Русский язык "Тема и основная мысль текста" 4 класс. Как определить главную мысль текста 4 класс


Русский язык "Тема и основная мысль текста" 4 класс

Тема: Тема и основная мысль текста

Педагогическая цель: Создать условия для сопоставления темы и основной мысли текста, условия для развития внимания, наблюдательности, привития аккуратности.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты (предметные): уметь определять основную мысль и тему.

Универсальные учебные действия ( метапредметные ) :

Регулятивные: Научиться самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, выполнять действия в сотрудничестве с учителем, самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи, осуществлять контроль;

Получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.

Познавательные: Научится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ , уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика.

Формы и методы: Формы: фронтальная ,индивидуальная.

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Тема и основная мысль текста.

Цели: Учить сопоставлять тему и основную мысль текста. Отрабатывать умение определять основную мысль и тему. Учить составлять текст исходя из темы и опираясь на основную мысль.

1.Организационный момент.

На доске слова: ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СМЕКАЛКА, ЭГОИЗМ, ТЕРПЕНИЕ.

-Прочитать про себя, вслух. Все ли слова нам нужны на уроке?

-Как сказать одним словом ? (Это качества человека)

_А какими качествами вы владеете, мы постараемся проявить эти качества на уроке!

2.Чистописание.

На доске слова: Детский, тростник, громкий, лестница, вестник, отвечал, местность.

_ Я загадаю: Это имена существительные, в них одна и та же буква – орфограмма.(Т) – А как проверить эту букву, подберём проверочные слова.

Разминка.Массаж рук

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни (хлопки)

Хочешь этак, хочешь так-

Не обидятся никак.(руки поварачивают)

Тт Т т

От топота копыт пыль по полю летит.

_Какие качества вы использовали (терпение, внимание)

3.Работа со словарными словами

- Найти слова и записать во множественном числе.

-Проговорить действия (найдём слово, поставим во множественном числе и запишем)

Апсбябиблиотекаралвдорогациталлеявюдорколлективупраспассажир

4.Новый материал

- У нас проблема. Мы должны вставить слова в это определение.

…..называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких …, объединённых одной …., тесно связанных между собой грамматически и по смыслу.

-о чём идёт речь?

-Какая же тема нашего урока?

-Какие виды текстов вы знаете ?(повествовательные, описание, рассуждение)

Сейчас я прочитаю вам рассказ К. Скребицкого , а вы определите какой это текст.

Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили. А медвежонка принесли в деревню.

Хозяин налил в плошечку молока. Малыш ходит кругом, не пьёт. Скулит.Охотник намочил молоком свой палец и дал лизнуть зверьку. Медвежонок стал сосать палец и заодно тянуть молочко.

Ночью все проснулись от громкого плача. Это Мишка заплакал. Он замёрз. Укрыл его охотник полушубком. Заснул медвежонок.

-О чём говорится в тексте (о маленьком медвежонке)

Как можно озаглавить текст (Медвежонок. Малыш.)

Если в тексте говорится о медвежонке. То тема данного текста-медвежонок.

5.Работа с учебником. Стр55 правило. Упр102

-Что такое основная мысль текста (Предложение ,в которое заключена главная идея автора – основная часть.

6.Закрепление.

-Работа в парах.

Упр 103. Прочитать, найти предложение, в котором заключена основная мысль текста. Главное о чём хотел сказать автор.Записать.

Проверка.(учитель зачитывает предложение (Может быть ,именно эти несколько глотков спасли ей жизнь.)-Кто справился без ошибок?

-Работа в группах.(каждой группе выдаются карточки с текстом)

- Озаглавить текст, т.е.кратко назвать основную мысль.

Однажды мы пошли в лес и услышали звук топора. Два мальчика срубили осину.

Осмотрели мы свежее дерево. Внутри ствола была длинная пустота. Это поработал червяк. А из пустоты было восемь дырок наружу. Это дятел лечил дерево. Семь дырок сделал доктор. Только на восьмой захватил вредителя. Съел «хирург» червяка и спас осину. А ребята её погубили.

- что значит «Озаглавить текст» (Кратко назвать тему или основную мысль)

- Возвращаемся к проблеме урока. Вставить три слова

Текстом называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых одной темой, тесно связанных между собой грамматически и по смыслу.

7.Итог урока . Оценки. Домашнее задание: упр 105

-Какое настроение у вас после урока? Положить карточку к весёлому или грустному человечку.

doc4web.ru

Как определить основную мысль текста?

Как определить основную мысль текста?

Как выделить основную мысль текста?

