Чем морфемный разбор отличается от морфологического? Морфемный морфологический


Морфемный и морфологический разбор слова.

1. Морфемный разбор:

за/кла́д/к/а – приставка/корень/суффикс/окончание. Основа слова – закладк-.

2. Морфологический разбор:

Закладка – имя существительное. I Обозначает предмет: что? – закладка. Н. ф. – закладка. II Морфологические признаки: постоянные – нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1 склонения; непостоянные – в единственном числе, в именительном падеже. III (Что? ) закладка (подчеркните одной, так как, скорее всего, подлежащее.

Пишу «скорее всего» , потому что слово закладка в именительном падеже может быть не только подлежащим, но и сказуемым, например, в предложениях:

Эта открытка – моя любимая закладка (открытка – подлежащее, закладка – именная часть составного именного сказуемого с нулевой связкой) ;

Это моя любимая закладка то – подлежащее, выраженное указательным местоимением, закладка – именная часть составного именного сказуемого с нулевой связкой) ;

а также приложением, особым видом определения, которые выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например, в предложении:

Неширокая полоска, моя любимая закладка, лежала на столе (полоска – подлежащее, лежала – сказуемое, закладка – приложение) . _____________________________________________________

3. Слова для морфологического разбора следует давать только в предложениях, так как иначе часто невозможно определить некоторые грамматические категории слов и их синтаксическую функцию.

5. Учитесь задавать вопросы, так как подобного типа задания на проекте рано или поздно удаляются, а вместе с ними удаляются и ответы, на которые люди потратили время. Терять набранные баллы никому не хочется, поэтому-то более чем за трое суток никто не взялся помогать Вам. Задать вопрос просто: Как выполнить морфологический и морфемный разбор слова закладка? А в дополнении к вопросу обязательно записать предложение.

otvet.mail.ru

Разбор слов по составу онлайн, морфемный анализ

Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.

В русском языке существуют следующие морфемы:

  • корень — самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов — общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень —«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня — «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два — «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три — не стоит пугаться — «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
  • суффикс — значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» — это корень, «ник» — это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два — например, в слове «подберезовик»;
  • приставка — еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса — с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» — это корень, «под» — это приставка;
  • Окончание — изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
  • Основа — часть слова без окончания.

Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.

Правила и исключения при разборе по составу

Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем — он поможет не делать ошибок.

Обязательно в слове должен присутствовать только корень — один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.

Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове — это суффикс), а потому все слово будет основой.

В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.

Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.

Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов

Морфемный разбор состоит из следующих этапов:

  1. Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
  2. Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз — «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть — «а». Это окончание.
  3. Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова — «поезд», «переезд». Сравним эти слова — не меняется часть «езд». Это и есть корень.
  4. Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова — «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
  5. Заключительный этап — это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
  6. Обозначаем все части слова соответствующими символами.

Примеры морфемного разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу: кляузничать, срываться, поозорничать, денационализироваться, срядиться, скопиться, умыкаться, интернационализироваться, сдаваться, сравниваться, для выполнения разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.

wikislovo.ru

Чем морфемный разбор отличается от морфологического?

Чем морфемный разбор отличается от морфологического?

  • Морфологический разбор (то есть, quot;как часть речиquot;).

    Само название разбора подсказывает нам, что разговор ведтся о так называемых морфологических признаках того или иного слова. Это слово относится к какой-то части речи. Разные части речи имеют разные морфологические признаки, благодаря которым и делятся на эти группы. Признаки бывают постоянными (с них следует начинать разбор) и непостоянные (или нужно заканчивать).

    Морфемный разбор (по составу).

    Почти каждое самостоятельное слово состоит из морфем. Разобрать по составу - значит, разобрать слово на кусочки-морфемы. Это известные нам приставка, корень, суффикс и окончание. И выделить традиционно основу.

  • МОРФЕМНЫЙ и МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОРЫ разные виды упражнений, связанные с разными разделами лингвистики: МОРФЕМИКОЙ, изучающей значимые части слова, к коим относятся корень, приставка, суффикс, окончание, и МОРФОЛОГИЕЙ, изучающей слова как части речи. Частями речи называют морфологические классы слов, в каждом из которых слова объединены общностью грамматического значения (для существительных это значение предмета, прилагательных признака предмета, глагола действия предмета и т.д.), общими постоянными признаками, не меняющимися при изменении форм слова, и признаками непостоянными, меняющимися в процессе формоизменения, а также синтаксической ролью.

