Что такое тональность в музыке. Тональность песни. Мажор, минор. Минор и мажор это


Урок 7. Что такое мажор? Что такое минор?

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.



Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный - маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический - понижается на полтона VI ступень.Мажор мелодический - понижаются на полтона VI и VII ступени.Минор гармонический - повышается на полтона VII ступень.Минор мелодический - повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Перейти к следующему уроку ->

myfortepiano.ru

Чем отличается мажор от минора

Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

к содержанию ↑

Сравнение

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.
  2. И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).
  3. Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.
  5. Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

thedifference.ru

Музыкальный лад | Музыкальный класс

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор. Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон), в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

 

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: «Как называются клавиши фортепиано» и «Знаки альтерации».

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V), неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII). Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это основная ступень музыкального лада, она имеет название тоника. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие, это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию музыкальный лад, узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада, основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Если вам понравился материал – прямо сейчас жмите на кнопочки под этим текстом, чтобы поделиться знаниями с другими! До новых встреч!

music-education.ru

Что такое гаммы? Что такое мажор и минор? Что такое тональность?

Гамма… это слово приводит в содрогание ученика музыкальной школы, а то и студента музыкального училища – а также его родителей и соседей. Для первого это «злой рок», воплощённый в постоянном зазубривании некой не вполне осмысленной последовательности в постоянной попытке догнать метроном – особенно в преддверии технического зачёта, для вторых – нечто антимузыкальное, целыми днями «бьющее по ушам» и заставляющее пожалеть, что отдали дитятко учиться музыке (вариант – устроить скандал соседям, которые это сделали).

А что же такое гамма в понимании музыканта?

Для начала вспомним любую мелодию – хотя бы самую простую эстрадную песню – и попробуем её спеть. Вы сразу заметите, что в одних случаях перейти от звука к звуку достаточно легко, в других – от голоса требуется немалое усилие, да и сноровка, чтобы «попасть» в нужную ноту… «на слух» это воспринимается в первом случае как близкое расстояние (звуки «рядом»), во втором – как широкое… мы ещё яснее представим это себе, если увидим их на нотном стане: в первом случае одна нота будет на линейке, другая – между линейками, между ними уже ничего не вставишь – «соседи», ближе не бывает! Такое движение музыканты называют поступенным (идущим «по ступеням»).

Далее, попробуйте останавливаться в разных местах мелодии. Вы заметите, что в одних местах (не обязательно в конце) остановиться можно, и это не вызывает никаких неудобств – в то время как другие «висят», настойчиво требуя продолжения… немецкий композитор К.М.Вебер однажды, ночуя в гостинице, даже вынужден был выйти из номера к роялю и закончить мелодию, когда кто-то «бросил» её на таком месте – иначе не мог заснуть. Первые звуки называются устойчивыми, вторые – неустойчивые, из соотношения этих «стихий» и складывается взаимоотношение между звуками, составляющими мелодию – система, именуемая ладом, а звуки, составляющие лад, называются ступенями лада (понятно теперь, что значит «поступенное»).

Лады бывают разные, но в знакомой нам музыке наиболее распространены два – мажор и минор (даже другие лады классифицируют как лады мажорного и минорного наклонения, воспринимая через призму этих ладов). Не будем углубляться в последовательность тонов и полутонов, скажем только, что если мы выстроим в один аккорд устойчивые ступени лада – их три, и располагаются они через ноту (как и положено в аккорде) – то получим так называемое трезвучие, и оно будет разным у мажора и минора. Мажорное трезвучие называют «большим», минорное «малым». Потому-то у мажора интонации тянутся «вверх» ( точки зрения слуха – стремясь «стать шире») – и мы слышим его как яркий, «сверкающий», а у минора всё с точностью до наоборот – и он звучит как «затенённый» (иногда говорят – особенно для детей – что мажор «весёлый», а минор «грустный»… некоторая логика в этом есть – но так бывает далеко не всегда, и упрощать до такой степени всё же не стоит).

