Частота дыхания в 1 минуту у взрослого в норме. Количество дыханий в одну минуту у взрослого в норме


нормы, таблица по возрастам у детей

По мере взросления у ребенка соотношение ЧДД и ЧСС должно приближаться к норме взрослого человека. Эти показатели помогают для расчета интенсивности физической и моральной нагрузки на ребенка. Для взрослых нормы также разнятся в зависимости от уровня физической активности. У спортсменов ЧСС ниже, чем у людей, которые не связаны со спортом.

Что такое ЧСС и ЧДД?

Частота сердечных сокращений — подсчет числа ударов, которые делает сердце за минуту. Частота дыхательных движений — количество вдохов и выдохов за минуту. Эти показатели дают возможность определить насколько дыхание глубокое и ритмичное, а также возможность анализа работоспособности грудной клетки. Характеристики сердцебиения в разные периоды роста отличаются.

Укажите своё давление

Вернуться к оглавлению

Таблица по возрастам у детей: нормы

Исследования пульса показали, что у новорожденных он составляет 140 ударов за минуту. Частота пульса у детей в первые 12 месяцев жизни уменьшается до 110—130, а старше 12 лет — частота пульса доходит примерно до нормы взрослого. Норма ЧДД у детей важна для оценки состояния дыхательных путей, сердца, кровеносной системы и здоровья в целом. Соотношение ЧДД к ЧСС — дыхательно-пульсовый коэффициент у грудничков 1:2,5, у детей до 12-ти месяцев — 1:3, старше — 1:4. Следующая таблица представляет нормы ЧДД и ЧСС у детей по возрастам.

ВозрастЧССЧДД
Младенец100—16040—60
До 1 месяца140—160 40—50
До 6-ти месяцев130—13535—40
1 год110—13030—40
2 года110—11530—35
3 года105—11020—35
4 года100—10520—30
5—6 лет80—10020—25
7—8 лет80—8518—25
10—12 лет75—8018—20
Старше 12-ти лет70—7516—20
Вернуться к оглавлению

Измерение ЧСС и ЧДД

Как мерить пульс:

  1. Взяться за запястье в области определения пульса.
  2. Включить секундомер.
  3. Подсчитать количество сердцебиений в минуту.

Техника подсчета дыхания у детей (вдох-выдох):

  1. Отвлечь ребенка.
  2. Положить руку на живот или взять за руку.
  3. Считать количество циклов за 1 минуту.
  4. Оценить результат.

Для подсчета ЧСС, малыш должен принять неподвижное положение. Нельзя проводить измерение после различных нагрузок физических или эмоциональных, т. к. пульс учащается. После этого стоит определить соответствие результатов с показателями нормы. В норме пульсация ритмичная и четкая. Технику подсчета применяют для разного возраста. Частота дыхания измеряется на протяжении минуты. У малышей подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне.

Вернуться к оглавлению

Отклонения от нормы

При нарушении работы сердечно-сосудистой системы у ребенка необходимо обратиться к педиатру.

Не стоит волноваться, если ЧСС и ЧДД у малыша несколько разнятся с показаниями взрослого человека. И только при получении данных, значительно отличающихся от нормы, указанной в таблице, стоит обследоваться у врача для выяснения главной причины отклонений. Учащенное поверхностное дыхание называется тахипноэ. Превышение частоты пульса называется тахикардией, понижение — брадикардией.

Вернуться к оглавлению

Частое дыхание

Частое дыхание — увеличение повторяемости дыхательных движений, при котором его ритм не изменяется, и может развиться из-за нарушений газообмена со скапливанием в крови диоксида углерода и снижением количества кислорода. В результате амплитуда движений при дыхании становится поменьше. Временами учащенное дыхание усугубляется, что принимается за одышку, при которой частота дыхания у детей должна быть больше, чем 60 вдохов и выдохов за минуту.

Вернуться к оглавлению

Быстрый пульс

Важно следить за показателем сердечного ритма у малыша как в спокойном состоянии, так и во время физических нагрузок.

Причины нарушений в частоте сердечных сокращений могут быть разными. В основном это высокая температура воздуха, мышечная нагрузка и стрессы. В этих случаях ЧСС становится больше, что не есть патологией. Если же у малыша происходит учащение пульсового ритма в спокойном состоянии, тогда нужно обратить на это внимание. Главные причины такого состояния:

  • переутомление;
  • сердечные болезни;
  • заболевания органов дыхания.
Вернуться к оглавлению

Медленный пульс

Если медленный пульс связан с патологиями и сопровождается неприятной симптоматикой, т. е. головокружение, слабость, упадок сил, повышенное или пониженное артериальное давление, то с высокой вероятностью диагностируют брадикардию. При отсутствии патологий и хорошем самочувствии, это говорит о хорошей натренированности организма, так как у спортсменов ЧСС ниже, чем у других людей. Пульсовой режим для рациональной физической нагрузки можно просчитать для разных возрастов, а именно: ЧСС (максимальная) = 220 — возраст (количество полных лет).

Укажите своё давление

etodavlenie.ru

Техника измерения частоты дыхательных движений, цифровая запись, оценка результатов

Цель: определить основные свойства пульса.

Показания: оценка функционального состояния организма.

Противопоказания: нет.

Подготовить:

1.Часы или секундомер.

2.Температурный лист, ручка с красным стержнем.

Подготовка пациента:

1.Установить доверительные отношения с пациентом.

2.Придать пациенту удобное положение (сидя или лёжа; предложить расслабить руки, при этом кисти и предплечья не должны быть на весу).

Техника выполнения:

1. Вымыть и высушить руки

2.Положить руки пациента ладонями вверх.

3.Положить по три своих пальца на лучевую артерию каждой руки пациента, прижать пальцами лучевую артерию так, чтобы почувствовать пульсацию.

4.Определить пульсацию – проверить симметричность пульсации на обеих руках, если пульсовая волна симметричная, то можно продолжить исследование пульса на одной руке.

5.Продолжить исследование пульса на одной руке в течение 1 минуты: определить ритмичность, частоту пульса, его наполнение и напряжение.

