Что такое басня в литературе? Определение басни. Какие бывают басни


Басни Крылова

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Басни Крылова читать

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками. Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения. После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива. Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические. Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром. Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти. Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

deti-online.com

Басня как жанр литературы. Форма речи басни

Знакомство человека с басней происходит в школе. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня мы попытаемся разобраться с тем, что это такое, и выяснить, какова форма речи басни.

Что такое басня

Перед тем как выяснить, какова форма речи басни, разберемся, что это такое. Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе.

Басня – это какая форма речи? Об этом мы узнаем позже, а сейчас поговорим о ее структуре. Басня состоит из двух частей – повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, "прикрепленное" к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами. Поэтому на вопрос: "Что такое басня?" - можно ответить, что это литературное произведение с обоснованным и поучительным выводом.

Форма речи басни

Продолжая изучать этот жанр литературы, остановимся на следующем вопросе. Какова же форма речи басни? Чаще всего авторы произведения обращаются к аллегории и прямой речи. Но также встречаются и произведения в жанре дидактической поэзии, в коротком повествовательном виде. Но обязательно это произведение, сюжетно законченное и подлежащее аллегорическому истолкованию. Обязательно присутствует мораль, которая завуалирована.

Самобытна форма речи басни Крылова. Русский литератор, конечно же, опирался на работы своих предшественников – Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако он не старался подражать их произведениям, переводить их, а создавал свои оригинальные басни. Как правило, использовал он прямую речь и аллегорию, диалоги.

Известные баснописцы

Басня пришла к нам еще из времен Древней Греции. Отсюда нам известны такие имена, как Эзоп (самый великий автор древности), второй по величине баснописец – Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, Эразм Роттердамский и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и французский поэт Жан Лафонтен (семнадцатый век).

Басня в русской литературе

В 15-16 столетиях в России успех имели те басни, которые пришли с Востока через Византию. Хотя и до этого времени у читателей уже сложилось кое-какое мнение по поводу того, что это такое. Немного позже люди уже начали изучать произведения Эзопа, а в 1731 году Кантемир даже написал шесть басен. Правда, в этом он заметно подражал работам древнегреческого автора, но все же произведения Кантемира можно считать русскими.

Хемницер, Сумароков, Тредиаковский, Дмитриев усердно трудились над созданием своих собственных и переводами иностранных басен. В советское время особую популярность имели работы Демьяна Бедного, Михалкова, Глибова.

Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России. Наверное, потому его скульптура среди прочих выдающихся личностей заняла свое место на памятнике «Тысячелетие России» в древнейшем городе – Великом Новгороде.

Подведем итог

Итак, мы разобрались с тем, что такое басня, как она произошла, где жили и как назывались творцы этого жанра. Мы выяснили, кем были лучшие в мире баснописцы, и изучили особенности их произведений. А еще мы знаем, какова структура этого литературного шедевра и чему она учит. Теперь читатель знает, что говорить, получив задание: "Раскрой понятие басни". Форма речи и особенный язык этих произведений никого не оставят равнодушным.

fb.ru

Басня: история и особенности

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).  

В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.

В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой". Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...". Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий.  Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю

Следует выделить такие особенности басни: а) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

      В.А.Жуковский в статье "О басне и баснях Крылова" указал четыре главные особенности басни.      Первая черта басни – особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...". Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации      Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною". То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.       Третья особенность басни – нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою", – пишет Жуковский.      Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."

literatura5.narod.ru

Басни Крылова: список по алфавиту

Главная » Книги » Список басней Крылова Ивана Андреевича по алфавиту

Крылов Иван Андреевич – русский публицист и издатель, создал множество философских трудов, сочинил всеми известные и любимые басни, писал и прозу.

Родился в восемнадцатом веке во времена царской власти. Написал более двухсот басен. Они собраны в девять сборников еще при его жизни.

Автор широко раскрывает множество спорных тем. Благодаря своей уникальной способности выражать коротко и ясно идеи поколений, Крылов раскрыл в доступной форме суть вещей.

Название его миниатюр говорящие и отражают действующие лица. Короткие басни Крылова легко читаются благодаря уникальному слогу автора.