    • Выполнить морфемный разбор значит разобрать слово по составу: найти в нм основу и, если оно изменяемое, окончание; в основе выделить корень и, если есть, приставку (приставки), суффикс (суффиксы). План и образец морфемного разбора дан на табличке из Интернета.
    • Произвести разбор морфологический значит разобрать слово как часть речи: у слов самостоятельных указать общее значение грамматическое, перечислить постоянные и непостоянные признаки и его синтаксическую роль; у служебных выполняемую функцию, кое-какие признаки. Вот табличка, на которой даны планы разбора всех и самостоятельных, и служебных частей речи.

    Термины МОРФЕМИКА и МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР введены в школьные программы относительно недавно в конце прошлого века. Раньше в школах, в полном соответствии с прежними программами, один из изучающихся в курсе русского языка разделов назывался СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ и, согласно определению, в этом разделе изучали как состав слова, так и способы словообразования.

    Но в связи с наметившимися тенденциями к сближению школьной терминологии с вузовской при составлении новых программ этот раздел лингвистики (словообразование) разделили на 2: МОРФЕМИКУ и собственно СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. В первом из этих разделов стали изучать значимые части слова, то есть состав слова, а во втором способы словообразования.

    И разбор слов по составу стали называть более научно МОРФЕМНЫМ РАЗБОРОМ.

    А так как в грамматике были уже термины, очень похожие по звучанию, МОРФОЛОГИЯ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР, то после введения новых терминов, появилась новая головная боль у учителей: ученики путают морфемику с морфологией, не отличают по названию морфемный разбор от морфологического.

    Замечу, что можно много говорить о лени нынешних школьников, забыв, что и сами в их возрасте этим качеством обладали, о нежелании их выполнять домашние задания, будто сами в школьные годы выполняли вс, что задано, но мне хочется сказать несколько слов в их защиту.

    В последние десятилетия существенно уменьшилось время на изучение основных учебных дисциплин, в школьные программы добавлены предметы, которые можно было и не вводить. При этом содержание каждого основного учебного предмета пополнилось, а не сократилось с уменьшением часов на их изучение, количество терминов увеличилось многократно, так что за 5 уроков учебного дня ученик должен усвоить порой до десятка терминов по разным предметам, новые слова (особенно на уроках языка, литературы, истории), несколько правил, а на закрепление времени нет, на следующий день новые термины, слова, правила. Усвоить что-то в такой гонке могут только сверхспособные дети.

  • Морфемный разбор слова - это найти его составные части - quot;приставкуquot;,quot;кореньquot;, quot;суффиксquot;,quot;окончаниеquot; и quot;основуquot;.

    Морфологический разбор слова - это указать к какой части речи относится слово и в соответствии с принадлежностью указать признаки. Например у Имен существительных указываются - род, склонение. число, падеж, нарицательное или собственное.

    У глаголов ищут вид, переходность, спряжение, наклонение, число, род и т.д.

  • Слова quot;морфологическийquot; и quot;морфемныйquot; похожи, но смысл у них разный. Морфемный разбор слова - это разбор слова по составу, по частям (морфемам). Например: водяной. В этом слове окончание -ой, корень вод-, суффикс -ян-.

    Морфологический разбор слова - это разбор слова как части речи. Например: водяной. Это прилагательное, обозначает признак предмета (какой?), стоит в начальной форме, относительное, полное, употреблено в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.

    Как видно, разборы абсолютно разные.

  • Я и сам долго путал морфологический и морфемный разбор слова, но потом все же решил это исправить. Итак:

    • Морфологический разбор слова, как часть речи - это когда необходимо определить часть речи, начальную форму, спряжение, лицо, число, склонение и т.п. морфологические признаки. Например:

    Слово quot;пилойquot;: - н.ф. quot;пилаquot;, имя существительное (предмет), женский род, нарицательное, неодушевленное, конкретное, 1 склонение, творительный падеж, единственное число, в предложении является дополнением;

    • Морфемный разбор слова по составу - это когда необходимо найти составные части речи слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа. Например:

    Слово quot;подземныйquot; (прилагательное): под-зем-н-ый (приставка - корень - суффикс - окончание).

    • Морфологический разбор -это разбор по ЧАСТЯМ РЕЧИ, так как морфология -раздел науки о языке, изучающий части речи.
    • Морфемный разбор -это разбор слова по составу, выделение в нем окончания, корня, приставки, суффикса и основы.

