Левые и правыеПередача «Обретение смыслов». Левые и правые партии это


почему партии делятся на "левые" и "правые"?

Это деление принято в Европе. Левые - радикальные партии, правые - консервативные. В России эти слова имеют другие значения. Левые - коммунисты (как правило, марксисты), правые - националисты, православные патриоты, нацисты, державники.

Во всём мире политические партии ассоциируют себя с теми или иными цветами (по большей части затем, чтобы выделяться на выборах). Красный, как правило, является цветом левых партий: коммунистов, социалистов и т. п. Цвета консервативных партий — синие и чёрные. Исключение: в США цвет республиканской партии — красный, а демократической — синий.<br><br>Розовым обычно отмечаются «терпимые» социалисты, жёлтый — цвет либерализма. Зелёный ассоциируется с зелёными (выступающими за защиту окружающей среды) и исламистскими партиями. Оранжевый — цвет национализма. Пурпурный считается цветом монархии (как и белый), но редко используется современными политическими партиями. Коричневый и чёрный обычно связываются с фашитскими и неонацистскими партиями.<br>

Ещё есть "центристы".

Большевики-коммунисты когда-то перед революцией 17-го года сидели слева в зале заседаний. С тех пор всех коммунистов по инерции называют "левыми".

Центристы это левые, косящие под правых?

Вообще и в Европе, и в Америке ПРАВЫЕ - партии, основанные изначально на христианских догмах (против абортов, широких прав нацменам и пр.,), которые направлены на защиту нации от вредных воздействий извне. В 20-м веке правые идеи потерпели поражение от атеистов, сатанистов, педерастов и пр. "левых"... Что стало с Европой после этого - посмотри сама.

партии делятся не на ЛЕВЫЕ и ПРАВЫЕ, а на коммунистические, социалистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, фашистские. Правизна и левизна обычно условны, скажем, консерваторы могут быть и левее даже либералов, а с фашистами и крайне левыми маоистами - вообще не всё ясно... <br>Правая сторона издревле считается у нас - верной и справедливой. Леваки - разрушители традиций, а, значит, предлагают свою, отличную, правду.

touch.otvet.mail.ru

Кто такие левые? Кто такие правые?

  • Выражение у молодежи quot;он левыйquot; означает, что человек с не их круга общения и в теме на разбирается. Чужак, который вряд ли станет своим. А выражение quot;он правыйquot;, обозначающего своего у молодежи нет, только левый чел.

    В политике есть два определения левых и правых.

    Левые политические партии ратуют за социальное равенство, хот и возникло понятие из-за местонахождения в левой стороне радикалов якобинцев, боровшихся за уравнивание в правах, но сама судьба отвела их на левое положение, потому что быть равными всем на земле не возможно, только под землей.

    А правыми политическими партиями называют тех граждан, кто объединяется по принципу quot;капитализм рулитquot;, то есть трезво оценивает положение в обществе.

  • Обычно когда имеют ввиду левых и правых, то имеется в виду политика. Правыми обычно называют политические силы, которые применяют при своей политике радикальные методы. А левые придерживаются демократичных и классических способов.

  • Если вы имеете ввиду политику, то левые - это:

    • коммунисты,
    • социалисты,
    • социал-демократы,
    • социал-либералы,
    • анархисты.

    А правые силы - это:

    • демократы,
    • капиталисты,
    • консерваторы,
    • либералы,
    • республиканцы.

    Конечно, не все перечисленные партии есть в каждом государстве. Если брать левых и правых на примере России, то не все сейчас находится в думе, но в последние годы они имели место быть.

    Левые партии России:

    • Коммунистическая партия Российской Федерации (глава Геннадий Зюганов),
    • Справедливая Россия (глава Сергей Миронов),
    • Патриоты России (глава Геннадий Семигин),
    • Российская объединенная демократическая партия quot;Яблокоquot;, но они лево-центристы (главы: Григорий Явлинский и Сергей Митрохин),
    • Социал-демократическая партия России (глава Сираждин Рамазанов),
    • Коммунистическая партия социальной справедливости (глава - Юрий Морозов),
    • Новая Россия (глава Вячеслав Гришин),
    • Партия Возрождения России (глава Геннадий Селезнв).

    Правые партии России:

    • Единая Россия (главы Владимир Путин и Дмитрий Медведев),
    • Либерально-демократическая партия России (глава Владимир Жириновский),
    • Либерально-демократическая партия России (глава Андрей Дунаев),
    • Республиканская партия России Партия народной свободы, правоцентристы (главы Михаил Касьянов и Борис Немцов),
    • Демократическая партия России, правоцентристы (глава Андрей Богданов)
    • Западный выбор (глава Константин Боровой).
  • Дело в том , что все намного проще. Есть в политикне центристы и именно относительно их и идет деление на левых и правых.

    Прежде всего это понятие было и в эпоху Ленина. Так у Ленина есть даже работа о проблемах левизны в коммунизме. Так что даже коммунистов можно поделить на левых и правых. Проще говоря что деление на левых и правых относительное. А в настоящее время у власти в России стоят центристы. И что интересно они просто выделились из левых и правых двежений. Так те кто стоит на позициях коммунистичекого пути считаются левыми. А тот кто больше говорит о свободе и придерживается капиталлистического пути развития, те естественно правые. И примерами правых в России является партия Парнас. Ну а левые естественно коммунистическая партия. А вот между ними сейчас и находятся все остальные. Так что начав отвечать на поставленный вопрос, можно прийти к выводу, что многие партии в России сдаются искусственно и придерживаются центристских позиций. И что самое неприятное, что центристские партии, рано или поздно придут к монархии или какому-то подобию на монархию.