Среди трёх устойчивых ступеней лада выделяется одна – самая устойчивая (обычно ею заканчивается мелодия)  – она называется тоникой. Это своего рода «точка отсчёта» лада: ею может быть любая нота – но все остальные звуки должны занимать по отношению к ней определённую позицию, она определяет высоту лада – тональность. Так, если мы примем за «точку отсчёта» (тонику) ноту ре и организуем звуки по правилам мажора – это будет тональность ре-мажор, если тоника ля-бемоль, а лад минорный – ля-бемоль-минор и т.п.

Мелодия – это тональность «в действии». Если же мы возьмём все звуки, составляющие ту или иную тональность, и выстроим их поступенно – это и будет гамма, звукоряд тональности. Образно говоря, ступени в мелодии – это солдаты на поле боя, ступени в гамме – солдаты в строю на параде.

Для чего нужны гаммы музыкантам?

Дело в том, что сам по себе звукоряд не несёт никакой художественной нагрузки, и музыкант, не играя его, не занят решением художественных задач – а потому может целиком и полностью сосредоточиться на отработке движений (исполнительской технике). При работе над произведением натренированные движения просто применяются в условиях исполнения, поэтому тот, кто пренебрегает гаммами, вынужден, по сути дела, на каждом новом произведении «учиться заново». И уж конечно, нет ничего хуже, чем репетировать одну-единственную гамму как произведение, чтобы сыграть её на техническом зачёте – и забыть до следующего зачёта (как нередко происходит в музыкальных школах). Гаммы – это хлеб музыканта, и об этом всегда нужно помнить – особенно начинающим музыкантам.

www.ruavtor.ru

Что такое тональность в музыке. Тональность песни. Мажор, минор

Перед разбором той или иной музыкальной композиции исполнитель прежде всего обращает внимание на тональность и ключевые знаки. Ведь от этого зависит не только правильное прочтение нот, но и целостный характер произведения. Интересен тот факт, что многие композиторы обладают цветным слухом и представляют каждую тональность в определенных красках. Случайно ли это происходит? Или это тонкое внутреннее чутье?

Понятие и определение тональности

Знаменитые теоретики Б. Л. Яворский и И. В. Способин указывают, что это высотное ладовое положение. Так, например, если тоника "до", а лад "мажор", то тональность будет "До мажор".

В более узком (специфическом) значении тональность в музыке - это тоже система функционально разграниченных связей, с определенной высотой. Только уже на основе трезвучия консонирующего. Она характерна для гармонии 17-19-го веков (классико-романтической). В конкретном случае можно говорить о существовании нескольких тональностей, их системы взаимоотношений. Таких, например, как кварто-квинтовый круг, их родственные тональности, параллельные, одноименные и проч.

Еще одно значение. Это иерархически централизованная система высотных связей, которые функционально разграничены (дифференцированы). От ее объединения с ладом образуется ладотональность.

Тональность в 16-м веке

Тональность в музыке 16-го века находится в затруднительном положении. Сам термин введен в 1821 году Ф. А. Ж. Кастиль-Блазлом (известным французским теоретиком). Продолжил развивать и распространять понятие тональности с 1844 года Ф. Ж. Фетис. В России данный термин не употреблялся и вовсе вплоть до конца 19-го века. В трудах Римского-Корсакова и Чайковского о тональной гармонии нигде не встречается. И только книга Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма", оконченная в 1906 году, проливает на нее свет.

Термин "тональность" имеет несколько смыслов. Во-первых, это ладотональная гармонико-функциональная система. Во-вторых, это конкретная тональность в музыке. То есть какая-нибудь ладовая разновидность на определенной высоте. Современное понятие тональности превосходно раскрыто в труде Карла Дальхауза. Он трактует ее в широком смысле слова. Исходя из его определения, становится очевидно, что древнемодальная григорианская мелодия - это первый образец тональности. Он отмечает, что, помимо аккордово-гармонической, есть мелодическая тональность.