Родители читают детям произведения Крылова из поколения в поколение, передавая мудрость человеческой жизни. Упрямство, гордость, цинизм, глупость и другие качества, которые высмеивает автор, зашиты в характерах его героев.

Нелепость ситуаций в современном обществе, равно как и тысячи лет назад, осталась прежней. Именно об этом и писал русский поэт.

Не только рифмой ценны его миниатюры, но и ритмическим рисунком. Прочитав или услышав однажды, люди дословно передают и пересказывают текст.

Язык в баснях не всегда понятен читателю, автор использует много слов, которые уже широко не распространены в народе. При изучении его произведений может понадобиться толковый словарь.

Список басен по алфавиту:

А

  • Алкид.
  • Апеллес и осленок.

Б

  • Бедный богач. По этой басне снят детский мультфильм, полюбившийся детям и взрослым.
  • Безбожники.
  • Белка. (В деревне, в праздник, под окном…)
  • Белка. (У Льва служила Белка…)
  • Богач и поэт.
  • Бочка.
  • Бритвы.
  • Булат.
  • Булыжник и алмаз.
  • Бумажный змей.

В

  • Василек.
  • Вельможа.
  • Вельможа и философ.
  • Водолазы.
  • Водопад и ручей.
  • Волк и волчонок.
  • Волк и журавль.
  • Волк и кот.
  • Волк и кукушка.
  • Волк и лисица.
  • Волк и мышонок.
  • Волк и ягненок.
  • Волк на псарне.
  • Волки и овцы.
  • Волки пастухи.
  • Ворона.
  • Ворона и курица.
  • Ворона и лисица.
  • Вороненок.
  • Воспитание льва.

Г

  • Голик.
  • Госпожа и две служанки.
  • Гребень.
  • Гуси.

Д

  • Два голубя.
  • Два извозчика.
  • Два мальчика.
  • Два мужика.
  • Две бочки.
  • Две собаки.
  • Демьянова уха.
  • Дерево.
  • Дикие козы.
  • Добрая лисица.
  • Дуб и трость.

З

  • Заяц на ловле.
  • Зеркало и обезьяна.
  • Змея.
  • Змея и овца.

К

  • Камень и червяк.
  • Картина.
  • Квартет.
  • Клеветник и змея.
  • Колос.
  • Комар и волк.
  • Комар и пастух.
  • Конь.
  • Конь и всадник.
  • Кот и повар.
  • Котел и горшок.
  • Котенок и скворец.
  • Кошка и соловей.
  • Крестьяне и река.
  • Крестьянин в беде.
  • Крестьянин и змея. (Змея к Крестьянину пришла проситься в дом…)
  • Крестьянин и змея. (К Крестьянину вползла Змея…)
  • Крестьянин и змея. (Когда почтен быть хочешь у людей…)
  • Крестьянин и лисица.
  • Крестьянин и лошадь.
  • Крестьянин и овца.
  • Крестьянин и работник.
  • Крестьянин и разбойник.
  • Крестьянин и смерть.
  • Крестьянин и собака.
  • Крестьянин и топор.
  • Кукушка и горлинка.
  • Кукушка и орел.
  • Кукушка и петух.
  • Купец.

Л

  • Лань и Дервиш.
  • Ларчик.
  • Лебедь, щука и рак. Традиционная ситуация множества мнений, когда нет единого решения.
  • Лев.
  • Лев и барс.
  • Лев и волк.
  • Лев и комар.
  • Лев и лисица.
  • Лев и мышь.
  • Лев и человек.
  • Лев на ловле.
  • Лев состарившийся.
  • Лев, серна и лиса.
  • Лещи.
  • Лжец.
  • Лиса.
  • Лиса-строитель.
  • Лисица и виноград.
  • Лисица и осел.
  • Лисица и сурок.
  • Листы и корни.
  • Любопытный.
  • Лягушка и вол.
  • Лягушка и Юпитер.
  • Лягушки, просящие царя.

М

  • Мальчик и змея.
  • Мальчик и червяк.
  • Мартышка и очки. Многие люди и ныне используют планшеты в качестве доски для нарезания овощей.
  • Медведь в сетях.
  • Медведь у пчел.
  • Мельник.
  • Механик.
  • Мешок.
  • Мирон.
  • Мирская сходка.
  • Мор зверей.
  • Мот и ласточка.
  • Музыканты.
  • Муравей.
  • Муха и дорожные.
  • Муха и пчела.
  • Мыши.
  • Мышь и крыса.