  • Говоря о таких понятиях как quot;левыеquot; и quot;правыеquot; сразу на ум лезет политическая тематика.

    Для левых в политике характерна идеологическая мысль о равноправии, об улучшении жизни простого народа. А вот правые являются полной противоположностью по мыслям.

  • Обычно эти понятия используют в политике, например в думе есть правые партии и левые. К правым можно отнести такие партии как ЛДПР, которую возглавляет Владимир Жириновский, партия Единая Россия(единоросы) президент России оттуда.

    К левым можно отнести такие партии как КПРФ коммунистическая партия возглавляемая Зюгановым.

    Можно сказать что правые это демократы, а левые коммуняки.

  • Политическое деление на quot;правыхquot; и quot;левыхquot; берет отсчет от времен Великой француской буржуазной революции 1792 года, когда на смену абсолютной монархии пришла первая французская республика со своим знаменитым девизом quot;Свобода, Равенство и Братствоquot;.

    В Конвенте новой республики на скамейках левого крыла зала заседаний восседали сторонники кардинальных революционных преобразований, вплоть до применения для этого насилия. На правых же - те кто ратовал за умеренность и сохранение старых порядков и традиций - консерваторы.

    Сегодня в России все поставлено с ног на голову. И коммунисты, представляющие левую фракцию, на самом деле по сути являются консерваторами, выступающими за возвращение к коммунистическому прошлому. И единороссы строят свою политику на социальном консерватизме.

  • Такое деление политических сил возникло во Франции около двухсот лет назад. Споры между правыми и левыми заключаются в их отношении к лозунгу революции quot;Свобода, Братство, Равенствоquot;.

    Правые делают упор на том, что равенство неравными от природы людьми вообще не достиимо. Они делают упор на слове quot;Свободаquot;, но вовсе не исповедуют индивидуализм, наоборот, правые считают , что человек имеет ценность и можетбыть свободен только как часть общества.

    Левые же считают, что надо делать упор на равенстве, даже если придется ограничить свободу.

  • Впервые quot;рассортировалаquot; политиков на quot;левыхquot; и quot;правыхquot; Великая Французская революция (1789...1794 гг.). Тогда депутаты Генеральных штатов разделились на поддерживающих короля (сидящие справа в зале заседаний) и его противников (сидящие слева).

    Принято считать, что левые ориентированы на изменения и на равенство, а правые - на традицию и на иерархичность общества.

    Крайнее проявление левизны в политике - так называемое quot;левачествоquot;, берущее политический курс на революционные изменения, не исключающее применения насильственных средств для достижения социальных целей.

    Со временем, многие сторонники левачества потеряли свой радикализм и перешли в категорию quot;новые левыеquot;, и среди них превалирует идея широкого демократического контроля, противостоящего элитарным структурам.

  • info-4all.ru

    Правые партии Википедия

    В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым: правые выступают за общественное неравенство и придерживаются принципов капитализма.

    Иное понимание: правая идеология — идеология социального господства, выражающая интересы господствующего социального класса или определённой властвующей группы внутри господствующего класса. Левая же идеология — идеология оппонирования власти, которая отрицает легитимность существующего господства и предъявляет политическую альтернативу, востребованную новыми господствующими группами или (и) нижними классами, претендующими на участие в распределении богатства и власти[1].

    Термины «правые» и «левые» возникли в начале Французской революции и касались расположения депутатов в парламенте. Сидевшие справа выступали за сохранение Старого порядка (монархии, аристократии и государственной религии). Сидевшие слева выступали за учреждение республики, отмену сословного неравенства и отделение церкви от государства.

    История

    Термины «правые» и «левые» впервые появились во французском Национальном собрании (1789—1791) времён революции. В нём возникли три направления: справа сидели фельяны — сторонники конституционной монархии; в центре сидели жирондисты — умеренные сторонники республики; слева сидели якобинцы, выступавшие за радикальные преобразования. Таким образом, изначально правыми называли тех, кто желал сохранить существующее положение (консерваторы), а левыми — тех, кто выступал за перемены (радикалы).

    До середины XIX века либералы, выступавшие как за политические свободы, так и за свободу предпринимательства, рассматривались как левые. Но с распространением промышленного производства левыми стали называть главным образом социалистов, провозглашавших борьбу за интересы рабочего класса. Правые же партии выражали интересы монархистов, легитимистов, землевладельцев и клерикалов.

    В XX веке появилась идеология фашизма, сочетавшая радикальный этатизм и отрицание демократии с критикой социального неравенства — не случайно партия Гитлера называлась Национал-социалистической рабочей партией. Фашистов традиционно относят к правым («крайне правым»), но они принципиально отличаются от либералов, которых (особенно неолибералов) сегодня относят к правым, поскольку либералы выступают за уменьшение участия государства в экономике, за снижение налогов и государственных расходов. Именно за такие убеждения классических либералов во второй половине XX века начали называть правыми, так как прежние традиционные правые (монархисты, клерикалы) утратили популярность.