Главные признаки тональности

  1. Присутствие определенного устоя или центра. Это может быть звук, какой-либо аккорд или совершенно другой центральный элемент.
  2. Наличие некой организации звуковых отношений, которая непосредственно объединяет их в иерархически соподчиненную систему.
  3. Единый устой, центр или целая система, которые должны быть закреплены на одной высоте. Исходя из этого следует, что тональность в музыке предполагает наличие своеобразной централизации, находящейся вокруг того или иного элемента.
  4. Лад (мажор, минор), который дан в виде аккордовой системы и мелодии, идущей по их "канве".
  5. Ряд характерных диссонансов: D с септимой и S с секстой.
  6. Внутренняя смена гармонии.
  7. Ладовая структура, в основании которой заложены три главные функции: тоника, субдоминанта и доминанта.
  8. Крупные формы на основе модуляции.

Лад и тональность у Палестрины

В классической тональности преобладает принцип тяготения к центру (тонике). В модальном же ладу, напротив, такого нет. Есть только подчиненность звукоряду. У Палестрины четко выявлены основные черты системы лада при наличии двух пластов. Это хоральная (монодическая) подоснова и ее структурная реорганизация. В палестринском ладу отсутствует явное тяготение к тонике. Нет также и категории как таковой. У Палестрины присутствует целостная организация звуков, расположенных по высоте. Нет каденций, соответственно, нет и тяготения к устою. То есть построения могут принадлежать абсолютно любому ладу. Итак, у Палестрины нет тональности как у венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена).

Монодические лады и гармонические тональности

Мажор и минор стоят в одном ряду с иными ладами: эолийским, ионийским, фригийским, обиходным, локрийским, дорийским, миксолидийским, а также пентатоникой. Между гармоническими тональностями и монодическими ладами - огромная разница. Тональностям мажора и минора присуща внутренняя напряженность, активность, динамизация и целеустремленность движения. Им также свойственны многообразные функциональные отношения и предельная централизованность. Все это отсутствует у монодических ладов. У них также нет отчетливого тяготения к тонике, ее доминирования. Ярко выраженный динамизм тональной системы тесным образом соприкасается с характером европейского мышления эпохи нового времени. Э. Ловинский удачно подметил, что модальность, по сути, являет собой стабильный взгляд на мир, а тональность напротив - динамический.

В какие цвета радуги композиторы "окрашивают" тональности?

Каждая тональность, находясь в системе, обладает определенной функцией не только в динамико-гармонических отношениях, но и в колористическом плане. В связи с этим чрезвычайно распространены представления о характере и цвете (окраске в буквальном смысле).

Так, например, тональность "До мажор" является центральной в общей системе и считается самой простой, поэтому ее окрашивают в белый. У многих музыкантов, в том числе у великих композиторов, часто обнаруживается цветной слух. Явным представителем такого слуха считается Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Так, например, тональность "Ми мажор" ассоциировалась у него с несколькими: ярко-зеленым, цветом весенних березок и пасторальными оттенками. "Ми бемоль мажор" для него - это преимущественно темная и сумрачная тональность, которую он окрашивал в своем воображении в серо-синеватый тон, характерный для городов и крепостей. Людвиг ван Бетховен считал "Си минор" черной. Такой цвет не вызывает удивления, ведь произведения, написанные в этой тональности, всегда звучат скорбно и трагически. Как видим, цвета не возникают случайно, они полностью соответствуют выразительному характеру музыки. Если изменить тональность, то она приобретет совершенно иные краски. Наглядный тому образец, переложение мотета Вольфганга Амадея Моцарта (Ave verum corpus, K.-V. 618) Ференцом Листом. Из "Ре мажора" он транспонировал ее в "Си мажор", в связи с чем изменился стиль музыки, появились черты романтизма.

Какую роль и место занимает тональность в музыке?