Н

  • Напраслина.
  • Недовольный гостьми стихотворец.
  • Новопожалованный осел.

О

  • Обед у медведя.
  • Обезьяна.
  • Обезьяны.
  • Обоз.
  • Овцы и собаки.
  • Огарок и подсвечник.
  • Огородник и философ.
  • Олень и заяц.
  • Оракул.
  • Орел и крот.
  • Орел и куры.
  • Орел и паук.
  • Орел и пчела.
  • Осел. (Был у крестьянина Осел…)
  • Осел. (Когда вселенную Юпитер населял…)
  • Осел и заяц.
  • Осел и мужик.
  • Осел и соловей.
  • Откупщик и сапожник.
  • Охотник.

П

  • Павлин и соловей.
  • Парнас.
  • Пастух.
  • Пастух и море.
  • Паук и гром.
  • Паук и пчела.
  • Пестрые овцы.
  • Петух и жемчужное зерно.
  • Пир.
  • Пловец и море.
  • Плотичка.
  • По части кравческой, о царь, мне речь позволь…
  • Подагра и паук.
  • Пожар и алмаз.
  • Похороны.
  • Прохожие и собаки.
  • Пруд и река.
  • Пустынник и медведь.
  • Пушки и паруса.
  • Пчела и мухи.

Р

  • Разбойник и извозчик.
  • Разборчивая невеста.
  • Роща и огонь.
  • Ручей.
  • Рыбья пляска.
  • Рыцарь.

С

  • Свинья.
  • Свинья под дубом.
  • Синица.
  • Скворец.
  • Скупой.
  • Скупой и курица.
  • Слон в случае.
  • Слон и моська. Задиристые люди, желчные и неразумные, умеющие только поднимать пустой крик и звон, ничего не предпринимающие.
  • Слон на воеводстве.
  • Собака.
  • Собака и лошадь.
  • Собака, человек, кошка и сокол.
  • Собачья дружба.
  • Совет мышей.
  • Сокол и червяк.
  • Соловьи.
  • Сочинитель и разбойник.
  • Старик и трое молодых.
  • Стрекоза и муравей.
  • Стыдливый игрок.

Т

  • Тень и человек.
  • Три мужика.
  • Тришкин кафтан.
  • Троеженец.
  • Трудолюбивый медведь.
  • Туча.

Ф

  • Филин и осел.
  • Фортуна в гостях.
  • Фортуна и нищий.

Х

  • Хмель.
  • Хозяин и мыши.

Ц

Ч

  • Червонец.
  • Червонец и полушка.
  • Чиж и голубь.
  • Чиж и еж.

Щ

  • Щука.
  • Щука и кот.

Я

Уже более ста лет дети России растут и учатся законам морали посредством басен, в которых отражена истинная суть вещей доступным и простым языком. Басни обязательны для изучения по школьной программе.

Не смотря на малое количество строк в каждой басне, по этим небольшим произведениям проводится анализ текста, лексического значения, ритмического рисунка.

В голове рисуются яркие картинки сказочных персонажей, которые попадают в самые разные житейские ситуации.

Помимо животных, в баснях часто встречаются образы мужика-крестьянина, который ленив, но желает быть большой личностью, не прилагая к этому никаких усилий.

Образ барина или богача столь же ярок, как и другие. Типаж таков: жадный, сварливый, бахвалящийся. Крылов высмеивает, в самую первую очередь, человеческую глупость.

Топ самых известных

Слон и Моська – самая короткая басня Крылова. Для детского чтения эти коротенькие произведения подходят лучше всего.

Чтение на ночь развивает воображение ребенка и напоминает взрослому о давно ушедших днях. Дети смеются над нелепостью ситуаций, взрослые же понимают, насколько они реальны.

В этой басне маленькая собачонка, не способная причинить вред большому животному, подает голос и напоказ гавкает на него.

Моська мотивирует это тем, что неплохо покрасоваться, когда опасность не грозит. И пусть она не смеет ничего предпринять и сделать конкретно, но поработает на публику, вставляя себя грозным и сильным животным.