    Например,

    Слово красивый, если мы делаем морфологический разбор, является качественным прилагательным, отвечает на вопрос какой?, оно мужского рода, в единственном числе, в именительном падеже.

    Морфемный разбор этого слова: окончание ЫЙ, основа КРАСИВ-, корень КРАС-, суффикс -ИВ.

  • Морфемный разбор слова включает в себя изыскание в нем следующих частей:

    • приставки (например -в-, -к-, -по-, над-, -пере-),
    • корня (например -снег-, -игр-, -стул-)
    • суффикса (например -л-, -ейш-, -к-, -лив-),
    • окончания (например -а-, -ет-, -и-, -ами).

    Иногда в сложных словах можно встретить соединительную гласную -е-, -о-. Например: мореход, теплоход. Также бывают в словах постфиксы -сь-, -ся- (соединиться, посторонись).

    Морфологический разбор слова включает в себя определение в слове следующих пунктов (например разбор существительного):

    • начальная форма слова. Чем? Стульями. Это творительный падеж. А нужно поставить слово в именительный падеж ед. числа: что? стул.
    • имя нарицательное или собственное. Стул это слово нарицательное, пишется с маленькой буквы.
    • одушевленное или нет. Нет.
    • род. Стул, он мой. Мужской род (есть еще средний и женский).
    • Склонение (1,2,3). У нас 2 склонение (мужской род, нулевое окончание).
    • Число бывает множественным или единственное. У нас множественное, тремя стульями.
    • Падеж. Чем? Стульями. Творительный.
    • Роль в предложении. Мы пришли за стульями. Здесь quot;стульямиquot; это дополение = второстепенный член предложения.
  • МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ разбор - это разбор по частям речи, то есть надо определить: имя существительное, прилагательное или глагол, далее внутри определенной части речи разбираем по падежам, роду, числу и т.п. А МОРФЕМНЫЙ разбор - это разбор слова по его частям, то есть надо вычленить корень слова, суффикс, приставку, окончание

  • info-4all.ru

    Чем Морфемный Разбор Отличается От Морфологического?

    МОРФЕМНЫЙ и МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОРЫ – разные виды упражнений, связанные с разными разделами лингвистики: МОРФЕМИКОЙ, изучающей значимые части слова, к коим относятся корень, приставка, суффикс, окончание, и МОРФОЛОГИЕЙ, изучающей слова как части речи. Частями речи называют морфологические классы слов, в каждом из которых слова объединены общностью грамматического значения (для существительных это значение предмета, прилагательных – признака предмета, глагола – действия предмета и т.д.), общими постоянными признаками, не меняющимися при изменении форм слова, и признаками непостоянными, меняющимися в процессе формоизменения, а также синтаксической ролью.

    • Выполнить морфемный разбор – значит разобрать слово по составу: найти в нём основу и, если оно изменяемое, окончание; в основе выделить корень и, если есть, приставку (приставки), суффикс (суффиксы). План и образец морфемного разбора дан на табличке из Интернета.
    • Произвести разбор морфологический – значит разобрать слово как часть речи: у слов самостоятельных указать общее значение грамматическое, перечислить постоянные и непостоянные признаки и его синтаксическую роль; у служебных – выполняемую функцию, кое-какие признаки. Вот табличка, на которой даны планы разбора всех – и самостоятельных, и служебных – частей речи.
    Термины МОРФЕМИКА и МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР введены в школьные программы относительно недавно – в конце прошлого века. Раньше в школах, в полном соответствии с прежними программами, один из изучающихся в курсе русского языка разделов назывался СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ и, согласно определению, в этом разделе изучали как состав слова, так и способы словообразования. Но в связи с наметившимися тенденциями к сближению школьной терминологии с вузовской при составлении новых программ этот раздел лингвистики (словообразование) разделили на 2: МОРФЕМИКУ и собственно СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. В первом из этих разделов стали изучать значимые части слова, то есть состав слова, а во втором – способы словообразования. И разбор слов по составу стали называть более научно – МОРФЕМНЫМ РАЗБОРОМ. А так как в грамматике были уже термины, очень похожие по звучанию, – МОРФОЛОГИЯ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР, то после введения новых терминов, появилась новая головная боль у учителей: ученики путают морфемику с морфологией, не отличают по названию морфемный разбор от морфологического. Замечу, что можно много говорить о лени нынешних школьников, забыв, что и сами в их возрасте этим качеством обладали, о нежелании их выполнять домашние задания, будто сами в школьные годы выполняли всё, что задано, но мне хочется сказать несколько слов в их защиту. В последние десятилетия существенно уменьшилось время на изучение основных учебных дисциплин, в школьные программы добавлены предметы, которые можно было и не вводить. При этом содержание каждого основного учебного предмета пополнилось, а не сократилось с уменьшением часов на их изучение, количество терминов увеличилось многократно, так что за 5 уроков учебного дня ученик должен усвоить порой до десятка терминов по разным предметам, новые слова (особенно на уроках языка, литературы, истории), несколько правил, а на закрепление времени нет, на следующий день – новые термины, слова, правила. Усвоить что-то в такой гонке могут только сверхспособные дети.