  1. Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.

  2. При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.

  3. Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.

Алгоритм определения основной мысли текста

  1. Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.

  2. Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

  3. Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:

- автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;

- в тексте выражено авторское отношение к проблеме;

- автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.

Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?

Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.

Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

То, о чём или о ком говорится в тексте, - это его тема.

Главная мысль текста - это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.

Озаглавь текст. Определи основную мысль текста.

……………………………………………………………….

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По. В. Бианки.)

…………………………………………………………………..

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

(Сказка)………………………………………………….

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

………………………………………………………………………………..

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю— и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал.

………………………………………………………………….

В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

- Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

— Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.

…………………………………………………………………………………

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

……………………………………………………………………………………

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.

……………………………………………………………………………….

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

………………………………………………………………………………

Серая звездочка— это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.

Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.

…………………………………………………………………………….

Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.

multiurok.ru

Что такое основная мысль текста и как ее определить :: SYL.ru

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

  1. Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.

  2. Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

  1. Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.

  2. Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

  1. Следить за течением повествования, развитием событий и логики.

  2. Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.

  3. По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.

  4. Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.

  5. После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

www.syl.ru

Определять тему и основную мысль текста 4 класс

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Текст»

Школа: КГУ « Сш. им.Ш.Уалиханова акимата Ескельдинского района»

Дата:

ФИО учителя: Канабатырова Акмарал Манановна

КЛАСС: 4 «В»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Учащиеся научатся составлять текст из данных предложений, по картинке и опорным словам; определять тему и основную мысль текста; высказывать мысли полными ответами.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Определять тему и основную мысль текста;

Большинство учащихся будут уметь:

Некоторые учащиеся смогут:

высказывать мысли полными ответами; определить тип текста

Языковая цель

Учащиеся могут:

Правильно строить предложения для передачи своих мыслей

Ключевые слова и фразы:

Берёза, болото, крапива, малина

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:

Разговорный, художественный

Вопросы для обсуждения:

- Что такое текст?

- Что такое тема текста?

- Что такое основная мысль текста?

- Чем отличается текст-повествование от текст-описания?

Можете ли вы сказать, почему...?

…мы дома говорим по другому, чем написано к нигах?

Подсказки:

Материалы учебника

Предыдущее обучение

Предложение

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

Начало урока

Эмоциональный настрой на урок. «Круг радости» -

Комплименты

В кругу «дарят» друг другу комплименты

Середина урока

Физминутка

1. Звуковая разминка: какие звуки в стихотворении повторяются – упр.№ 28 (устно).

2. Мозговой штурм: - Что такое текст? ВП

- Что такое тема текста? ВП

- Что такое основная мысль текста? ВП

ФО – словесное поощрение.

3.Определение темы урока - Текст

4. Работа в парах: составление текста из предложений – упр. № 29 (устно).

Работа с ИНСЕРТ-таблицей: учащиеся указывают, какая информация для них была уже известна и что нового они узнали, о чём ещё хотели бы узнать.

Учащимся предлагается обсудить: изменится ли смысл текста, если последние два предложения поменять местами?

5. Коллективная работа: составление текста по картинке и опорным словам – упр.№ 30 (устно).

ФО – словесное поощрение.

6. Коллективная работа: доказать, что это текст-повествование – упр.№ 31 (устно).

7. Индивидуальная работа с текстом: выписать восклицательные предложения – упр. № 31.

(Данная письменная работа учащихся оценится при проверке тетрадей).

8. Коллективная работа: доказать, что это текст-описание – упр.№ 32 (устно).

«Русский язык» Учебник для учащихся 4 класса 11-летней ООШ

Алматыкітап баспасы 2015

Конец урока

9. Рефлексия:

О чём мы сегодня говорили на уроке?

Для чего нам нужно это знать?

Где вам могут пригодиться эти знания?

Обратная связь:

Что такое текст?

Чем отличается текс-повестование от текста-описание?

Подсчёт фишек и оценивание работы учащихся на уроке.

д/з:

стр.18 упр.32

infourok.ru

Русский язык "Тема и основная мысль текста" 4 класс

Здесь Вы можете скачать Русский язык "Тема и основная мысль текста" 4 класс для предмета : Русский язык. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тема: Тема и основная мысль текста

Педагогическая цель: Создать условия для сопоставления темы и основной мысли текста, условия для развития внимания, наблюдательности, привития аккуратности.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты (предметные): уметь определять основную мысль и тему.

Универсальные учебные действия ( метапредметные ) :

Регулятивные: Научиться самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, выполнять действия в сотрудничестве с учителем, самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи, осуществлять контроль;

Получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.