Она совершенно не понимает, насколько смешно ее поведение для окружающих. Насколько явен ее замысел.

Часто в жизни многие сталкиваются с подобными ситуациями, когда человек не способен к принятию решения, конкретному действию, движению.

Не смотря на это, активно привлекает внимание, осуждая других. Крылов очень тонко и умело подметил эти качества и воплотил их в реальных сценках.

Чувства и эмоции, которые вызывает прочтение его произведений, не уступают по накалу реальной жизни.

Самые известные:

  1. Ворона и Лисица.
  2. Мартышка и Очки.
  3. Лебедь, Щука и Рак.
  4. Стрекоза и Муравей.
  5. Слон и Моська.
  6. Кот и Повар.
  7. Квартет.
  8. Два Голубя.
  9. Волк и Ягненок.
  10. Мышь и Крыса.

По самым известным басням Ивана Андреевича сняты детские мультфильмы. Фразы, выражения и имена стали крылатыми.

Полезное видео

Поделитесь записью

womans7.com

Что такое басня в литературе? Определение басни

 

Басня — один из самых популярных и древнейших литературных жанров, ровесница мифов. За что ее называют вечным жанром, что такое басня в литературе? Художественная литература уходит своими корнями в самое далекое прошлое. Человек всегда обладал богатым воображением и любознательностью. Когда одни наши предки пытались познать мир, его устройство и происхождение с научной точки зрения, других интересовала духовная сторона — человеческие взаимоотношения, нормы поведения и морали.

Все это находило свое отображение в словесном искусстве, фольклоре. В народном творчестве есть много произведений, которые носят нравоучительный характер. Это пословицы, притчи, басни, сказки. Попробуем дать определение басни и разобраться, чем она отличается от других жанров.

Что такое басня? Определение

Басня — это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится четко сформулированный поучительный вывод, или мораль. Повествование ведется в иносказательной форме, поэтому персонажами басни являются животные, вещи, растения. Басни высмеивают человеческие пороки, глупость и недостойное поведение.

Персонажами сказок тоже являются животные, но не всегда они имеют человеческие черты характера. Сказки охватывают большой период времени, в то время как в баснях описано только одно событие, эпизод, поэтому они гораздо короче сказок.

История жанра басни и его роль в литературе

Роль басни в литературе всех народов трудно переоценить. Родиной этого жанра принято считать Древнюю Грецию, где самые известные банси в прозе писал Эзоп (VI-V в.в. до н.э.). Упоминания и отсылки к его басням встречаются в произведениях Геродота, Демокрита, Аристофана. Басня прошла стадии притчи, учебной и популярной литературы для безграмотной публики, прежде чем стала собственно литературным жанром.

Проникновение ее в Европу произошло намного позже, в эпоху Возрождения и было связано с распространением греческого языка. Русская литература познакомилась с басней примерно тогда же, в XV — XVI веках. Многие русские писатели подражали Эзопу, переводили произведения Лафонтена и других баснописцев, но настоящего мастерства добился в этом жанре Иван Андреевич Крылов (1760-1844).

Он превзошел своих русских и зарубежных предшественников. Благодаря Крылову произошло слияние литературной речи и разговорной, что значительно обогатило вторую. Особенности яркого русского характера нашли воплощение в его поучительных произведениях. Басни И. А. Крылова не раз переводились на все языки мира, потому что мудрость народа, выразившаяся в его произведениях, поучительна и актуальна до сих пор.

Пришла к нам басня из глубин веков.И если вы нуждаетесь в совете,Откройте томик с надписью «Крылов»,Перечитайте снова банси эти.

Загрузка...

voprosblog.ru

Что такое басня?

Басня – это жанр дидактической литературы; небольшое произведение в стихах или прозе, в котором аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пороки людей. Часто в басне присутствует комизм (сатира), нередко – мотивы социальной критики. В качестве персонажей в ней выступают животные, насекомые, птицы, рыбы (редко – человек). Предметом басенной работы могут быть и неодушевлённые вещи.

В конце басни присутствует заключительное рассуждение, поясняющее её замысел и называемое моралью. Мораль может фигурировать и в начале произведения, а, может, как бы раствориться в басне. В отличие от притчи, которая имеет место быть только в контексте («по поводу»), басня существует самостоятельно, и формирует свой традиционный круг образов и тем.