6.Отметить результаты измерения в температурном листе.

7.Сообщить пациенту о результатах измерения.

Последующий уход: не требуется.

Возможные осложнения: нет.

Примечания:

1.Симметричность – одинаковость пульса на обеих руках.

2.Ритмичность – чередование пульсовых волн через равные промежутки времени.

3. Неравномерное чередование пульсовых волн считается аритмией.

4. Количество пульсовых ударов в минуту в норме – 60-80 уд/мин; тахикардия: количество пульсовых ударов больше 80 в минуту; брадикардия: количество пульсовых ударов меньше 60 в минуту.

5.Силу, с которой пришлось прижать лучевую артерию, чтобы полностью прекратились пульсовые колебания, характеризует показатель пульса – напряжение. Различают пульс – умеренного напряжения, твердый и

мягкий.

6. Силу, с которой происходит удар пульсовой волны о стенку сосуда, характеризует показатель – наполнение. По наполнению пульс различают: слабый, полный, нитевидный.

7. Кроме лучевой артерии пульс исследуют: на височных, сонных, бедренных, подколенных артериях и артериях тыла стопы.

8. Нельзя исследовать пульс одним пальцем.

9. Повышение температуры тела на 1 градус увеличивает число пульсовых ударов на 10 в минуту.

studfiles.net

2_dlya_studentov

Методические рекомендации для студентов

Тема «Измерение артериального давления, пульса, ЧДД».

Значение темы: Сегодня на занятии вы должны обучиться выполнять алгоритмы подсчета пульса, частоты дыхательных движений и артериального давления, а также фиксировать данные показатели в температурном листе. Помимо этого одним из важнейших моментов занятия является обучающий компонент. Для мониторинга своего состояния пациентам необходимо самим уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление, уметь подсчитать число дыхательных движений у больного члена семьи, а также вести дневник ежедневного учета показателей, по этому вы должны уметь обучить пациента правильному измерению изучаемых показателей, и их фиксации.

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен

знать:

  1. Нормальные показатели АД, пульса, ЧДД.

  2. Виды устройств для определения АД.

  3. Патологические типы дыхания.

  4. Характеристики пульса.

уметь:

  • Заполнять документацию при регистрации показателей пульса, АД, ЧДД.

  • Определять АД, пульс, ЧДД.

  • Регистрировать показатели АД, пульса и ЧДД в соответствующей документации.

  • Обучить пациента самоконтролю АД, пульса и ЧДД.

овладеть ОК и ПК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 1.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

План изучения темы:

  1. Контроль исходного уровня знаний

Граф-диктант

  1. Различают артериальный, капиллярный и венозный пульс.

  2. Артериальный пульс — это ритмичные колебания стенки вены, обусловленные выбросом крови в венозную систему в течение одного сокращения сердца.

  3. Различают центральный (на аорте, сонных артериях) и периферический (на лучевой, тыльной артерии стопы и некоторых других артериях) пульс.

  4. Частота пульса — это количество пульсовых волн в 1 минуту.

  5. В норме у взрослого здорового человека пульс 110-120 ударов в минуту.

  6. Учащение пульса более 85-90 ударов в минуту называется тахикардией.

  7. Урежение пульса менее 80 ударов в минуту называется брадикардией.

  8. Отсутствие пульса называется асистолией.

  9. Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами.

  10. Наполнение пульса определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца, в зависимости от этого пульс определяется, как полный или пустой

  11. Напряжение пульса зависит от величины артериального давления и определяется той силой, которую необходимо приложить до исчезновения пульса.

  12. Артериальное давление (далее АД) это давление крови на стенки вен.

  13. Максимального уровня АД достигает во время сокращения (систолы) левого желудочка сердца.

  14. В норме АД составляет 100-140 мм рт. ст.

  15. Давление крови к концу диастолы достигает минимальной величи­ны- 60-90 мм рт. ст. и называется диастолическим.

  16. Разница между систолическим и диастолическим АД - это пульсовое давление.

  17. Достоверные показатели будут получены при измерении АД у пациента в положении стоя после 10-15 минут нагрузки.

  18. Прибор для измерения АД называется тонометром.

  19. Частота, глубина и ритм дыхания регулируются дыхательным центром, рас­положенным в продолговатом мозге.

  20. Частота дыхательных движений у взрослых составляет 40-60 дыхательных движений в минуту и 16-20 дыхательных движений в минуту у новорожденных.

  21. Грудной тип - дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц, а брюшной тип - дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения мышц диафрагмы и мышц брюшной стенки.

  22. Патологическое дыхание называется – везикулярное.

  23. Если частота дыха­тельных движений больше 20, такое дыхание называют брадипноэ, если меньше 16 тахипноэ.

  24. Инспираторная одышка - затруднен вдох, экспираторная - затруднен выдох.

  25. Мембрана фонендоскопа после использования обрабатывается 5% раствором хлорамина однократно.

  1. Содержание темы

Методические указания к выполнению самостоятельной работы:

    1. Используя методические указания (см. приложение 1), студенты выполняют алгоритмы: определение АД, пульса, ЧДД; показатели регистрируют в температурном листе.

    2. Студенты, разбившись на пары, составляют план обучения пациента самоконтролю АД, пульса и ЧДД.

    3. Студенты, работая в парах, обучают «пациента» подсчету частоты сердечных сокращений, частоты дыхательных движений, измерению артериального давления.

3. Самостоятельная работа.

  1. Выполнение алгоритмов:

  • определение АД,

  • определение пульса,

  • определение ЧДД.

  1. Документирование полученных данных в температурном листе.

  2. Составление план обучения пациента самоконтролю АД, пульса и ЧДД.

  3. Обучение «пациента» подсчету частоты сердечных сокращений, частоты дыхательных движений, измерению артериального давления.

4. Итоговый контроль знаний.

Тестирование.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание

  1. Изучить тему: «Термометрия»

Составить сообщение по теме: «Физиологические основы термометрии», «Механизм терморегуляции».