    otvet.expert

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ — разбор слова по составу (морфемный разбор)

    морфологический

    морф корень
    о соединительнаягласная
    лог корень
    ическ суффикс
    ий окончание

    Сходные по морфемному строению слова:

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Я уже понял, что зоря — это нечто положительное. Помоги мне понять, что позволяет оценить зоря как положительное — эмоции (чувства, переживания) или практичность (выгода, полезность, правильность)?

    Больше эмоции,чем практичность

    Скорее практичность,чем эмоции

    Абсолютнаяпрактичность

    Это изначальнонейтральное

    Предложения со словом «морфологический»:

    • Причастия обладают морфологическими признаками глагола и прилагательного.
    • Происходят морфологические изменения, снижение плодовитости, численности и т.
    • Специфика вида мышечной деятельности отражается и на функциональных, и на морфологических особенностях организма спортсмена.
    • (все предложения)

    Оставить комментарий

    Текст комментария:

    Дополнительно:

    Смотрите также

    МОРФОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Относящийся к морфологии. Морфологический анализ. Морфологический состав слова.

    Все значения слова «морфологический»
    • Причастия обладают морфологическими признаками глагола и прилагательного.

    • Происходят морфологические изменения, снижение плодовитости, численности и т.

    • Специфика вида мышечной деятельности отражается и на функциональных, и на морфологических особенностях организма спортсмена.

    (все предложения)

    kartaslov.ru

    что такое фонетический, морфемный, морфологический разборы слов?

    ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР – это определение звукового состава слова и способах обозначения звуков в нём (то есть какими буквами обозначены звуки разбираемого слова). ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР в начальной школе чаще называют звуко-буквенным.

    МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР – это разбор слова по составу.

    МОРФЕМА – это наименьшая ЗНАЧИМАЯ единица языка.

    В школьных учебниках выделяют главную морфему – КОРЕНЬ и вспомогательные – ПРИСТАВКУ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ. Морфемы образуют морфемный состав слов.

    НАЧИНАЕМ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР с выделения окончания и основы, если слово изменяемое, или с выделения основы, если слово неизменяемое.

    Например, прилагательное СМЕШЛИВАЯ – слово изменяемое. Чтобы определить его изменяемую часть – ОКОНЧАНИЕ – сопоставим данную форму слова с другими:● смешлив-ую;● смешлив-ой;● смешлив-ый;● смешлив-ыми.

    ОКОНЧАНИЯ данных словоформ – -УЮ, -ОЙ, -ЫЙ, -ЫМИ – показывают, что в словоформе разбираемой окончание -АЯ. Оно имеет грамматическое значение единственного числа, женского рода, именительного падежа.

    Часть слова до окончания – СМЕШЛИВ- – не изменяется. Это и есть ОСНОВА слова.

    Далее рассматриваем СОСТАВ ОСНОВЫ. Прежде всего выделяем в ней главную часть – КОРЕНЬ. Для этого подбираем родственные (однокоренные слова):● СМЕХ;● СМЕШить;● наСМЕШливый;● переСМЕШник.

    Общая часть во всех этих словах и в слове разбираемом СМЕХ-//СМЕШ-. Это и есть КОРЕНЬ слова, в котором происходит чередование Х//Ш.

    Эти же родственные слова показывают, что за корнем СМЕШ- в прилагательном СМЕШЛИВАЯ следует суффикс -ЛИВ-, образовавший это прилагательное от существительного СМЕХ. Такой же суффикс образовал прилагательные СЧАСТЛИВЫЙ (от счастье), ПРИВЕТЛИВЫЙ (от привет), ЗАБОТЛИВЫЙ (от забота).

