Еврейские пейсы - что это и кому разрешено их носить? Как называются кудряшки у евреев


Еврейские пейсы - что это и кому разрешено их носить?

О чем говорят еврейские пейсы? Что это - дань моде или древние традиции? Прежде всего это отличительная деталь прически у еврейских мужчин, придающая им индивидуальность. Буквально пару веков назад длинные пряди волос были под жестким запретом. Давайте разберемся во всех подробностях и узнаем, для чего нужны локоны на висках.

Немного истории

Так, например, император Николай 1 активно боролся с «патлами» и насильно выдергивал их. Во времена гонения еврейской нации верующим мужчинам запрещено было демонстрировать принадлежность к древнему роду такими прическами. Практически все государства, в том числе Российская империя, придерживались такого же мнения. Иудеям не разрешалось отращивать волосы в области висков и облачаться в национальные наряды. Характерные одежды можно было носить только на территории молитвенного дома (синагоги).

Традиционный элемент еврейской жизни

Евреи часто называют пейотами (края) пейсы. Что это? Неподстриженные пряди волос, свисающие с области висков, которые можно еще завивать. В Йеменской Республике применяют термин синаним (признаки). Заповедь Торы гласит, что истинные иудеи не должны состригать края локон и бороду, поскольку эти элементы подчеркивают принадлежность к культуре и традициям.

Хотя данный постулат не является обязательным, это, скорее, предписание, которому не обязательно следовать. Однако большинство мужчин не готовы отказываться от традиционных пейсов и даже прививают традиции своим детям. Когда мальчику исполняется 3 года, ему перестают сбривать височную зону. К слову сказать, длина таких прядей может быть всего 6 см (на личное усмотрение). Согласно законам общины, религиозные иудеи помимо этой детали еще должны носить бородку и головной убор.

Накладные еврейские пейсы

А что же делать лысым представителям сильного пола? Для этого на помощь приходят накладные пряди. Разрешено их прикреплять к краям шляпы либо ермолки для формирования облика истинного иудея. Обычно искусственные локоны имеют завитую структуру, яркий черный оттенок с плавным переходом в естественную седину, которая придает натуральности.

Приобрести такой расовый «шиньон» сегодня не проблематично. Считается, что густые и длинные локоны более правильные. Их можно увидеть на висках как у юных мальчиков, так и у благообразных стариков. Даже сегодня, в 21 веке, большинство евреев строго следуют предписанным стандартам, это касается бороды, национальной одежды и прически (пейсы). Что это и кому разрешено носить этот важный элемент еврейской духовной культуры, подчеркивающий расовую принадлежность, мы с вами разобрались.

fb.ru

Пейсы - это... Что такое Пейсы?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 24 июля 2012.
Ортодоксальный еврей с длинными пейсами

Пейсы (ивр. פאות‎) — длинные неподстриженные пряди волос на висках, традиционный элемент причёски ортодоксальных и ультраортодоксальных евреев. Согласно обычаям иудаизма, еврейские мужчины носят пейсы, бороду и непременно головной убор.

В Торе есть заповедь, запрещающая выбривать пеот — волосы на висках. Несмотря на то что существует принцип, согласно которому нужно стараться исполнить заповедь по возможности наилучшим образом, это относится только к предписывающим заповедям Торы, а не к запретам. В принципе, любая длина волос на висках достаточна (где-то 6-7 мм), если очевидно, что это место не выбрито. Но во многих общинах из уважения к этой заповеди и желания отличаться от нееврейского окружения было принято оставлять длинные пряди волос на висках, так называемые пейсы.

Длина пеот зависит от традиции общины или местности, поскольку «Минѓаг Исраэль — Тора ѓу» («обычай в Израиле приравнивается к заповеди Торы»), и поэтому каждый еврей сам решает для себя, носить или не носить длинные пейсы в соответствии с обычаем своей общины.

dic.academic.ru

Зачем ортодоксальным евреям нужны пейсы

Любое вероисповедание имеет свои особенности. Например, в иудаизме верующие представители сильной стати должны носить бороду. Ортодоксальные евреи «дополняют» образ пейсами — длинными локонами волос на висках. Чем же объясняется такой странный обычай?

В заповедях Торы четко указано, что нельзя стричь «волос головы вашей кругом». Евреи старательно исполняют заповедь и отращивают волосы на висках. Смысл запрета неодинаково трактовался в разные времена. Ицхак Лурия — каббалист, который жил в 16 веке, говорил о мистическом значении. Он утверждал, что слова «пеот» и «Всевышний» имеют одинаковый цифровой код.

В Торе не указывается длина пейсов, способ их укладки. В некоторых еврейских общинах не запрещено носить пейсы за ушами. Бывали случаи, когда ортодоксальные евреи скрывали длинные пряди под головным убором. Многое зависело от традиций общины, места проживания поклонников иудаизма. Даже в Израиле можно увидеть разную длину, неодинаковые способы укладки пейсов. Участники консервативных иудейских общин уже традиционно оставляют длинные, слегка закрученные волосы на висках.