Литература:

  1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

  2. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

Приложение 1

Измерение артериального пульса

Подсчет артериального пульса на лучевой артерии

Цель: определить основные свойства пульса: частоту, ритм, наполнение, напряжение.

Показания: контроль за функциональным состоянием пациента.

Оснащение: часы или секундомер, ручка, бумага.

Алгоритм действий медицинской сестры:

Подготовка к процедуре:

  1. Объяснить пациенту суть и ход исследования.

  2. Получить его согласие на процедуру.

  3. Вымыть руки.

Выполнение процедуры:

  1. Во время процедур пациент может сидеть или лежать.

  2. Предложить расслабить руку, при этом кисти и предплечье не должны быть «на весу».

  3. Прижать 2,3,4- м пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента (1 палец находится со стороны тыла кисти), почувствовать пульсацию.

  4. Если при одновременном исследовании пульсовых волн появляются различия, то определение других его свойств проводят при исследовании той лучевой артерии, где пульсовые волны выражены лучше.

  5. Взять часы или секундомер.

  6. Определить ритм пульса в течение 30 секунд по интервалам между пульсовыми волнами. Если интервалы равные – пульс ритмичный, если промежутки между пульсовыми волнами различны – пульс аритмичный.

  7. С помощью часов или секундомера определить частоту пульса – количество пульсовых волн в 1 минуту. Если пульс ритмичный частоту можно исследовать в течение 30 секунд и показатели умножить на два. Если пульс неритмичный – определять частоту в течение 1 минуты. Нормальные показатели частоты пульса 60-80 уд/мин.

Завершение процедуры:

  1. Помочь пациенту занять удобное положение или встать.

  2. Вымыть руки.

  3. Записать результат в температурный лист.

Измерение артериального давления

Цель: определить показатели артериального давления и оценить результаты исследования.

Показания: по назначению врача для оценки функционального состояния организма, для самоконтроля АД.

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, 70 % спирт, ватные шарики или салфетки, мед документация для регистрации данных.

Алгоритм действий медицинской сестры:

Подготовка к процедуре

  1. Убедиться, что мембрана фонендоскопа и трубки целы.

  2. За 15 минут предупредить пациента о предстоящем исследовании.

  3. Уточнить у пациента понимание цели и хода исследования и получить его согласие.

  4. Выбрать правильный размер манжеты.

  5. Попросить пациента лечь или сесть.

Выполнение процедуры

  1. Уложить руку пациента в разогнутом положении (под локоть можно положить сжатый кулак кисти свободной руки или валик). Освободить руку от одежды.

  2. На обнаженное плечо пациента наложить манжету на 2 – 3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты). Между плечом и манжетой должен проходить 1 палец.

  3. Вставить фонендоскоп в уши и одной рукой поставить мембрану фонендоскопа на область локтевого сгиба (место нахождения плевой артерии).

  4. Проверить положение стрелки манометра относительно «0»-й отметки шкалы и другой рукой закрыть вентиль «груши», повернуть его вправо, этой же рукой нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации на лучевой артерии + 20-30 мм.рт.ст. (т.е. несколько выше предполагаемого АД).

  5. Выпускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм.рт.ст. в 1 секунду, повернуть вентиль влево.

  6. Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны на шкале манометра соответствующую систолическому АД.

  7. Продолжить выпускать воздух из манжеты отметить величину диастолического давления, соответствующую ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова.

  8. Выпустить весь воздух из манжетки и повторить процедуру через 1 – 2 минуты.

  9. Сообщить пациенту результат измерения.

Завершение процедуры

Данные измерения округлить и записать АД в виде дроби, в числительном – систолическое давление, в знаменателе – диастолическое давление (АД 120/80 мм.рт.ст.).

Протереть мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной спиртом.

Вымыть руки.

Записать данные в принятую медицинскую документацию.

Кратность измерений. Повторные измерения проводятся с интервалом не менее 2-х минут. Во время первого визита пациента необходимо измерить артериальное давление на обеих руках. В дальнейшем целесообразно производить эту процедуру только на одной руке, всегда отмечая, на какой именно. При выявлении устойчивой значительной асимметрии (более 10 мм рт.ст. для систолического артериального давления и 5 мм рт.ст. для диастолического артериального давления), все последующие измерения проводятся на руке с более высокими цифрами. В противном случае измерения проводятся, как правило, на «нерабочей» руке.

Если первые два измерения артериального давления отличаются между собой не более, чем на 5 мм рт.ст., измерения прекращаются и за уровень артериального давления принимают среднее значение этих величин.

Если имеется отличие более 5 мм рт.ст., проводится третье измерение, которое сравнивается по приведенным выше правилам со вторым, а затем (при необходимости) и четвертое измерение. Если в ходе этого цикла выявляется прогрессивное снижение артериального давления, то необходимо дать дополнительное время для расслабления пациента.

Если же отмечаются разнонаправленные колебания артериального давления, то дальнейшие измерения прекращаются и определяют среднее трех последних измерений (при этом исключают максимальные и минимальные значения артериального давления).

АД можно измерять на бедре у пациентов молодого возраста, при отсутствии верхних конечностей специальной манжетой.

Для детей от 1 года от 18 лет манжета тонометра должна соответствовать возрасту (равна ½ окружности плеча). Выпускаются специальные, соответствующие возрасту манжеты, шириной 3,5 – 13 см.

Достигаемые результаты и их оценка. Оценка результатов производится путем сопоставления полученных данных с установленными нормами (для относительно здорового человека).

Нормотензия Гипертензия

День <135/85 >= 140/90

Ночь <120/70 >= 125/75

При промежуточных значениях артериального давления правомочно говорить о предположительно повышенном артериальном давлении.

Не следует измерять АД на руке, со стороны произведенной мастэктомии, на парализованной руке и слабой руке после инсульта, на руке, где стоит игла для в/венного вливания.

Тонометры

Перед измерением артериального давления, в течение 30 мин не следует курить или принимать кофеин, необходимо отдохнуть в течение 5 мин. В комнате должно быть тихо и тепло. Руку, выбранную для измерения артериального давления, необходимо расслабить и освободить от одежды.