Начиная с 17-го века, различные тональности аккордов, преимущественно со сложными структурами, стали важным музыкально-выразительным средством. Иногда и тональная драматургия составляет конкуренцию тематической, сценической и текстовой. Петр Ильич Чайковский считал, что суть музыкальной мысли напрямую зависит от гармонии и модуляции, нежели от мелодического рисунка. В построении музыкальных форм неоспорима огромная роль тональности. Особенно это касается крупных форм: сонатной, циклической, оперной, рондо и проч. Среди средств, которые придают выпуклость и рельефность, особо выделяются следующие: постепенный или внезапный переход из одной тональности в другую, быстрая смена модуляций, сопоставление контрастных эпизодов. Все это происходит на фоне устойчивого пребывания в главной тональности.

Родство тональностей

Родственные тональности бывают первой, второй и третьей степени. К группе номер один относятся все аккорды диатонической системы избранной или заданной тональности. Отыскать их предельно просто. Для этого требуется от тоники найти аккорды субдоминанты и доминанты. Это четвертая и пятая ступени. У них также есть свои родственные аккорды, которые идентичны им по звуковому составу. Вторая степень родства - это тональности с одинаковой тоникой, но разными ладами (как и одноименные). Так, например, "До мажор" и "До минор". Знаки тональностей, соответственно, будут разными. В "До мажоре" их нет, а в одноименном миноре три бемоля.

Аккорды третьей группы имеют общую ступень (3). К третьей степени родства относятся также два аккорда, идентичных по строению и стоящих на расстоянии трех тонов. Так, например, это "До мажор" и "Фа диез мажор". Все эти знания очень пригодятся, если надо изменить тональность песни при помощи модуляции или отклонения.

Заключение

Таким образом, тональность имеет комплекс главных признаков, которые определяют ее суть. Теоретики трактуют ее по-разному. Также ученые расходятся во мнениях по поводу ее возрождения и угасания. Если исследователи и музыканты западноевропейских стран обнаружили ее рано (еще в 14-м веке), то в России ее стали применять гораздо позже. Именно поэтому тональность в музыке венских классиков и романтиков значительно отличается от той, которая была у Палестрины и будет у Шостаковича, Хиндемита, Щедрина и других композиторов 20-21-го столетия.

fb.ru

это что означает в музыке? Значение слова "минор"

Если говорить о самых распространенных ладах, то с точки зрения теории музыки, минор - это лад, обладающий неким грустным оттенком. Такую окраску ему придает сочетание малой терции и чистой квинты в построении трезвучий и арпеджио. При этом малая терция строится от тонической ноты, а затем к интервалу присоединяется большая терция. В итоге между тоникой и доминантой получается чистая квинта.

Минор и его значение

Значение слова «минор» неразрывно связано с его трактовкой с точки зрения латинского языка. Ведь пришло оно именно оттуда. Минор – это слово, образованное от латинского «molls», что дословно можно перевести как «мягкий» или «грустный». Неудивительно, что обозначение минорных тональностей производится с помощью прибавления к тонике слова «moll». Например, C-moll (до-минор).

Разновидности минора

Минорные тональности имеют три основные разновидности: натуральный, гармонический и мелодический минор. Построение гаммы в каждом случае отличается вне зависимости от того, какие ключевые знаки использует тональность.

В натуральном миноре исполнение гаммы задействует только знаки в ключе. Гармонический минор – это гамма с повышенной седьмой ступенью, а мелодический минор имеет повышение сразу двух ступеней (шестой и седьмой) и играется в разных последовательностях вверх и вниз. То есть, при игре по восходящей указанные ступени повышаются. В обратной последовательности для них применяется знак «бекар», и ноты звучат в чистом виде. Это стандартное правило касается всех диезных или бемольных тональностей, а также единственной минорной тональности, не содержащей ключевых знаков «Ля-минор» (A-moll).

Кстати сказать, для упрощения обозначения зачастую полное название минора не используется, а к основной тонической ноте в латинском варианте просто прибавляется маленькая буква «m». Если привести самый простой пример на основе такой аббревиатуры, то тот же «ми-минор» будет выглядеть как «Em». Это очень просто и удобно. Само собой разумеется, что для обозначения тональностей типа «до-диез минор» можно использовать обозначения типа «C#m» или «Cis-moll». Вторая категория обозначений применяется крайне редко. Достаточно и самой простой аббревиатуры.