    ИТОГ ТАКОВ:● смеш/лив/ый – корень/суффикс/окончание; основа слова – смешлив-.

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР – это разбор слова как части речи.

    Разбор любой части речи выполняется по единому шаблону:◆ сначала указывается общее грамматическое значение слова, задаётся вопрос к нему как к части речи и называется начальная форма, если слово изменяемое;◆ затем указываются морфологические признаки части речи, у изменяемых сначала называются признаки постоянные, а потом непостоянные;◆ заканчиваем разбор указанием синтаксической роли слова, для этого задаём к нему вопрос как к члену предложения (вопросы в первом пункте и в этом совпадают далеко не всегда).

    Вот порядок морфологического разбора всех частей речи:

    Образцы разборов можете посмотреть в моих ответах на вопросы:● https://otvet.mail.ru/question/182887424● https://otvet.mail.ru/question/182883791● https://otvet.mail.ru/question/182886930● https://otvet.mail.ru/question/182876573● https://otvet.mail.ru/question/182893692● https://otvet.mail.ru/question/172024526

    Таблички из Интернета.

    otvet.mail.ru

    Морфемный (морфологический) анализ. Готовое домашние задание

    При МОРФЕМНОМ АНАЛИЗЕ СЛОВА выделяются все живые (с точки зрения современного языка) морфемы, то есть значимые части, имеющиеся в анализируемом слове. При морфемном анализе нас не интересует порядок присоединения морфем. Морфемный анализ отвечает на вопрос: “Какие морфемы выделяются в данном слове с точки зрения современного языка?” , то есть искомой величиной морфемного анализа являются морфемы. Следовательно, морфемный анализ определяет НАЛИЧИЕ в слове тех или иных морфем, из которых оно складывается.

    “Золотым правилом” морфемного членения слов является СОПОСТАВЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ И ОДНОСТРУКТУРНЫХ СЛОВ И ВЫДЕЛЕНИЕ ЖИВЫХ АФФИКСОВ; причем анализируемое слово должно рассматриваться на фоне присущих ему грамматических форм. Именно такой способ гарантирует нас от механического членения слов.

    Членение слов на морфемы всегда должно быть ОСМЫСЛЕННЫМ, ОБОСНОВАННЫМ, ДОКАЗАТЕЛЬНЫМ. Нельзя поддаваться механическому членению, порождаемому слепой аналогией. Вот почему при морфемном анализе мало сказать: “Слово делится на такие-то морфемы” , “надо обязательно доказать, почему оно делится и состоит именно из этих, а не других значимых частей” .

    Не задумываясь над смысловой стороной слова, учащиеся часто механически рассекают слова, зрительно разыскивая знакомые морфемы. Такое членение приносит лишь вред. Необходимо помнить, что зрительный образ слова часто обманчив. Например, подбирая однокоренные слова, мы убедимся, что бессмысленно выделять мнимую приставку вос - в глаголах восторгаться и восхищаться, за - в глаголе забыть, по - в глаголе победить. Если подобная бессмысленная акция будет совершена, то мы невольно сблизим совершенно разные слова современного языка: восторгаться — торговать, восхищать — хищение, забыть — быть, победить — бедствовать. Конечно, некогда подобное членение было закономерным, но следует учесть, что словарь и семантика слов непрерывно изменяются.

    Правильное морфемное членение слов имеет большое значение и В ЛЕКСИЧЕСКОМ ПЛАНЕ.

    Из всего сказанного следует, что важнейшим требованием к морфемному анализу является СИНХРОННЫЙ ПОДХОД к слову, то есть, анализируя слово, мы должны исходить из современного его состояния и не выходить за пределы тех связей и соотношений, которые характеризуют синхронную систему языка. Профессор В. А. Богородицкий выдвигал требование “рассматривать морфологический состав слов, как он чувствуется В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКЕ, то есть статически...” . Такая же точка зрения излагается в современной лингвистической литературе (в трудах Н. М. Шанского, Н. Д. Арутюновой, А. И. Смирницкого и других) .

    Реальное стремление вникнуть в исторические связи внутри структуры слова, то есть генетический подход к анализу слов, приводит не только к смешению различных аспектов, но и искажает представление об истинном состоянии современного языка.

    Как известно, язык систематически ЗАИМСТВУЕТ слова из других языков. Но при анализе слов нельзя переносить в русский язык те членения, которые свойственны данным словам в языке-источнике.