    В конце 1960-х годов во Франции появились «новые правые», которые, в отличие от «старых правых», не отрицали технической и экономической модернизации, но пытались создать новую современную идеологию, направленную против эгалитаризма и либерально-демократических идей, господствующих в европейской культуре со времён Просвещения.

    В настоящее время политологи[источник не указан 1182 дня], социологи[источник не указан 1182 дня] и социальные психологи[источник не указан 1182 дня] признают[где?], что традиционное деление на левых и правых неадекватно отражает реально существующий спектр мнений в обществе. Так, непонятно, куда в этой шкале относится, например, либертарианство. Также у человека могут быть убеждения, в одной области (например, в политической) считающиеся традиционными для «левых», а в другой (например, экономической) считающиеся «правыми». Ситуация ещё более осложняется размыванием программно-идеологических различий и политическим сближением традиционных партий в западных политических системах в последние 100 лет, взаимопроникновением и взаимообогащением различных систем взглядов. Так, социалисты существенно «поправели» и перестали существенно отличаться от новых либералов, ставших как бы «правыми». Существенно и то, что в посткоммунистических странах, и особенно странах постсоветских, понятия «правизны» и «левизны» нередко употребляются в смысле, противоположном принятому в странах с развитой демократической системой — так, в эпоху перестройки либералов и антикоммунистов часто именовали «левыми», а традиционных ортодоксальных коммунистов — «правыми»[2].

    По некоторым мнениям, двухполюсная политическая шкала («правые» и «левые») не позволяет достаточно корректно отразить взгляды как на роль государства в контроле за жизнью общества, так и на роль государства в обеспечении социального равенства; сторонниками этого мнения используется четырёхполюсная шкала (диаграмма Нолана), предложенная американским либертарианцем Дэвидом Ноланом в 1970 году[3][4]:

    Правые партии и общественные организации в мире

    Австрия

    Австралия

    Белоруссия

    Бельгия

    Болгария

    Великобритания

    Венгрия

    Германия

    Греция

    Дания

    Израиль

    Исландия

    Испания

    Италия

    Канада

    Латвия

    Литва

    Нидерланды

    Норвегия

    Польша

    Россия

    До 1917 г.:

    Румыния

    Сербия

    Словакия

    США

    Украина

    Финляндия

    Франция

    Хорватия

    Чехия

    Швеция

    Эстония

    Япония

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Правые (политика) Википедия

    В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым: правые выступают за общественное неравенство и придерживаются принципов капитализма.

    Иное понимание: правая идеология — идеология социального господства, выражающая интересы господствующего социального класса или определённой властвующей группы внутри господствующего класса. Левая же идеология — идеология оппонирования власти, которая отрицает легитимность существующего господства и предъявляет политическую альтернативу, востребованную новыми господствующими группами или (и) нижними классами, претендующими на участие в распределении богатства и власти[1].

    Термины «правые» и «левые» возникли в начале Французской революции и касались расположения депутатов в парламенте. Сидевшие справа выступали за сохранение Старого порядка (монархии, аристократии и государственной религии). Сидевшие слева выступали за учреждение республики, отмену сословного неравенства и отделение церкви от государства.

    История

    Термины «правые» и «левые» впервые появились во французском Национальном собрании (1789—1791) времён революции. В нём возникли три направления: справа сидели фельяны — сторонники конституционной монархии; в центре сидели жирондисты — умеренные сторонники республики; слева сидели якобинцы, выступавшие за радикальные преобразования. Таким образом, изначально правыми называли тех, кто желал сохранить существующее положение (консерваторы), а левыми — тех, кто выступал за перемены (радикалы).

    До середины XIX века либералы, выступавшие как за политические свободы, так и за свободу предпринимательства, рассматривались как левые. Но с распространением промышленного производства левыми стали называть главным образом социалистов, провозглашавших борьбу за интересы рабочего класса. Правые же партии выражали интересы монархистов, легитимистов, землевладельцев и клерикалов.

    В XX веке появилась идеология фашизма, сочетавшая радикальный этатизм и отрицание демократии с критикой социального неравенства — не случайно партия Гитлера называлась Национал-социалистической рабочей партией. Фашистов традиционно относят к правым («крайне правым»), но они принципиально отличаются от либералов, которых (особенно неолибералов) сегодня относят к правым, поскольку либералы выступают за уменьшение участия государства в экономике, за снижение налогов и государственных расходов. Именно за такие убеждения классических либералов во второй половине XX века начали называть правыми, так как прежние традиционные правые (монархисты, клерикалы) утратили популярность.

    В конце 1960-х годов во Франции появились «новые правые», которые, в отличие от «старых правых», не отрицали технической и экономической модернизации, но пытались создать новую современную идеологию, направленную против эгалитаризма и либерально-демократических идей, господствующих в европейской культуре со времён Просвещения.