Наиболее распространенные минорные гаммы

Самыми распространенными и наиболее часто используемыми можно назвать минорные тональности с тониками на нотах «ля» и «ми». В данном случае минор – это гамма содержащая минимум ключевых знаков. В минорной гамме «ля» в ключе их нет вообще. В «ми-миноре» присутствует только «фа-диез». Именно благодаря простоте исполнения гаммы и построения основных трезвучий, эти миноры получили наибольшее распространение среди пианистов и гитаристов.

Для обоих инструментов аккордовая техника является самой простой и входит в начальный курс обучения музыке. Для гитары можно выделить еще и «ре-минор», аккорд которого является базовым для исполнения всего тремя пальцами, как и «ля-минор». «Ми-минор» использует всего два пальца, которыми прижимаются четвертая и пятая струна на втором ладу.

Лирические характеристики минора

Минорные тональности отличаются тем, что придают музыкальному произведению скорбную окраску или даже некоторые лирические нотки. В сочетании с основными ступенями гаммы и параллельными мажорами они могут вызвать бурю эмоций, которую просто невозможно передать словами. Если разобраться, большинство музыкальных баллад или медленных композиций представлено именно в минорных тональностях. Это и понятно, ведь глубокое чувство передается только таким способом. Стоит только услышать начальные аккорды, как душу тут же повергает в трепет.

Конечно же, только сочетанием стандартных гармоний и аккордов дело не ограничивается. К примеру, использование группой Pink Floyd увеличенных и уменьшенных трезвучий добавляет в композиции просто непередаваемый эффект психоделического стиля. Для любого музыканта использование минорных тональностей дает широкое поле для творчества, несмотря на семь стандартных нот гаммы.

fb.ru

Гармонический минор и мажор

Придание разнообразия музыкальному звучанию достигается большим количеством способов. Мы сегодня разберем одни из самых важных - разновидности мажорного и минорного ряда, в частности гармонический минор и мажор. Начнем с характеристик.

Что это - гармонический минор?

Один из видов звукоряда, относящегося к минорному ладу. Это определение понятия, вынесенного в подзаголовок. Отличие его от натурального звучания - это повышение VII ступени. Причина этого в присутствии имитации вводного тона, который характерен только для натурального мажора.

Гармонический минор считают самым распространенным видом одноименного ряда как в классической, так и в эстрадной, популярной музыке. В порядке восхождения его звукоряд строится так: Т - ПТ - Т - Т - ПТ - полуторатон - ПТ.

Таким образом, гармоническому минору придает специфическую окраску именно та увеличенная секунда (иными словами, полуторатон), которая заметна между шестой и седьмой ступенью. Отсюда наблюдается интересная тенденция. В классических музыкальных произведениях XVIII - начала XX века, которые сотворены в миноре, переход мелодического хода на полуторатон избегается. Исключением будут те композиции, которым автор стремится придать ориентальный (восточный) колорит, звучание в духе "Русского Востока". Подобный ход на увеличенную секунду правильнее называть модализмом.

Существующие тональности минора

Понаблюдаем, в каких тональностях можно заметить гармонический минор:

  • Ля минор.
  • Ми минор.
  • Си минор гармонический: появление ля-диез.
  • Фа-диез: повышение седьмой ступени при восхождении.
  • До-диез: при гармоническом виде добавляется си-диез.
  • Фа минор: звучание характеризуется повышением ми-бекар.
  • До минор: повышение си-бекар при гармоническом звучании.
  • Соль минор: при данном виде выставляется фа-диез.
  • Ре минор гармонический - это повышение до-диез.

Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется разновидность одноименного звукоряда. Ее главная отличительная черта - пониженная VI ступень. Это и отличает гармоническую разновидность от натуральной.