Познавательные: Научится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ , уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика.

Формы и методы: Формы: фронтальная ,индивидуальная.

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Тема и основная мысль текста.

Цели: Учить сопоставлять тему и основную мысль текста. Отрабатывать умение определять основную мысль и тему. Учить составлять текст исходя из темы и опираясь на основную мысль.

1.Организационный момент.

На доске слова: ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СМЕКАЛКА, ЭГОИЗМ, ТЕРПЕНИЕ.

-Прочитать про себя, вслух. Все ли слова нам нужны на уроке?

-Как сказать одним словом ? (Это качества человека)

_А какими качествами вы владеете, мы постараемся проявить эти качества на уроке!

2.Чистописание.

На доске слова: Детский, тростник, громкий, лестница, вестник, отвечал, местность.

_ Я загадаю: Это имена существительные, в них одна и та же буква – орфограмма.(Т) – А как проверить эту букву, подберём проверочные слова.

Разминка.Массаж рук

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни (хлопки)

Хочешь этак, хочешь так-

Не обидятся никак.(руки поварачивают)

Тт Т т

От топота копыт пыль по полю летит.

_Какие качества вы использовали (терпение, внимание)

3.Работа со словарными словами

- Найти слова и записать во множественном числе.

-Проговорить действия (найдём слово, поставим во множественном числе и запишем)

Апсбябиблиотекаралвдорогациталлеявюдорколлективупраспассажир

4.Новый материал

- У нас проблема. Мы должны вставить слова в это определение.

…..называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких …, объединённых одной …., тесно связанных между собой грамматически и по смыслу.

-о чём идёт речь?

-Какая же тема нашего урока?

-Какие виды текстов вы знаете ?(повествовательные, описание, рассуждение)

Сейчас я прочитаю вам рассказ К. Скребицкого , а вы определите какой это текст.

Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили. А медвежонка принесли в деревню.

Хозяин налил в плошечку молока. Малыш ходит кругом, не пьёт. Скулит.Охотник намочил молоком свой палец и дал лизнуть зверьку. Медвежонок стал сосать палец и заодно тянуть молочко.

Ночью все проснулись от громкого плача. Это Мишка заплакал. Он замёрз. Укрыл его охотник полушубком. Заснул медвежонок.

-О чём говорится в тексте (о маленьком медвежонке)

Как можно озаглавить текст (Медвежонок. Малыш.)

Если в тексте говорится о медвежонке. То тема данного текста-медвежонок.

5.Работа с учебником. Стр55 правило. Упр102

-Что такое основная мысль текста (Предложение ,в которое заключена главная идея автора – основная часть.

6.Закрепление.

-Работа в парах.

Упр 103. Прочитать, найти предложение, в котором заключена основная мысль текста. Главное о чём хотел сказать автор.Записать.

Проверка.(учитель зачитывает предложение (Может быть ,именно эти несколько глотков спасли ей жизнь.)-Кто справился без ошибок?

-Работа в группах.(каждой группе выдаются карточки с текстом)

- Озаглавить текст, т.е.кратко назвать основную мысль.

Однажды мы пошли в лес и услышали звук топора. Два мальчика срубили осину.

Осмотрели мы свежее дерево. Внутри ствола была длинная пустота. Это поработал червяк. А из пустоты было восемь дырок наружу. Это дятел лечил дерево. Семь дырок сделал доктор. Только на восьмой захватил вредителя. Съел «хирург» червяка и спас осину. А ребята её погубили.

- что значит «Озаглавить текст» (Кратко назвать тему или основную мысль)

- Возвращаемся к проблеме урока. Вставить три слова

Текстом называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых одной темой, тесно связанных между собой грамматически и по смыслу.

7.Итог урока . Оценки. Домашнее задание: упр 105

-Какое настроение у вас после урока? Положить карточку к весёлому или грустному человечку.

docbase.org

Основная мысль текста

Информационная обработка

Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.

Умение определять основную мысль текста очень важно. От него зависит качество усвоения и скорость понимания текста. Постоянно растущий объем информации заставляет работать с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей. Быстрое выделение основной мысли позволит снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых текстов, облегчив работу.

В ЕГЭ по русскому языку включено задание, проверяющее ваше умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста. Это задание А27. Модель задания предполагает выбор тобой такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Тебе необходимо соотнести содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и найти предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.

Подсказка.

В исходном тексте задания А27 в каждом варианте содержится 3 предложения. Вывод (ответ на вопрос) заключен либо в первом, либо в третьем предложении текста; чаще всего – в третьем.