    Морфемный анализ не только эффективен, но и вполне доступен для каждого, практически владеющего языком. Вот почему А. М. Пешковский, давший в своих работах блестящие образцы синхронного анализа состава слова, считал, что важнейшим принципом изучения морфологического состава слова В ШКОЛЕ является определение В СЛОВАХ СОВРЕМЕННЫХ КОРНЕЙ И АФФИКСОВ.

    Итак, МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЫЯВЛЯЕТ МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА, ТО ЕСТЬ СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ, В СИНХРОННОМ АСПЕКТЕ ВЫДЕЛЯЕМЫХ В СЛОВЕ МОРФЕМ.

    Неоднократные наблюдения показали: чем быстрее и увереннее учащиеся могут анализировать состав слова, чем быстрее и больше они могут подобрать необходимые родственные слова, а также изменять грамматические формы данного слова, тем выше орфографическая грамотность учащихся. Сознательный мотивированный момент значительно повышает эффективность изучения орфографии.

    1.3. ОТБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й) ДЛЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

    Звук j ( й ) , находясь перед гласным, не обозначается самостоятельной буквой, а вместе со следующим гласным обозначается одной буквой; так я – йа , ё – йо , е – йе ( э ) , ю – йу , и – йи . Таким образом, эти гласные буквы обозначают слог. Разделительные знаки ъ (в приставках) , ь (во всех других случаях) употребляются только перед буквами я , е , ё , ю , и для обозначения таких написаний: польёт ( пал’йо¢ т ) – полёт ( пал’о¢ т ) ; полью ( пал’йу¢ ) – полю ( пал’у¢ ) ; семьи ( с’е n м’йи¢ ) – семи ( с’е n м’и¢ ) ; белья ( б’е n л’йа¢ ) – беля ( б’е n л’а¢ ) .

    При морфологическом анализе особого внимания требуют случаи, когда буквы я , ю , е , ё , и обозначают два звука, один из которых j ( й ) входит в одну морфему, другой – в следующую. В этих случаях морфологический состав слов и их форм на письме оказывается затемненным. Так, формы края , краёв , краям на письме допускают лишь такое деление: кра / я¢, кра / ёв , кра / ям , причем, корень кра является бессмысленным и расходящимся в звуковом отношении с формой именительного падежа край , тогда как транскрипция обнаруживает, что в произношении во всех этих формах одинаковый корень край - ( край / а¢ , край / о¢ ф , край / а¢ м , край ) . Еще больше скрыт на письме корень л’й - в формах лью , льёшь , льёт , легко обнаруживаемый в транскрипции: л’й / у , л’й / ош , л’й / от с такими же окончаниями, как н’е n с / у¢ , н’е n с’ / о¢ ш , н’е n с’ / о¢ т . поэтому для раскрытия произношения в подобных случаях используется транскрипция.

    Как уже говорилось, в русском языке есть среднеязычный согласный звук j ( й ) , который не имеет в русской графике своего постоянного изображения. Эта специфическая особенность русской графики часто приводит к большим затруднениям в членении слов, так как различное изображение звука j ( й ) на письме затемняет морфологический состав слов.

    Нужно помнить, что русский j ( й ) по сравнению с другими сонорными согласными ( р, л, м, н ) , несмотря на свою частотность, имеет малую функциональную нагрузку. Лишь в трех случаях йотированные буквы я, е, ё, ю, а также и читаются, как сочетание йота с соответствующим гласным звуком: а) в начале слова: яма ( йама ) , ель ( йэл' ) , елка ( йолка ) , юла ( йула ) , их ( йих ) ; б) после гласных: моя ( майа ) , моей ( майэй ) , моё ( майо ) , мою ( майу ) , мои ( майи ) ; в) после ъ , ь разделительных знаков: объятия , съезд, объем , предъюбилейный , судья , судье , судьей , судью , судьи .

    j ( и ) в сочетании с и на письме передается одной буквой и ( хозяй ( ский ) + ин = хозяин , строй ( ка ) + ить = строить , мой + и = мои.

    Затруднения в анализе слов появляются в тех случаях, когда j ( и ) находится на стыке двух морфем: а) корня и суффикса, б) основы и окончания.

    Рассмотрим конкретные примеры трудных случаев морфемного членения слов из-за наличия в словах j ( и ) .

    www.rlspace.com