Два метода измерения артериального давления

Все приборы для измерения артериального давления предназначены для косвенного способа измерения артериального давления крови.

Метод тонов Короткова.

В аппаратах, основанных на этом методе, пневматическая манжета накладывается на плечо. В ней создают давление выше предполагаемого верхнего (систолического) и при медленном (1–5 мм рт. ст. в секунду) стравливании воздуха из манжеты измеряют артериального давления крови в моменты появления и исчезновения тонов Короткова. Первый показатель на тонометре означает верхнее (систолическое) давление, последний показатель перед исчезновением тонов – нижнее (диастолическое) давление.

Осциллометрический метод.

В этих аппаратах пневматическая манжета накладывается на плечо, запястье или палец. В осциллометрических тонометрах при стравливании воздуха из манжеты анализируются параметры пульсовой волны (осциллограммы), по которым благодаря заложенным в прибор алгоритмам определяют систолическое и диастолическое давление.

Гипертония: высокое давление крови

Гипотония: низкое давление крови

Паталогические типы дыхания

Куссмауля, Биота , Чейн – Стокса , Грокка.

  1. Патологическое дыхание Чейн-стокса, при котором сначала возникает кратковременная дыхательная пауза, а затем, в фазе диспноэ (от нескольких секунд до одной минуты), сначала появляется бесшумное поверхностное дыхание, которое быстро нарастает по своей глубине, становится шумным и достигает максимума на пятом – седьмом вдохе, а затем в той же последовательности убывает и заканчивается следующей кратковременной дыхательной паузой.

  2. Дыхание Грокка ''Волнообразное дыхание", несколько напоминает дыхание Чейн – Стокса с той лишь разницей, что вместо дыхательной паузы отмечается слабое поверхностное дыхание с последующим нарастанием глубины дыхательных движений, а затем ее уменьшением.

  3. Дыхание Куссмауля – патологическая форма дыхания, которая встречается при тяжелых патологических процессах (претерминальные стадии жизни). К нему относится гаспинг, или как еще характеризуется дыхание Куссмауля '' большое дыхание '' и апнейстическое дыхание. Характерной особенностью этих типов дыхания является изменение структуры отдельной дыхательной волны. Дыхание Куссмауля своеобразное, шумное, учащенное без субъективного ощущения удушья. Этот тип патологического дыхания наблюдается у больных в состоянии диабетической комы , а также при других тяжелых состояниях организма .

  4. Периодическое дыхание Биота характеризуется внезапно появляющимися и также внезапно прекращающимися дыхательными движениями постоянной амплитуды.

Патологические типы дыхания (спирограммы).

1 — дыхание Грокка;

2 — дыхание Чейна—Стокса;

3 — дыхание Биота;

4 — дыхание Куссмауля.

Алгоритм подсчета дыхательных движений

Последовательность выполнения процедуры:

1) взять часы с секундной стрелкой или секундомер;

2) выполнять манипуляцию сухими и теплыми руками;

3) психологически подготовить пациента к манипуляции, преднамеренно предупредив его, что будут определяться свойства пульса;

4) попросить пациента занять удобное положение и не разговаривать;

5) положить пальцы правой руки на область лучезапястного сустава пациента, имитируя подсчет частоты пульса;

6) подсчитать частоту дыхательных движений грудной клетки за минуту, наблюдая за экскурсией грудной клетки или брюшной стенки;

7) обратить внимание на глубину и ритмичность дыхания;

8) зарегистрировать частоту дыханий за минуту в температурном листе.

Приложение 2

1. Количество сердечных сокращений в одну минуту у взрослого в норме:

а) 100 - 120

б) 90 - 100

в) 60 - 80

г) 40 - 60

2. К свойствам дыхания не относится……. дыхания.

а) тип

б) частота

в) глубина

г) напряжение

3. Количество дыханий в одну минуту у взрослого в норме

а) 30 - 36

б) 22 - 28

в) 16 - 20

г) 10 - 12

4. Одно из свойств пульса

а) напряжение

б) гипотония

в) тахипное

г) атония

5. Дефицит пульса возникает при

а) тахикардии

б) падении АД

в) мерцательной аритмии

г) повышении АД

6. По наполнению пульс различают

а) ритмичный, аритмичный

б) скорый, медленный

в) полный, пустой

г) твердый, мягкий

7. Наиболее взаимосвязаны свойства пульса:

а) напряжение и наполнение

б) напряжение и ритм

в) частота и ритм

г) скорость и частота

8. Артериальное давление зависит

а) только от частоты сокращений сердца

б) только от силы сокращений сердца

в) только от тонуса артериальной стенки

г) как от систолического объема сердца, так и от тонуса артериальной стенки сосудов

9. Разность между систолическим и диастолическим артериальным давлением называется

а) максимальным артериальным давлением

б) минимальным артериальным давлением

в) пульсовым давлением

г) дефицитом пульса

10. Максимальное давление — это

а) диастолическое

б) систолическое

в) аритмическое

г) пульсовое

11. Антропометрия не включает измерение …..

а) роста

б) веса

в) силы

г) окружности грудной клетки

12. Кратковременная потеря сознания — это

а) кома

б) коллапс

в) обморок

г) сопор

13. Пульс тридцатипятилетнего мужчины на постельном режиме составляет 98 ударов в минуту. Это можно назвать

а) нормой

б) тахикардией

в) брадикардией

г) аритмией

14. К свойствам пульса не относятся …..

а) наполнение

б) напряжение

в) частота

г) тип

15. По напряжению пульс различают

а) ритмичный, аритмичный

б) скорый, медленный

в) полный, пустой

г) твердый, мягкий

16. Время подсчета пульса при аритмии (в сек.)

а) 60

б) 45

в) 30

г) 15

17. Скопление жидкости в брюшной полости:

а) гидроперикардит

б) асцит

в) анасарка

г) гематоракс

18. Нормальные цифры диастолического артериального давления (мм. рт. ст.)