Разберем задание, предложенное в демоверсии ЕГЭ.

Разбор задания.

Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Какая информация содержится в тексте? Этот текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь – это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь – это крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Какой же из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Конечно, главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница. Следовательно, основная мысль текста в ответе № 3: В планах экономического развития России уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

А28

Чтобы решить это задание, нужно понять смысл текста.

Разбор задания.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанныйтреугольничек.(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес.(5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чемдвухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.(10)Варя сразу наткнулась на главное место.(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всёэто время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую нашачасть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага…(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!– (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые.– (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили событияистекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

https://5-ege.ru/osnovnaya-mysl-teksta/

О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?

1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительныйпоступок.3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказыватьфизическую силу, порой важнее испытание силы духа.4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.

Высказывание героя говорит о духовном перерождение автора. Бои здесь не при чем, значит, первый вариант неверный. В тексте нет сожаления героя, поэтому второй вариант ответа не подходит. Автор письма действительно не трус, но эти слова не отражают суть высказывания. Таким образом, верный ответ – №3.Потренируйся.

1. Прочитайте текст.

Еда дает человеку силы, необходимые для жизни. Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию. Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всем частям организма, и, когда в крови достаточно питательных веществ, мы чувствуем сытость.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Силы, необходимые для жизни, человек получает в результате пищеварения: энергия из продуктов питания превращается в химическую энергию, и кровь разносит питательные вещества по организму, насыщая его.

2) Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию.

3) Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всему нашему организму.

4) Пищеварение – это процесс перехода энергии из продуктов питания в химическую энергию.

2. Прочитайте текст.

В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. Важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.

2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.

3) Сохранение ландшафтов – природного наследия человечества – одна из самых главных задач современного общества.

4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определенным достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.

3. Прочитайте текст.

В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.

2) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.

3) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.

4) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.

Ответы: 1) 1; 2) 3; 3) 2.

Рекомендуем:

5-ege.ru

класс Как определить главную мысль

Мастер – класс

«Как научить ребёнка определять тему и главную мысль »

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов высшей квалификационной категории Долганова Р.М.

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию умения определять тему и главную мысль.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию умения определять тему и главную мысль.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию умения определять тему и главную мысль, показать практическую значимость использования данных приёмов работ, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат:  педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

                             

Ход мастер – класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам удачи.

- Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом по теме «Как научить ребёнка определять тему и главную мысль»

- Прочитайте :

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

– Что это? Предложение? Текст?– Докажите, что это предложение.

( В предложении всегда выражается мысль. Слова связывают между собой и располагаются так, чтобы было понятно: о чём и что мы хотим сказать. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком – его конец.) – Какое оно по цели, по интонации? Почему? ( Повест., невоскл.)– Прочитайте еще раз предложение.

- Как эту мысль превратить в текст? (Составить предложения)

-Что такое текст? (Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называется текстом)

– Подумайте, о чем хочется сказать?

- Вам предлагаются такие предложения.– Прочитайте предложения и решите, какие из них раскрывают мысль первого предложения, а какие – нет.

Птицы приносят большую пользу.

Птицы улетают в теплые края.

Бабочки, стрекозы, жуки – это, насекомые.

Насекомые прячутся под кору деревьев и засыпают.

– Прочитайте исходное предложение и подставьте к нему 1 предложение.– Подходит оно или нет? Продолжает мысль или нет?– Подставляем 2 предложение. Подходит ли оно? – Подставляем 3предложение, 4 предложение. Получился ли текст?Докажите.

– Какой вывод можно сделать?

(Мысль одного предложения продолжается в другом.)– Вот перед вами детская пирамидка.

- Из чего состоит пирамидка? (Стержень, колёсики)

- На что в ней насаживаются колесики? (На стержень)- Вот и в тексте всегда есть такой стержень.

- Как вы думаете, из чего состоит стержень текста?

Стержень – тема и главная мысль.

-А чем будут колёсики?

Колесики – предложения.

- В тексте должна быть тема, то о чем говорится и главная мысль, то о что хочет сказать автор.

- Определим тему и главную мысль данного текста.

Какова тема и главная мысль?– Найди предложения, в которых автор словами рисует первый снег?

– Найдите предложения, в которых девочка выразила главную мысль и передала свое чувство?

Обобщим наши знания:

- Что такое текст?

- Что является стержнем текста?

- Что такое тема?

- Что такое главная мысль?

– Спасибо всем за внимание!

videouroki.net