Когда появилась басня на Руси?

Когда появилась первая басня на Руси – ответ на этот вопрос может предполагатьнесколько вариантов. Первым переводчиком басен Эзопа на Руси был Фёдор Касьянович Гозвинский (1607 год). Он же ввёл в культурный обиход и определение жанра басни, подсмотрев его у Антония-мудреца: «Баснь, или притча, от творцов изыде. Бывает же у риторей. И убо притча, или баснь, слово есть ложное, изобразуя истину…».

В более позднем периоде творили такие мастера как: Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744), Василий Кириллович Тредиаковский (1703–1768), Александр Петрович Сумароков (1718–1777), Иван Иванович Хемницер (1745–1784). Их стезя – это переводы басенных работ Эзопа, а также трудов европейских баснотворцев: Г.Лессинга, Х.Геллерта (Германия), Т.Мура (Англия), Жана де Лафонтена (Франция).

Басня Сумарокова – потешная, Хемницера – наставительная, Дмитриева – салонная, Крылова – лукаво-умудрённая, Измайлова – красочно-бытовая.

Хемницер Иван Иванович первым приступает к созданию собственной басни. Сборник с его работами вышел в анонимном варианте в 1779 году. Он имел название: «Басни и сказки N.N. в стихах». Традицию издавать собственные басни подхватил И.И.Дмитриев (1760–1837). Дмитриев был поэтом-сентименталистом. Он начал творить басни на новаторской волне. Это касалось, прежде всего, языка. Успех на поприще баснотворчества на рубеже XVIII и XIX в.в. пришёл к А.Е. Измайлову (1779-1831). Классиком жанра басни называют Крылова Ивана Андреевича.

К жанру басни в разное время также обращались авторы: Симеон Полоцкий (XVII век), Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, М.М. Херасков, Д.И.Хвостов , Д.И.Фонвизин, В.С. Филимонов, Л.Н.Толстой, Козьма Прутков, Д.Бедный, С.В. Михалков и другие.

Что такое метафора?

Метафора (от греческого слова metaphora, досл.перенесение)– это вид тропа, перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой, по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту… Метафора – это скрытое сравнение, в котором слова «как, как будто, словно» опущены, но подразумеваются. Не стоит забывать, что в том случае, когда такие слова стоят в тексте, это уже не метафора – а сравнение.

Как сделать анализ басни — читайте здесьКак сочинить басню — читаем здесь

Автор текста: Ирис Ревю

Басни для детей

Автор: Хемницер И. И. «КУРЫ И ГАЛКА»

Хозяин курам корму датьСтал крохи хлеба им кидать.Крох этих поклеватьИ галка захотела,Да той отваги не имела,Чтоб подойти к кроха́м. Когда ж и подойдет,—Кидая их, рукой хозяин лишь взмахнет,Всё галка прочь да прочь, и крох как нет, как нет;А куры между тем, как робости не знали,Клевали крохи да клевали.Во многих случаях на свете так идет,Что счастие иной отвагой получает,И смелый там найдет,Где робкий потеряет.

Автор: Михалков С.В. «ГРИБЫ»

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.Бросался всем в глаза его нахальный вид:— Смотрите на меня! Заметней нет поганки!Как я красив! Красив и ядовит! —А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.И потому его никто не замечал…

Автор: И.И.Дмитриев «РЕПЕЙНИК И ФИАЛКА»

Между Репейником и розовым кустомФиалочка себя от зависти скрывала;Безвестною была, но горестей не знала, —Тот счастлив, кто своим доволен уголком.

Автор: В.К.Тредиаковский «ВОРОН И ЛИСИЦА»

Негде Во́рону унесть сыра часть случилось;На́ дерево с тем взлетел, кое полюбилось.Оного Лисице захотелось вот поесть;Для того, домочься б, вздумала такую лесть:Воронову красоту, перья цвет почтивши,И его вещбу еще также похваливши,

«Прямо, — говорила, — птицею почту тебяЗевсовою впредки, буде глас твой для себяИ услышу песнь, доброт всех твоих достойну».Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну,Начал, сколько можно громче, кракать и кричать,Чтоб похвал последню получить себе печать;Но тем самым из его носа раствореннаВыпал на́ землю тот сыр. Лиска, ободреннаОною корыстью, говорит тому на смех:«Всем ты добр, мой Во́рон; только ты без сердца мех».