а) 120-130

б) 100-110

в) 70-80

г) 40-50

19. По частоте пульс различают

а) нормальный (60-80 ударов в минуту)

б) твердый

в) полный

г) аритмичный

20. Величина пульса зависит от:

а) напряжения и наполнения

б) напряжения и частоты

в) наполнения и частоты

г) частоты и ритма

11

studfiles.net

Частота дыхания человека. Нарушения дыхания. Симптомы гипервентиляции

Какая частота дыхания человека считается нормой?

А задумывались вы когда-либо о том, сколько вдохов и выдохов вы совершаете в минуту? А знаете какая частота дыхания должна быть в норме?

Как правило, вегето-сосудистая дистония сопровождается различными функциональными расстройствами вегетативной нервной системы, что в свою очередь приводит к различным нарушениям привычных жизненных функций организма. В первую очередь это заметно по изменению частоты пульса и колебаниям давления. Но нередко нарушается и еще одна важная функция организма – дыхание.

Больше всего нарушения дыхания проявляются во время панических атак. Частота дыхания увеличивается, наступает гипервентиляция легких (превышение в крови уровня кислорода и уменьшение уровня углекислоты), которая, в свою очередь, проявляется головокружением и другими нехорошими вещами, которые так знакомы тем, кто хоть раз в жизни испытывал ПА.

Итак, частота дыхания

Частоту дыхания удобно подсчитывать, положив руку на грудную клетку. Считайте в течение 30 секунд и умножьте на два. В норме в спокойном состоянии частота дыхания у нетренированного человека равна 12—16 вдохов и выдохов в минуту. Стремиться надо дышать с частотой 9—12 вдохов в минуту.Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — это количество воздуха, которое можно выдохнуть после того, как сделан самый глубокий вдох. Величина ЖЕЛ характеризует силу дыхательных мышц, эластичность легочной ткани и является важным критерием работоспособности органов дыхания. Как правило, ЖЕЛ определяется при помощи спирометра в поликлинических условиях.

Нарушения дыхания. Гипервентиляция

Дыхание осуществляет газообмен между внешней средой и альвеолярным воздухом, состав которого в нормальных условиях варьирует в узком диапазоне. При гипервентиляции содержание кислорода немного повышается (на 40-50 % от исходного), но при дальнейшей гипервентиляции (около минуты и более) содержание CO2 в альвеолах значительно снижается, в результате чего уровень углекислоты в крови падает ниже нормального (такое состояние называется гипокапния). Гипокапния в легких при углубленном дыхании сдвигает pH в щелочную сторону, что изменяет активность ферментов и витаминов. Это изменение активности регуляторов обмена веществ нарушает нормальное протекание обменных процессов и ведет к гибели клеток. Для сохранения постоянства CO2 в легких в процессе эволюции возникли следующие механизмы защиты:спазмы бронхов и сосудов;увеличение продукции холестерина в печени как биологического изолятора, уплотняющего клеточные мембраны в легких и сосудах;снижение артериального давления (гипотония), уменьшающее выведение СО2 из организма.

Но спазмы бронхов и сосудов уменьшают приток кислорода к клеткам мозга, сердца, почек и других органов. Уменьшение СО2 в крови повышает связь кислорода и гемоглобина и затрудняет поступление кислорода в клетки ( эффект Вериго – Бора). Уменьшение кислородного притока в ткани вызывает кислородное голодание тканей – гипоксию. Гипоксия в свою очередь приводит сначала к потере сознания, а потом к смерти тканей головного мозга.Концовка цитаты несколько мрачновата, но это факт и от этого никуда не денешься. В случае панической атаки до летального исхода дело не дойдет, организм не даст себя убить, но вот сознание потерять можно. Вот почему важно научиться контролировать дыхание при приступе паники. Очень помогает при гипервентиляции дыхание в бумажный пакет: уровень CO2 не так быстро падает, голова кружится меньше и это дает возможность успокоиться и привести в порядок дыхание.

xn--80acgb4aire.xn--p1ai

Частота дыхания у детей (ЧДД): норма по возрастам

Частота дыхательных движений - показатель здоровья. Норма чдд у детей, таблица со значением этого показателя для разных возрастов, а также результаты обследования помогут врачу выявить у ребенка различные отклонения.

1

Работа дыхательной системы

При каждом осмотре детский врач проводит комплекс обязательных процедур, измерений. Подсчет вдохов за минуту - один из них. Этот простой показатель несет огромную информацию о состоянии дыхательной системы ребенка, о работе сердечной системы. Подсчет частоты дыхания может производиться самостоятельно. Но разобраться с полученными значениями намного сложнее. Норма частоты дыхания у детей отличается от взрослых нормативов. Это связано с анатомическими особенностями строения детского организма.

Первый вдох малыша возникает при первом его крике. До этого момента все его дыхательные органы не активные. Они развиваются, растут вместе с малышом в утробе матери. Насыщение кислородом происходит непосредственно через плаценту от крови мамы к крови малыша.

Уникальность верхних дыхательных путей ребенка (носовых путей):

  • анатомическая их узость;
  • относительно небольшая длина;
  • наличие нежной внутренней поверхности с большим числом сосудов, которые переносят кровь и лимфу.

Поэтому минимальные катаральные проявления обязательно перерастут в отек носовой слизистой, закупорку просвета носовых проходов. За короткое время развиваются одышка, приступы нарушения дыхания (маленькие детки не умеют дышать ртом).

Особенности ткани легких у детей:

  • она имеет слабое развитие;
  • небольшие по объему легкие;
  • значительное количество сосудов.