Посмотрим на лад гармонического мажора в тенденции восхождения: Т - Т - ПТ - Т - ПТ - полуторатон - ПТ. Шестая пониженная ступень здесь обладает одной особенностью: она помогает выстроить интервалы, которые будут идентичны минору. Как пример: увеличенная секунда на этой ступени.

Таким образом, можно сказать, что специфическая окраска гармонического мажора - это тот же ориентальный колорит. Придает его секунда между шестой и седьмой ступенью, которая увеличена.

Каким может быть минор?

Изначально звучание было представлено одним только натуральным минором. Но с течением времени к ладу добавлялись новые "краски", дабы разнообразить его. Так появился гармонический и мелодический минор. Рассмотрим два не представленных нами вида.

Натуральный. Так называется простая гамма, как она есть, без добавления случайных знаков и с учетом только ключевых. При движении вверх и вниз звукоряд прослеживается один и тот же. В целом: простое, печальное, строгое звучание без лишних деталей.

Мелодический. Его отличие в том, что при движении вверх становятся выше сразу две ступени - шестая и седьмая, а при движении нисходящем, обратном они отменяются. То есть в последнем случае исполнитель играет или поет практически натуральный минор. Повышение шестой ступени здесь необходимо, чтобы перекрыть увеличенный интервал. Он характерен для гармонической разновидности. Это нужно потому, что минор - мелодический, а в мелодии ход на увеличенную секунду запрещен.

Повышение VI, VII ступени дает направленное, но в то же время смягченное движение к тонике. Также интересно, почему эта альтерация отменяется при движении вниз? Самое простое объяснение: повышение шестой и седьмой ступени придает некоторую веселость мелодии. Но с учетом, что исполняется все же минор, повторение такой легкомысленной нотки будет уже лишним.

Каким может быть мажор?

Так же, как и минор, мажор может быть натуральным, мелодическим и гармоническим. Рассмотрим непредставленные его разновидности.

Натуральный. Сюда относится обыкновенная гамма с ключевыми знаками, если они необходимы. Случайные символы альтерации в натуральном мажоре отсутствуют. Это самый распространенный в музыкальный произведениях вид из всей тройки.

Последовательность тонов звукоряда тут наблюдается такая: Т - Т - ПТ - Т - Т - Т - ПТ.

Мелодический. Как вы помните, в мелодическом миноре повышались две ступени - 6-я и 7-я. В мажоре же они не повышаются, а, напротив, понижаются. И изменяются VI и VII ступень уже при нисходящем движении. То есть правила для мелодического минора в точности до наоборот. Это позволяет легко запомнить их разницу и общие черты.

Интересная особенность здесь такая: из-за понижения шестой ступеньки между звуками образуются как увеличенные, так и уменьшенные интервалы - характерные тритоны. А в общем при восходящем движении здесь играется натуральный мажор, а при нисходящем понижается шестая и седьмая ступень.

Параллельные тональности

Два вида тональностей (мажорные и минорные) считаются параллельными, если у них при ключе находятся одинаковые символы альтерации. Примеры этого явления:

  • Ля минор и до мажор. Параллельность в том, что у них при ключе не наблюдается никаких знаков.
  • Ми минор и соль мажор. У таких тональностей при ключе фа-диез.

Если вы ищете параллельную мажору тональность, то запомните один факт. Тоника параллельного ему минора будет находиться ниже на малую терцию.

Отметим, что у мелодических и гармонических мажоров все знаки альтерации - случайные. Например, у гармонического ми минора их не выносят к ключу, а отмечают, где необходимо, в самом произведении.

Вот мы и разобрали два гармонических вида звукоряда - мажор и минор. Для первого характерна повышенная седьмая ступень, для второго - пониженная шестая. При прослушивании игры, исполнения мы заметим, что такие тональности выделяются на фоне других своей ориентальностью, восточным стилем, который придает классической музыке некую изюминку, своеобразность звучания. Кроме гармонической, для минора и мажора характерна натуральная и мелодическая разновидность, которых мы тоже коснулись в этом материале.

fb.ru