    В настоящее время политологи[источник не указан 1182 дня], социологи[источник не указан 1182 дня] и социальные психологи[источник не указан 1182 дня] признают[где?], что традиционное деление на левых и правых неадекватно отражает реально существующий спектр мнений в обществе. Так, непонятно, куда в этой шкале относится, например, либертарианство. Также у человека могут быть убеждения, в одной области (например, в политической) считающиеся традиционными для «левых», а в другой (например, экономической) считающиеся «правыми». Ситуация ещё более осложняется размыванием программно-идеологических различий и политическим сближением традиционных партий в западных политических системах в последние 100 лет, взаимопроникновением и взаимообогащением различных систем взглядов. Так, социалисты существенно «поправели» и перестали существенно отличаться от новых либералов, ставших как бы «правыми». Существенно и то, что в посткоммунистических странах, и особенно странах постсоветских, понятия «правизны» и «левизны» нередко употребляются в смысле, противоположном принятому в странах с развитой демократической системой — так, в эпоху перестройки либералов и антикоммунистов часто именовали «левыми», а традиционных ортодоксальных коммунистов — «правыми»[2].

    По некоторым мнениям, двухполюсная политическая шкала («правые» и «левые») не позволяет достаточно корректно отразить взгляды как на роль государства в контроле за жизнью общества, так и на роль государства в обеспечении социального равенства; сторонниками этого мнения используется четырёхполюсная шкала (диаграмма Нолана), предложенная американским либертарианцем Дэвидом Ноланом в 1970 году[3][4]:

    Правые партии и общественные организации в мире

    Австрия

    Австралия

    Белоруссия

    Бельгия

    Болгария

    Великобритания

    Венгрия

    Германия

    Греция

    Дания

    Израиль

    Исландия

    Испания

    Италия

    Канада

    Латвия

    Литва

    Нидерланды

    Норвегия

    Польша

    Россия

    До 1917 г.:

    Румыния

    Сербия

    Словакия

    США

    Украина

    Финляндия

    Франция

    Хорватия

    Чехия

    Швеция

    Эстония

    Япония

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    wikiredia.ru

    В чем разница между правыми и левыми партиями?

    Историографическая и политическая традиция деления партий на левых и правых берет начало с французской революции. В Конвенте делегаты заседали вместе по принадлежности к партиям (тогда к клубам), скорее всего это было по соображениям личной безопасности, ведь аргументом в парламенте было не только слово, но и кулак. Соответственно консервативные и "горячие" умы заседали порознь (справа и слева соответственно), между ними заседали тоже революционные силы (модераторы), но не такие радикальные как якобинцы. Эта норма со временем стала традицией во Франции и в период Третей республики в прессе возникают следующие понятия "левые республиканцы", "ультралевые", "правоцентристы", "реакционеры", "красные" и пр. Противопоставление левым и правым имело место быть и в революциях 1848 г., где "демократические социалисты" боролись с реакцией.

    Проще говоря правыми были те, которые отстаивали монархию, традиции, церковь, привилегии, неравенство, а левые выступали за революционные перемены, за равенство и за высокие социальные стандарты для бедных слоев населения. Центристы тогда отстаивали интересы буржуазии и частного капитала.

    Сейчас правыми или правоцентристские партии являются консервативные, неоконсервативные, либерально-консервативные, христиано-демократические, национал-либеральные, либертарианские. Ультраправый фланг занимают неофашистские и ультраконсервативные партии. Левые и левоцентристами принято считать социал-демократов, социалистов, коммунистов, анархистов, зеленых, феминистов и всякого рода эгалитаристов.

    В США определение правого и левого несколько иное. Так как там двухпартийная система, то консервативно-либеральную партию Республиканцев относят к правому флангу, а прогрессивно-либеральную партию Демократов к левым.

    В Израиле правизна и левизна прежде всего определяется отношением к территориям, то есть правые выступают против создания палестинского государства, а левые выступают за формулу "два государства для двух народов".

    В целом правые и левые существуют лишь в западных государствах или в странах где усвоилась западная политическая традиция. Например, этим не может похвастаться СНГ.

    Также стоит помнить что правые и левые - это не абсолютные, а условные величины. Когда та или иная партия сталкивается с большой политикой, то ее действия не всегда будут совпадать с написанным в уставе ее же партии (вспомним лейбориста Тони Блера). Более того, академическими кругами обсуждается вопрос релевантности такого деления, ведь в эпоху пост-модерна идеологические устои сильно пошатнулись...

    Итак, правые - за частный бизнес, рыночную экономику, национальную историческую память, конкуренцию, жесткую внешнюю политику, индивидуализм и личную свободу и ответственность. Левые - за вмешательство государства в экономику, высокие налоги, помощь социально обездоленным, равенство, гуманизм, мультикультурализм, иммиграцию, антипрогибиционизм (легализация запрещенного законом или традицией), стремление к обществу социальной справедливости.

    thequestion.ru

    Левые (политика) - это... Что такое Левые (политика)?

    У этого термина существуют и другие значения, см. Левые.

    В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал-демократию, социальный либерализм, коммунизм, анархизм. Противоположностью являются правые.

    В общем случае левые стремятся к установлению равных условий для всех людей, независимо от национальной, этнической, половой и прочей принадлежности — согласно идеалам Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство» (фр. liberté, égalité, fraternité).

    История

    Заседание якобинского клуба (1791)

    Термины «правые» и «левые» впервые появились во французском Национальном Собрании времён Великой Французской революции. В нём возникли три направления: справа сидели фельяны — сторонники конституционной монархии; в центре сидели жирондисты — умеренные сторонники республики; слева сидели якобинцы, выступавшие за радикальные преобразования. Таким образом, изначально правыми называли тех, кто желает сохранить существующее положение (консерваторов), а левыми — тех, кто выступал за перемены (радикалов).