Значения пульса по возрастам: норма и отклонения у мужчин и женщин

2

Способы подсчета

Методика подсчета дыхательных движений:

  1. 1. Это несложная процедура, не требующая особых навыков. Для ее выполнения необходимо взять секундомер либо часы с секундной стрелкой.
  2. 2. Во время измерения пациент должен быть в спокойном состоянии, в удобной позе. У совсем маленьких деток подсчет вдохов лучше проводить во сне либо при максимальном отвлечении малыша от процедуры.
  3. 3. Важно помнить, что чдд и чсс (частота дыхания, пульс) у деток до года в 2-3 раза выше, нежели у взрослых.
  4. 4. Для проведения исследования руку помещают на переднюю брюшную стенку либо визуально оценивают частоту вдохов.
  5. 5. Подсчет следует проводить одну минуту. Это связано с ритмичным циклом дыхания.
  6. 6. Для большей точности подсчета рекомендуют проводить три исследования, вычисляя среднее значение.

Какова норма пульса у мужчин разного возраста?

3

Цель исследований

Частота дыхательных движений, пульс обязательны для каждого осмотра. Они очень полезны, важны для оценки состояния здоровья малыша. Он не сможет объяснить, что именно болит. А нарушение ритма, частоты дыхательных движений порой могут быть единственными симптомами патологии.

При исследовании малыш должен быть спокойным. Нельзя, чтобы он прыгал, ползал, крутился. Не следует проводить подсчет, когда малыш нервничает, плачет, кричит. Это может значительно увеличить значение показателя.

У грудничков подсчитывают чдд во время их отдыха либо сна.

Обязательно считать вдохи на протяжении минуты. У новорожденных, грудничков дыхание часто бывает аритмическим. Поэтому наиболее достоверную информацию можно получить именно так. Благодаря тому что у маленьких деток движения грудной клетки, диафрагмы ярко выраженные, не будет необходимости в использовании дополнительных приспособлений либо в касании малыша.

Что такое дополнительная хорда левого желудочка в сердце у детей и в чем опасность заболевания?

4

Нормативные показатели

Составлена не одна таблица, позволяющая точно определить норму дыхательных движений ребенка в минуту. Она составлена по возрастам, поскольку в разном возрасте частота дыхания немного изменяется. Показатель тем выше, чем младше ребенок. Постепенно, с возрастом частота уменьшается. Приблизительно в 14-15 лет показатель дыхания приравнивают к взрослому по частоте. Пол никак не влияет на частоту дыхания.

У деток и взрослых различают три главных типа дыхания:

  • грудной;
  • брюшной;
  • смешанный.

О грудном дыхании говорят тогда, когда вдох и выдох в большей степени происходят за счет перемещения стенок грудной клетки. Такой тип более свойственен представительницам слабого пола. Его недостаток в том, что это поверхностный тип дыхания. Нижние отделы легких в таком случае плохо вентилируются.

При брюшном типе дыхание осуществляется за счет диафрагмы (визуально заметно, как двигается передняя брюшная стенка). При таком дыхании страдают от гиповентиляции верхние отделы легких. Такой тип присущ зачастую представителям мужского пола.

При смешанном дыхании происходит равномерное движение грудной клетки во всех ее направлениях. Его считают самым правильным типом дыхания, при котором происходит полноценная вентиляция всех отделов легочной ткани. Частота дыхания у здорового взрослого составляет 16-20 движений в минуту. У новорожденного малыша этот показатель составляет 60 вдохов в минуту.

5

Увеличение значения

Тахипноэ свидетельствует о патологии органов дыхания, которое сопровождается кашлем, насморком и хрипами. При повышении температуры тела могут увеличиваться частота дыхания, пульса (особенно часто такое наблюдают у деток).

Если проблем со здоровьем нет, то увеличение частоты дыхательных движений может означать одно: малыш дышит поверхностно, а легкие недостаточно тщательно вентилируются. Задержка дыхания во сне - это ночное апноэ. Такое состояние часто наблюдается у грудничков во время сна (их физиологическая особенность). Проявляется кратковременными эпизодами остановки дыхания до 10-15 минут.

Скорая медицинская помощь требуется в следующих случаях:

  • возникла потеря сознания;
  • бледность кожи, слизистых;
  • аритмичный пульс;
  • посинели губы, носогубный треугольник, кончики пальчиков;
  • увеличилась продолжительность ночного апноэ;
  • участились эпизоды апноэ.

Родителям недоношенных деток особенно важно знать, какие меры следует принимать при апноэ. Вот некоторые рекомендации:

  • не укладывать малыша спать на спинку;
  • маме нужно овладеть базовым приемом провоцирования вдоха простым массажем;
  • следует знать методику стимулирования дыхания брызгами холодной воды.

6

Что такое периодическое дыхание, опасно ли оно?

Периодическое дыхание (синдром Чейна-Стокса) - патологический тип, при котором дыхание сначала редкое, поверхностное. Затем оно переходит в частое и глубокое дыхание. После пиковой частоты опять становится редким и поверхностным, потом наступает кратковременная задержка. Такое дыхание характерно для недоношенных деток.

По мнению современных докторов, такое дыхание само по себе опасности для здоровья либо жизни малыша не представляет. Оно только говорит о неполном формировании нервных импульсов в коре головного мозга. Уже через месяц оно немного выравнивается. А через год проходит вообще. Если такое дыхание возникло резко на фоне полного благополучия - это сигнал о наличии патологического процесса в головном мозге, ситуация требует немедленного обследования у доктора.

7

Развитие патологии

Критическое тахипноэ - это увеличение частоты дыхания на 20% и более от возрастной нормы. Такое бывает при разных недугах:

  • простуда;
  • грипп;
  • ложный круп;
  • бронхит;
  • сердечная патология.

Зачастую учащенное дыхание возникает вместе с одышкой либо сопением малыша. Брадипноэ - редкое дыхание. У деток грудного возраста оно бывает крайне редко. Говорить о патологии можно тогда, когда частота снизилась на 20% и более от возрастных норм. Это может быть первым признаком развития менингита.

Причины развития патологического дыхания:

  1. 1. Пневмония, прочие инфекции - нарушенное дыхание на фоне булькающих, свистящих, хрипящих звуков очень часто сигнализирует о проблеме. Важно обратиться к специалисту для диагностики состояния. Пневмония у маленьких очень часто может протекать бессимптомно, а изменение дыхательных движений очень важно для диагностики.
  2. 2. Высокая температура. При этом изменяются частота, ритм вдыхания и выдыхания воздуха. Может также присоединиться одышка.
  3. 3. Ложный круп. У малыша возникают частый, надсадный кашель, шумное дыхание, увеличивается его частота.
  4. 4. Обструктивный бронхит проявляется приступами частых, глубоких экскурсий грудной клетки, одышки.

