивое изречение) и поразмышляйте на ним, записывая свои мысли. Избегайте штамповочных суждений и слов, ищите оригинальность. Пусть по крупицам, но это будет ваше, родное. Со временем писать станет гораздо легче, ведь главное – начать. Думаю, что у каждого есть возможность блестяще излагать свои мысли в самой лучшей и эксклюзивной форме. Жанр эссе, впрочем, как и другие литературные жанры, — хорошая площадка для оттачивания писательского мастерства. Пробуйте и достигайте!

Скоро поговорим об очерке...

Внимание! Вы можете скачать бесплатно книги, пособия по написанию эссе — здесь.

Книги и методические пособия по написанию эссе:

1. Библиографическое описание: Фомина С. А. Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов) // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 24-27. скачать.

2. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., 2014 г. скачать.

 

Кроме того, рекомендую купить курс одного из лучших преподавателей по обществознанию, у него вы сможете легко научиться писать эссе по обществознанию - вот ссылка

Оставьте, пожалуйста, свой отзыв о статье. Впереди у нас много интересного.  Не пропустите!

 

 

 

 

liter-rm.ru