    До середины XIX века либералы, выступавшие как за политические свободы, так и за свободу предпринимательства, рассматривались как левые. Но затем, с развитием социалистических идей, левыми стали называть прежде всего их сторонников, стремившихся к социальному равенству. К левым относили социал-демократов, анархистов, анархо-синдикалистов.

    Когда в первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии, то их также относили к левым («крайне левым»). Однако левые традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г., а затем и в ряде других стран, были противниками буржуазной демократии и политических свобод капиталистического общества (при этом установление диктатуры рабочего класса, по их мнению, позволяет значительно расширить демократию, поскольку она становится демократией большинства народа[1][2]).

    Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике её развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нём государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа»

    Рабочий, разбивающий цепи (символ Коминтерна)

    Критика сталинизма на XX съезде КПСС, новый советский курс на экономическое развитие при политике «мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство лидера Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна и лидера Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика руководителя КПСС Н. С. Хрущёва была названа ими ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе, но утратил популярность после смерти Мао и появления критических материалов о его политике.

    В 1960-х годах в Западной Европе и США появились так называемые «новые левые», противопоставившие себя «старым левым». Они выражали протест против бездуховности «общества потребления», обезличенности массовой культуры, унификации человеческой личности и выступали за «прямую демократию», свободу самовыражения, нонконформизм. Социальной базой «старых левых» был промышленный пролетариат, а также крестьянство. Новые левые считали, в том числе в связи с этим, «старых левых» устаревшими и не имеющими перспектив, по крайней мере относительно стран Первого и Второго мира, в которых пролетариат и крестьянство всё больше утрачивали свои позиции, уступая новым типам работников постиндустриального общества.

    В эпоху перестройки в последние годы существования СССР понятия «правизны» и «левизны» нередко употреблялось в смысле, противоположном принятому на Западе. Так, либералов и антикоммунистов часто именовали «левыми», а традиционных ортодоксальных коммунистов — «правыми».[3]

    Традиционные критерии определения «левых» и «правых»

    Традиционное[4][неавторитетный источник?] направление от левых к правым определяется по отношению к поддержке:

    В этом случае принадлежность к левым определяется[5][нет в источнике] по отношению к:

    • обобществлению общественных по своей сути средств производства;
    • недопустимости эксплуатации;
    • уменьшению или ограничению власти, государственного насилия;
    • увеличению уровня равноправия и свободы личности, по отношению к увеличению степени социального, политического, религиозного, полового, национального и так далее равноправия.

    Левые партии в мире

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    • Архив политической рекламы. Правые и левые в политике
    • А. Левенчук. Политики: левые, правые и верхние
    • Е. ФИЛИППОВА Правые и левые.вопрос об этикетках
    • Е. ФИЛИППОВА Правые и левые. Близнецы, но не братья
    • Н. Боббио. Правые и левые
    • С.Лебедев. Левые и правые в истории русской политической мысли
    • Кто в Израиле считается левым?
    • М. Воеводин. Правые и левые. А в чем, собственно, разница?
    • Сиринелли Ж.-Ф., Берстайн С., Русселье Н. (Париж) Левая традиция во Франции: прошлое, настоящее, будущее. Интервью Г. Н. Канинской // Французский ежегодник 2009. М., 2009.
    • Михаэль Дорфман Левым нужен свой миф
    • The Political Compass Тест, помогающий соотнести собственные взгляды с политической позицией известных деятелей. (англ.) (исп.)
    • Тест: Каковы ваши политические убеждения?

    dic.academic.ru

    Левые и правые

    Интернет-передача «Обретение смыслов»Тема: «Левые и правые»Выпуск №156

    Степан Сулакшин: Добрый день, друзья! На сегодня мы запланировали категорию «левые и правые» применительно к некой градации политического спектра. Могут ли левые быть правыми, а правые левыми? Вообще это полушуточный вопрос, на самом же деле это терминология и категория политической науки, политической практики, политического словаря. Будем разбираться с этим. Начинает Вардан Эрнестович Багдасарян.

    Вардан Багдасарян: Если мы говорим «правые» и «левые», то, естественно, возникает вопрос, относительно кого они находятся справа и слева. Здесь нужна какая-то система координат. Исторически, генезисно было понятно, что они находились справа и слева от королевской власти.

    Происхождение понятия «правое и левое», как и многое другое, перенесенное на всеобщий европейский, а потом и мировой контекст, было связано с Францией, с Французской революцией, когда в Национальном французском парламенте сторонники короля располагались справа от него, а противники королевской власти располагались слева. Оттуда, собственно, и пошло понятие «правое и левое».

    Дифференциация правых и левых была связана с определенной исторической эпохой, с определенным историческим контекстом. Давайте попытаемся разобраться, что здесь первоначально, и как классифицировались правые и левые. Дело в том, что существуют различные критерии этой классификации. Мы будем говорить относительно экономики, социальных отношений, культуры. Итак, начинаем.

    Если рассматривать экономическую дифференциацию, то под правыми понимались те, кто изначально был сторонниками частной собственности, рынка, рыночных частнособственнических отношений. Левые же выступали за регулируемую экономику, за свертывание частных, частнособственнических отношений, за коллективную форму хозяйствования.