Дыхательный процесс учащается при физической нагрузке, различном эмоциональном состоянии малыша. Он начинает часто дышать при возбуждении, серьезном увлечении чем-то. Это физиологическая реакция организма, которая не требует диагностики и лечения.

У деток старшего возраста дыхательные движения полностью зависят от степени нагрузки. При беге, прыжках, быстрой ходьбе, во время подвижных игр оно должно ускоряться. Если этого не случается, нужно обязательно обследоваться у доктора.

Родители должны периодически контролировать частоту экскурсий грудной клетки своего ребенка. Особенно важно делать это у новорожденных деток и у малышей до года, поскольку многие недуги протекают у них бессимптомно. Только изменение показателей может сигнализировать о ранней стадии патологии.

vashflebolog.com

Частота дыхания в 1 минуту у взрослого в норме

Содержание статьи

Норма ЧСС у детей по возрастам

Многие годы безуспешно боретесь с ГИПЕРТОНИЕЙ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить гипертонию принимая каждый день...

Читать далее »

 

Один из важнейших показателей работы сердца ребенка, наряду с артериальным давлением, – это частота сердечных сокращений. ЧСС показывает, сколько раз в минуту сокращается сердечная мышца. Пульс у детей постоянно измеряют, поскольку по нему определяют, как развивается малыш и каково его общее состояние.

Еще одним показателем, который дает важную информацию о состоянии здоровья и всегда находится под контролем педиатров, является ЧДД – частота дыхательных движений. По этому показателю врачи определяют, какое дыхание у малыша (грудное, брюшное), оценивают дееспособность брюшной стенки и грудной клетки, ритмичность и глубину дыхания, отклонения от нормы.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения гипертонии наши читатели успешно используют ReCardio. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.Подробнее здесь…

Эти показатели зависят от возраста и с ростом ребенка их значения уменьшается.

Нормы ЧСС у детей

Нормальные значения частоты сердечных сокращений в детском возрасте значительно отличаются от аналогичных у взрослых. Сердцебиение у детей имеет свои особенности и неодинаково в разном возрасте.

Средние значения частоты сердечных сокращений у детей по возрастам представлены в таблице ниже.

Возраст Среднее значение нормы ЧСС в ударах в минуту
первый месяц жизни 110-170
от 1 месяца до года 102-162
от года до двух лет 94-154
от 2 до 4 лет 90-140
от 4 до 6 лет 86-126
от 6 до 8 лет 78-118
от 8 до 10 лет 68-108
от 10 до 12 лет 60-100
от 12 до 15 лет 55-95

Отклонения от нормы

Если пульс слишком частый

Если ЧСС превышает нормы, причины могут быть следующими:

  • жаркая погода;
  • физическая нагрузка;
  • стрессовая ситуация.

В этих случаях пульс может учащаться в три раза, при этом патологией это не является. Учащенное сердцебиение у ребенка может быть и в состоянии покоя. Основные причины:

  • упадок сил;
  • переутомление;
  • болезни сердца;
  • эндокринные заболевания;
  • болезни органов дыхания;
  • анемия;
  • инфекционные поражения.
Если пульс слишком редкий

Если самочувствие нормальное и никаких патологий не обнаружилось, редкий пульс свидетельствует о хорошей тренированности.

Но брадикардия может быть связана с патологиями и сопровождаться неприятной симптоматикой. Если малыш жалуется на головокружение, слабость, упадок сил, при этом у него повышенное или пониженное артериальное давление, необходимо как можно быстрее показать его врачу.

На что обратить внимание

Если ребенок занимается спортом, нужно следить за ЧСС при нагрузке. Важно, чтобы во время тренировок пульс не превышал максимально допустимых значений, которые высчитываются по формуле: 220 минус возраст.

Следует знать, что пульс должен нормализоваться в течение десяти минут после прекращения нагрузки.

Если значение ЧСС окажется ниже этой границы, нагрузки можно увеличить.

Алгоритм измерения

Для проведения теста понадобятся часы с секундной стрелкой или секундомер. Сложность определения пульса заключается в том, что он постоянно меняется. Чтобы измерить ЧСС, нужно найти артерию на запястье, виске или шее, слегка прижать ее пальцем. Под пальцем должна ощущаться пульсация крови. Нужно сосчитать количество толчков за десять или 15 секунд, затем умножить полученное значение, соответственно, на шесть или на четыре. Таким образом определяется пульс, который в большинстве случаев равен частоте сердечных сокращений. Теперь нужно сравнить полученную цифру с показателями в таблице, согласно возрасту. Следует знать, что в норме пульсация должна быть ритмичной и четкой.

Измерения нужно проводить постоянно и желательно в одно и то же время. Медики советуют делать это по утрам, когда ребенок еще находится в кровати в лежачем положении. Нельзя измерять ЧСС после активных игр или эмоциональной нагрузки, когда пульс учащается. В этом случае результат будет искажен.

Если полученные данные значительно отличаются от нормальных показателей, приведенных в таблице, нужно обратиться к врачу, чтобы обследоваться и выяснить причину отклонений.

Измерять ЧСС можно не только вручную, но и с помощью специальных устройств, которые есть в аптеках.

В заключение

Постоянно измеряя пульс у ребенка, можно контролировать состояние его здоровья и знать, правильно ли он развивается. Подсчет ЧСС дает возможность вовремя узнать об отклонениях и быстро начать лечение.

giperton-med.ru

Грамматика дыхания | Архив | Аргументы и Факты

Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой. Избежать этого вам помогут советы врача-иммунолога, кандидата биологических наук Константина ВОРОБЬЕВА.

МНОГИЕ люди дышат слишком часто (а норма - 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться - свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.