Автор: Крылов И.А.: «Кукушка и Петух»

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!» —‎«А ты, Кукушечка, мой свет,Как тянешь плавно и протяжно:Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—‎«А ты, красавица, божусь,Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,‎Чтоб начала ты снова…‎Отколь такой берется голосок?‎И чист, и нежен, и высок!..Да вы уж родом так: собою невелички,‎А песни, что твой соловей!» —«Спасибо, кум; зато, по совести моей,Поешь ты лучше райской птички,‎На всех ссылаюсь в этом я».‎Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!‎Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—‎Все ваша музыка плоха!..»_________

‎За что же, не боясь греха,‎Кукушка хвалит Петуха?‎За то, что хвалит он Кукушку.

detskiychas.ru

назовите басни , название, их автор

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до н. э.) , писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век н. э.) . В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век) . В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и др. Баснописцы: Эзоп Жан де Лафонтен Иван Крылов Василий Майков Федр Григорий Саввич Сковорода Пётр Гулак-Артемовский Лево Боровиковский Евгений Гребинка Леонид Глибов Крылов И. А. : Белка Булат Волк и Журавль Волк и Ягнёнок Волк на псарне Ворона и Лисица Гуси Две бочки Две Собаки Демьянова уха Дерево Заяц на ловле Зеркало и Обезьяна Камень и Червяк Квартет Кот и Повар Кошка и Соловей Крестьянин и смерть Крестьянин и Работник Кукушка и Петух Ларчик Лев и Комар Лев на ловле Лебедь, щука и рак Лисица и Виноград Лисица и Сурок Листы и Корни Лжец Любопытный Лягушка и Вол Мартышка и очки Муравей Мышь и Крыса Обоз Овцы и Собаки Орёл и Пчела Осёл и Соловей Петух и Жемчужное Зерно Пустынник и Медведь Пушки и Паруса Рыбья пляска Свинья под дубом Синица Скворец Слон и Моська Слон на воеводстве Собачья дружба Стрекоза и Муравей Тришкин кафтан Трудолюбивый Медведь Щука и Кот

"Слон-Художник" Михалков Сергей Влдимирчччч..

" Квартет", "Мартышка и очки", "Стрекоза и муравей", "Лебедь, щука и рак" - басни Ивана Андреевича Крылова.

<a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Басни" target="_blank">http://ru.wikipedia.org/wiki/Басни</a> Там снизу ссылки на баснописцев есть с произведениями.

Крылов: "Кот иповар. " "Кукушка и петух". "Слон и моська". "Квартет". Демьянова уха". "Лисица и виноград".

у Михалкова ещё прозайца во хмелю что-то было.. .

слон и моська, краылов а .и

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до н. э.) , писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век н. э.) . В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век) . В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и др. Баснописцы: Эзоп Жан де Лафонтен Иван Крылов Василий Майков Федр Григорий Саввич Сковорода Пётр Гулак-Артемовский Лево Боровиковский Евгений Гребинка Леонид Глибов Крылов И. А. : Белка Булат Волк и Журавль Волк и Ягнёнок Волк на псарне Ворона и Лисица Гуси Две бочки Две Собаки Демьянова уха Дерево Заяц на ловле Зеркало и Обезьяна Камень и Червяк Квартет Кот и Повар Кошка и Соловей Крестьянин и смерть Крестьянин и Работник Кукушка и Петух Ларчик Лев и Комар Лев на ловле Лебедь, щука и рак Лисица и Виноград Лисица и Сурок Листы и Корни Лжец Любопытный Лягушка и Вол Мартышка и очки Муравей Мышь и Крыса Обоз Овцы и Собаки Орёл и Пчела Осёл и Соловей Петух и Жемчужное Зерно Пустынник и Медведь Пушки и Паруса Рыбья пляска Свинья под дубом Синица Скворец Слон и Моська Слон на воеводстве Собачья дружба Стрекоза и Муравей Тришкин кафтан Трудолюбивый Медведь Щука и Кот Я LOVE

touch.otvet.mail.ru