    Что касается социальных отношений, то правые — приверженцы идеи фундаментального неравенства, когда аристократия господствует и занимает преференционное положение в обществе. Левые выступают за фундаментальное равенство, что прямо противоположно идее правых.

    В плане политических критериев правые выступают за монархизм, автократизм, иерархизм, левые — за демократию. Ультралевые вообще выступали за упразднение государства, и в этом спектре анархизм — полярная этому точка зрения.

    В вопросе об идентичностях правые — за жесткий национализм, жесткую партикулярную национальную принадлежность, левые — за интернационализм, когда национальное нивелируется и исчезает в левой перспективе. В вопросах религии правые придерживаются религиозного фундаментализма, делают упор на религиозные ценности, веру в Бога, левые — атеисты.

    Если же мы посмотрим на конкретные партии, то трудно назвать в какой-либо конкретной стране, конкретной политической ситуации партийно-политическую группу, которая бы по всем критериям четко увязывалась с полюсом левых или полюсом правых. В действительности реальная комбинация возникает из различных соотношений этих многочисленных спектров. Эти спектры могут быть продолжены и у одной и той же партии могут сочетаться в разных комбинациях.

    Например, в условиях регулируемой экономики, регулируемого хозяйства может быть сильная автократическая власть, что в традиционной дифференциации относилось бы к правому полюсу. То есть в действительности четкая градация на левых и правых исчезает, и понятно, что в методологическом плане нужен выход на новую ступень осмысления, нужен уход от этой жесткой упрощенной поляризации левых и правых и введение множественного, многокритериального подхода с разграничением партий и конкретных идеологий по каждой из составляющих этого спектра. Этот спектр традиционно представлялся в виде некой прямой, где есть один полюс, и есть другой полюс.

    Но вот происходит капиталистическая монополизация, капитализм превращается в империализм, и в конечном итоге одна монополия подчиняет себе другие, создается масштабная сверхмонополия, охватывающая весь мир. Поскольку обеспечивается максимальная концентрация, осуществляется скачок, и происходит переход к социализму, так как вся эта система уже к нему подготовлена, потому что в рамках этой единой монополии все обобществлено.

    Если же существует власть одного человека — сверхмонарха, автократора, когда он подчиняет, нивелирует и подавляет всю элиту, то, когда эта элита подавляется, под ним оказывается абсолютное фактически равенство, и следующим шагом эта система с абсолютной властью автократора может трансформироваться в демократию. Поэтому эти полюса могут сходиться.

    Сегодня в формировании новой идеологии возможна сверхзадача сочетания элементов, характерных в традиционном делении для разных полюсов. Что может предложить новая идеология в экономическом плане? С одной стороны, коллективное ведение хозяйствования или коллективизм, с другой стороны, частный интерес человека, его заинтересованность в труде тоже должны быть учтены, то есть происходит соединение начала, традиционно связываемого с левым полюсом, и начала, связываемого с правым полюсом.

    В социальном отношении действительно есть фундаментально равенство. Люди равны по своему происхождению, они равны, как говорили прежде, в Христе, в Боге, но должна быть не только олигархическая аристократия, но и духовная. Этим обществом должны руководить лучшие, и они должны вести это общество к свершениям.

    В политических соотношениях демократия находится на левом полюсе, но должен быть и лидер, должны быть политические элиты, причем элиты не в современном, подмененном плане, то есть элиты олигархические, а элиты, состоящие из лучших, которые ведут это общество, и снова происходит соединение правого и левого полюсов.

    Что касается национальной идентичности, то, безусловно, национальный этнический фактор принципиально важен. Через раскрытие этничности происходит обогащение человечества, но и общее для человечества, единый ценностный пакет — человечество с большой буквы — тоже должно присутствовать. Опять-таки, здесь есть соединение левого и правого полюсов в новом идеологическом, религиозном строительстве. Безусловно, существуют некие трансцендентные идеи, но они вместе с тем должны опираться не на одну только веру, но и на научный фундамент. Опять-таки, соединение того, что было в традиционной поляризации, рассредоточено по противоположным полюсам, и, несмотря на то, что все политологические учебники описывают модель XVIII века, при делении на правых и левых гуманитарная наука нуждается в определенной методологической визе, и эта виза должна заключаться в переосмыслении феноменологии политического спектра.

    Степан Сулакшин: Спасибо, Вардан Эрнестович. Владимир Николаевич Лексин.

    Владимир Лексин: Понятие «правое и левое» как понятие, характеризующее нечто противоположное, гораздо старше времен Французской революции. Во французском парламенте в центре сидели жирондисты — умеренные республиканцы, справа — фельяны или сторонники сохранения монархии с определенными конституционными и иными улучшениями, и слева сидели якобинцы — сторонники радикальных революционных действий.

    Гораздо раньше, по крайней мере, в течение 3-х тысячелетий, с тех пор как появился сначала Ветхий Завет, затем гораздо позже Новый Завет, существовало понятие «одесную и ошуюю». Слово «одесную» означало место, где находятся правильные, праведные люди, а «ошуюю» — место нераскаявшихся грешников, никуда не годных людей.

    Таким образом, с помощью понятия «правые и левые» даются очень серьезные оценки. Они исторически, семантически, культурно укоренены в нашем сознании еще со времени Французской революции как политический облик правых и левых. При всем их смешении, при невероятной сумятице, микшировании одного в другое это понятие и сейчас реально существует.