Проверьте, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот - брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку - грудной тип, совмещая то и другое - смешанный тип дыхания.

Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту - замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете ваш дыхательный тракт почти неуязвимым для возбудителей инфекции.

Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.

Более 18 вдохов в минуту - это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

Нужно найти причину, мешающую вам вдохнуть полной грудью. Может, вы часами сидите за письменным столом или компьютером? У вас избыточный вес? Вы склонны к перееданию? Как можно скорее устраните эти причины или хотя бы начните с ними бороться - дышать сразу станет легче.

Теперь поговорим о дыхательном ритме. Удлиненный вдох - пауза - короткий выдох. Именно так дышат бодрые люди, которых отличает высокая работоспособность. Если чувствуете, что вот-вот расклеитесь, попробуйте войти в мобилизующий дыхательный ритм, чтобы ощутить прилив сил и активизировать защитную систему. Организм очень мудро устроен: вдох - возбуждающий фактор, выдох - успокаивающий.

Короткий энергичный вдох - растянутый выдох - пауза. Этот ритм действует как успокоительная таблетка. С помощью такого ритма нервная система расслабляет мышцы, избавляясь от внутреннего напряжения. Стали часто вздыхать без видимой причины? Это организм пытается ненавязчиво напомнить нам - пора сделать перерыв, отдохнуть. Не пренебрегайте его подсказкой. Помните, хроническая усталость ослабляет иммунную систему.

Недостаточно четкий ритм дыхания с периодической задержкой вдоха или выдоха в сочетании с частым и поверхностным дыханием во много раз повышает вероятность заболевания гриппом или ОРВИ. И не только. Неправильное дыхание, помимо того что затрудняет работу легких, нарушает сопутствующие движения диафрагмы, которые в норме должны улучшать и облегчать деятельность сердца, активизировать кровообращение в органах брюшной полости и малого таза.

Брюшное (диафрагмальное) дыхание характерно для мужчин, маленьких детей и спящих людей независимо от их пола и возраста. Если у вас такой тип дыхания, не носите тесные джинсы, узкие пояса и ремни. Не спите на животе. Не надо требовать от малыша "Втяни живот!" - в таком виде мышца брюшного пресса выключается из дыхательного цикла и вентиляция легких ухудшается. Для выработки брюшного дыхания попробуйте делать специальные дыхательные упражнения.

  • Расстелите на полу гимнастический коврик, лягте на спину, положите ладони под голову и слегка согните ноги в коленях.
  • Напрягите мышцы брюшного пресса и втяните живот, энергично выдыхая воздух.
  • Выдержите небольшую паузу, пока не почувствуете потребности вдохнуть.
  • Сделайте вдох с помощью диафрагмы, как бы наполняя живот воздухом.
  • После небольшой паузы выдохните, сильно втягивая живот.

Грудное дыхание природа приберегла для женщин. Но и мужчины, сидящие над ворохом бумаг, перед экраном телевизора или за рулем, тоже дышат в этой несвойственной сильному полу манере. Главное - чтобы сам процесс был четко отлажен, для чего потребуется тренировка.

  • Лягте на живот, выпрямите ноги и примите позу отдыхающего льва: слегка приподнимите грудную клетку, опираясь на ладони и предплечья согнутых в локтях рук.
  • Напрягая межреберные мышцы, медленно наберите полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка приподнялась.
  • Задержите дыхание на несколько секунд, а затем произведите короткий выдох, расслабляя мышцы и опуская грудную клетку.
  • Выдержите небольшую паузу, а когда появится потребность сделать вдох, повторите дыхательный цикл сначала.

Освоив грудное и брюшное дыхание и соединив эти навыки в одно целое, вы почувствуете, насколько крепче станет ваш организм. Но не останавливайтесь на достигнутом.

Полное (смешанное) дыхание, в котором одновременно участвуют брюшной пресс, диафрагма и межреберные мышцы, считается самым здоровым. Не только легкие, но и сердце, кишечник, печень работают, как часы, у тех, кто правильно дышит. При таком дыхании повышается сопротивляемость бронхов и носоглотки к неблагоприятным воздействиям. Так что никакие вирусы будут вам не страшны.

  • Встаньте прямо, расставив ноги на ширину плеч и опустив руки вдоль туловища. Выдохните воздух и подождите, пока не появится потребность во вдохе.
  • Считая в уме до 8, медленно вдохните через нос, последовательно направляя воздушную струю снизу вверх: сначала - в живот (при этом слегка его выпятив), затем - расширяя грудную клетку, а потом приподнимая плечи. В конце вдоха живот должен быть слегка втянут.
  • Энергично выдыхайте в той же последовательности: сначала расслабьте диафрагму и напрягите брюшной пресс, втягивая живот, затем расслабьте межреберные мышцы и опустите плечи.
  • Выдержите небольшую паузу, а когда появится желание сделать вдох, повторите все сначала. Делая полный вдох, слегка приподнимайте голову, а при выдохе немного опускайте.

Тренируйтесь таким образом хотя бы несколько раз в день. Лучше всего делать это на свежем воздухе во время прогулки спокойным шагом. Но нельзя глубоко дышать, если вы находитесь на улице, заполненной движущимися автомобилями.

Утром и днем во время прогулки применяйте активизирующий тип полного дыхания: удлиненный вдох (на 4-6 шагов) с паузой (на 2 шага) и укороченный, но активный выдох (на 2 шага). А вечером перед сном дышите в успокаивающем режиме: короткий полный вдох (на 2 шага), удлиненный выдох (на 4 шага) и пауза после выдоха (на 2 шага).

Помните, что усиленная вентиляция легких без соответствующей тренировки может привести к избыточной потере углекислоты - у вас закружится голова, можно даже потерять сознание. Чтобы этого не произошло, занимайтесь в хорошо проветриваемом помещении, утром - натощак или днем через 3 часа после еды. Обязательно выдерживайте паузу после каждого выдоха и постепенно увеличивайте время занятий от 2-3 дыхательных циклов до 10-15 в течение одного занятия.

Смотрите также:

www.aif.ru