    В свое время левых очень хорошо охарактеризовал в знаменитом «Левом марше» Владимир Владимирович Маяковский. Я помню, как в школе мы его учили и с пафосом рассказывали. В этом стихотворении агрессивно-освободительный напор левизны был явлен так, как, наверное, нигде больше в мировой литературе и истории.

    Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер. Довольно жить законом, Данным Адамом и Евой. Клячу историю загоним. Левой! Левой! Левой!

    Здесь происходит очень четкое отвержение всего, что было до того, происходит смещение акцентов, перенос всего как бы в совершенно другую плоскость.

    Все мы, учившие историю, прекрасно знаем, что понятия «левые» и «правые» стали очень четко меняться. Известный русский философ Семен Франк в 1930 году написал статью о смене правого и левого. Там есть такие слова: «До 1917 года для всякого политически грамотного человека „правые“ означало реакцию, угнетение народа, аркчеевщи¬ну, подавление свободы мысли и слова, „левые“ — освободительное движение, освященное именами декабристов, Белинского, Герцена. „Левые“ — это сочувствие всем униженным и оскорбленным».

    Однако, по мнению Франка, и это подтвердили события Октябрьской революции, к которым он как бы апеллирует, и вообще все исторические события, произошедшие в течение последних 3-х веков, ситуация полностью изменилась. Франк говорит, что если при господствующем политическом порядке до 1917 года было привычным делом рассматривать правых как людей, находящихся у власти и охраняющих эту власть, то, как только левые, революционеры, те самые потомки декабристов и прочие взяли власть в свои руки, они стали хранителями, консерваторами, теми, кто начинает защищать эту власть.

    Те же, кто были правыми, и те, кто были побеждены в это время, волей-неволей вынуждены были взять на себя роль реформаторов и в какой-то степени даже революционеров. Вот эта смена при захвате власти правых и левых очень существенна, и она во многом определяет всю сумятицу и нечеткость в определении этих понятий. Нельзя дать четкое определение, кем ты являешься сейчас, вот в эту минуту, — правым или левым, потому что неизвестно, кем ты станешь после того, как власть попадет в твои руки, или изменится твое положение.

    Как это все реализуется сейчас в практиках отношений к жизни? За что, собственно, выступают сейчас те, кого принято называть левыми? Как это ни удивительно, в значительной степени левые сейчас связаны с теми, кого принято называть людьми либерального лагеря. Они ратуют за снижение налоговой нагрузки, полную свободу предпринимательства, построение истинно капиталистического общества, полностью профессиональных вооруженных сил, отсутствие цензуры и интеграцию державы, страны, социума в мировую, читай — в западную экономическую систему, которая в настоящий момент сама переживает острый системный кризис.

    У теперешних правых несколько иное отношение ко всему этому — это национализация природных ресурсов. Об этом, кстати, недавно говорил лидер партии, которая почему-то до сих пор считается правой, хотя по идее она должна быть левой, гражданин Зюганов. Представители этой партии внесли в Государственную думу очередной законопроект о социальной справедливости, нивелировании в значительной степени экономического положения людей, то есть как бы выравнивании всех по доходам и так далее.

    Почему же в наше время происходит такая сумятица? Почему сейчас нет четкого понятия правых и левых, и может ли оно вообще быть? Сейчас понятия левизны и правизны связаны с деятельностью определенных партий, и рассматривать левых и правых вне контекста реального политического расклада, политического спектра, политических партий, которые сейчас существуют, бессмысленно.

    Партии берут лозунги правого и левого тогда, когда они либо борются за власть, либо позиционируют себя в этом плане и так далее. Поэтому неудивительно, что сейчас к левым начинают относить не только КПРФ, но и партию «Справедливость», и туда же входит половина людей из партии «Правое дело», и Бог знает, кто еще.

    В любом случае крайне важно понять, что сейчас правое и левое — это часть политических доктрин, политических лозунгов, политических заявлений партий, которые очень легко меняют свое обличье и становятся из правых левыми не тогда, когда они захватывают власть, потому что власть у нас давно захватила одна партия, а тогда, когда меняется политическая конъюнктура, или, когда нужно к кому-то примкнуть. Сама по себе левизна — это очень любопытное историческое явление. Она непременно предполагает энергию, порыв к смене того, что сейчас существует, и поэтому левизна не может долго быть в одном и том же обличье. Дело левых — это, как правило, дело молодежи, людей среднего поколения, а далее, как писал поэт, «до 30-ти поэтом быть почетно, и срам кромешный после 30-ти».

    Вот поэтому почти все деятели крайне левого толка очень редко доживают в таком состоянии до политической зрелости. Я знаю только одного известного человека, оставшегося левым до конца своих дней. Это известнейший французский философ Мишель Фуко, оказавший влияние и на западную, и на нашу философию. Он одновременно поддерживал и хунвейбинов, и новых левых во Франции. Он поддерживал все, что с его точки зрения было в духе Че Гевары, было революционным, направленным на то, чтобы изменить существующую ситуацию. А ситуацию нужно менять обязательно, и поэтому левизна — это, наверное, сейчас тот фермент, который позволяет обществу двигаться в нужном направлении, несмотря на то, что это явление само по себе временное. Спасибо.

    Степан Сулакшин: Спасибо, Владимир Николаевич. Хочу поблагодарить своих коллег за то, что они привели достаточно много исторических и страновых примеров, из которых следует, кто такие левые, и кто такие правые. Иногда понять это трудно, потому что они меняются местами в зависимости от конкретных исторических условий, и поэтому хочется привнести некую логику в методологию нахождения ответа на вопрос, в чем же смысл этого позиционирования.

    Понятие «левые и правые» указывает на то, что есть некое одномерное пространство — налево и направо, но оно входит в понятие некой метрики пространства. Пространство не всегда одномерное, оно может быть и двумерным, и трехмерным, и многомерным. Пространство — это количественная метрика. Поэтому, говоря «левый и правый», часто почти сразу же начинают уточнять: центристы — это где-то между левыми и правыми, и есть левый центр и правый центр.

    Возникает ощущение, что левые и правые — это понятие в пространстве политического позиционирования акторов или политических сил, которое можно характеризовать в мерном пространстве — более левый, более правый. Здесь чаще всего речь идет о партиях или о политиках государственного управления.

    Каким же образом его можно охарактеризовать? Все кажется очень простым — левый или правый. Но как здесь ввести количественную меру? Социологи умеют это делать. Задается вопрос: насколько ты левый? Абсолютно левый, в значительной степени левый, преимущественно левый, левый, не очень левый, левоватенький, тяготеющий к левости. Возникает этакая гребенка позиций, мы их называем политическими частотами.

    Идет такая же градация вправо — правоватенький, правый, очень правый, значимо правый, абсолютно правый. Так возникает количественная шкала. Почему же это важно? Потому что понятие политического позиционирования относится к самым разным содержательным темам. Вардан Эрнестович говорил, что левые и правые — это прежде всего отношение к труду и капиталу, к частной или обобществленной собственности. Есть много других признаков, но есть и очень много других вопросов, не только вопросов собственности. Например, вопросы национальных или даже расовых отношений, вопрос абортов, вопрос отношения к религиям, вопрос войны и мира. В дискурсе общества, в политическом пространстве, в пространстве отправления власти, то есть следования неким ценностным предпочтениям и политическим позициям, таких вопросов очень много, а значит, и мерных осей тоже может быть много.

    Эти оси тоже надо как-то обозначать в плане левых и правых. Это сложилось исторически, и об этом говорит основной конфликт труда и капитала. Но по этой оси можно назвать оранжевые, голубые, киевские события, Ющенко, Януковича. И тогда возникает вопрос — зачем вообще все это нужно, и куда это ведет? Как всегда, есть описательный подход, который позволяет просто обозначить, что эти такие, а те сякие. Что из этого следует? Да ничего. Это просто наименование, приклеенные ярлычки.

    Мы проделали очень важную и интересную работу о том, что политическое позиционирование, количественное и мерное, дает важную методологию работы с политическим спектром, и не просто описательную — клеить ярлычки, а возможность получать новую информацию, новую характеристику состояния общества, пространства «общество — власть».

    Эта идея родилась тогда, когда в физико-математических аналогиях стал очевидным радиочастотный спектр или частотный спектр волн, которые принимает телевизор, — низкие частоты, высокие частоты. Зачем он нужен? Есть так называемое преобразование Фурье — преобразование, сопоставляющее функции некой вещественной переменной, и есть статическая характеристика — спектр, позиционирование политических предпочтений. Как на сегодня, на эту секунду выстроена картина? А вот так — столько-то левых, столько-то правых, столько-то центристов. Это распределение и называется политическим спектром.

    Так вот, из статической характеристики путем специального преобразования Фурье можно получить временную реализацию. То есть мгновенная характеристика политических предпочтений позволяет прогнозировать, как будет развиваться обстановка, пойдет ли она к революции, пойдет ли она к стагнации развития, возобладает парадигма консервативная или революционно-преобразовательная.

    И это очень важно — получить инструмент, связывающий статичные состояния политического пространства, предпочтений, политических сил, общества с предсказаниями, прогнозированием, как будет развиваться обстановка в стране. Поэтому понятие многомерного политического спектра современное, оно находится на синтетическом стыке гуманитарно-математических представлений. Пока оно не очень распространено, но я уверен, что оно будет распространенным, потому что работает оно очень эффективно.

    Теперь я могу вернуться и дать свою дефиницию того, что левые и правые (политический спектр) представляют собой как формула в методологическом когнитивном плане. Это звучит следующим образом. Левые и правые — это образное отображение противостоящих политических позиций и политических акторов на условной оси, количественно характеризующей указанные политические позиции и предпочтения.

    Отсюда следует, что левыми и правыми могут быть и политики, и партии, и общественные группировки. Эта формула позволяет пройти в расширенное представление о политическом спектре и политической стратификации сложно устроенного политического пространства и общества. Если такой характеристикой — формулой дефиниции — мы будем пользоваться, то все остальные проистекающие смысловые пространства станут организованными, понятными и саморазвивающимися по этой логике, которая отталкивается от смысловой аксиоматики. Мне кажется, что это найдено, это очень интересно и важно.

    Друзья, в следующий раз мы предлагаем взять категорию, которая весьма актуальна, она отражена в недавно принятом российском законе, это категория «экстремизм». Что это такое, будем разбираться. Всего доброго.

    rusrand.ru