Заповедь гласит, что евреям нельзя стричь пейсы. Интересный вопрос заключается в том, можно ли выбривать виски. В иудаизме бритву запрещено использовать для удаления волос на бороде и голове. Считается, что запрет выбривать виски возник до исхода из Египта. В давние времена некоторые евреи становились жрецами богов. Чтобы как-то подчеркнуть особый статус, они полностью выбривали голову. Этим и объясняется запрет на сбривание висков. Верующий еврей, который нарушил традицию, может перейти в другую религию.

В разных странах пейсы, как и борода, помогали различать евреев и людей, которые не исповедуют иудаизм. Были времена, когда верующим представителям сильной стати запрещалось носить пейсы.

Можно сказать, что ношение пейсов — одно из самых важных предписаний. Сейчас длина волос на висках не имеет особенного значения. Дело в том, что ортодоксальные евреи привыкли подчеркивать уважение к заповеди, которая запрещает стричь пейсы. Эти люди оставляют длинные пряди волос, иногда заплетают их.

 

suharewa.ru

Зачем нужны пейсы и шляпы? — читать онлайн | Мирьям Климовская

А как же моя неповторимая индивидуальность?

Почему соблюдающие евреи одеваются одинаково? К чему такая «квадратность»? Ведь можно выглядеть уважительно в белом костюме и без шляпы? Почему не оставлено места для индивидуальности?

В качестве предисловия приведём две истории из не очень далёкого прошлого нашего народа.

Начало 19-го века. В самом разгаре царствование Николая I — того самого, что издал указ о кантонистах. Этот страшный указ затмил собой бесконечную череду других, порождённых неутомимой фантазией деспота и его приближенных. Один из них — запрет на… ношение традиционной еврейской одежды, бороды и пейсов. За неподчинение — Сибирь и арестантские роты. Солдаты и полицейские, радуясь «непыльной» работе, ловят евреев за длинные лапсердаки, состригают пейсы, срывают с женщин парики. А евреи? Всеми силами стараются спастись. Откупаются огромными взятками, прячутся по домам, закрывают бороды платками и молятся об отмене указа .

Середина 20-го века. Мир обезумел. Нацистское чудовище властвует над большей частью Европы. Евреи, избитые, ограбленные, униженные, заперты в гетто. И на них сыплются указы, один бесчеловечнее другого. Среди них — запрет на ношение бороды и пейсов. За неподчинение — смерть. Многие евреи вздыхают — « опасность для жизни » — и со слезами сбривают бороды. Но есть целые группы, в частности, молодых гурских хасидов, — которые провозглашают: это — «Гзерот а-шмад» — попытка покончить с еврейством, нельзя соглашаться; умрём, но не сдадимся! — и прячутся в бункерах, где продолжают учить Тору, делясь друг с другом скудной едой, и сохраняют свой еврейский вид.

Что заставляло евреев во все времена отчаянно бороться за сохранение специфически еврейского облика? И почему этот облик так раздражал ненавистников евреев?

Есть галаха — еврейская одежда должна отличаться от одежды окружающих народов. Так, чтобы еврея было видно издали. Но одинаково ли? Хасиды разных течений и потомственные « йерушалми» свято хранят аутентичный облик своих дедов, сформировавшийся за сотни лет. Знающие люди по цвету чулок, материалу халата и форме штраймла могут безошибочно определить: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился. А одежда «литовских» евреев сильно отличается от хасидской и больше напоминает европейскую, но всё-таки резко выделяется из окружающей разношёрстной толпы.

Некоторым поборникам «индивидуальности» похожая одежда «харедим» напоминает армейскую униформу. Нас не обижает эта аналогия, наоборот, кажется очень удачной. Еврей верный Торе знает, что наша жизнь в этом мире — бесконечная война со своим дурным началом — ецер ара . Это — индивидуально, а вместе еврейский народ сражается (в идеале) за прославление имени Вс-вышнего. Как солдаты разных видов войск носят свою особую форму, так и верующие евреи носят особую форму, которая разнится от одного течения к другому. В каждом из них сражаются с общим врагом — силами нечистоты, своим особым видом оружия: где больший упор делается на изучение Торы, где-то — на молитву. Одинаковая форма позволяет солдатам узнавать друг друга издали, дисциплинирует и помогает более эффективно бороться с врагом. Потому-то вид еврея так раздражает антисемитов, которые хотели бы, чтобы Имя Творца не присутствовало в этом мире.

Во времена Бейт а-Микдаша одинаковую форму носили коаним и левиты, состоящие на действительной службе в Храме, коаним — свою, левиты — свою. Сейчас, когда Бейт а-Микдаш разрушен, каждый еврей, верный Торе, состоит на действительной службе — приближении Геулы, Избавления. К сожалению, нас мало, а враг всё атакует . Каждый воин на счету. Во время войны, если солдат снимет форму и скроется в толпе, его сочтут дезертиром, как бы он ни оправдывался…

Несколько слов об индивидуальности. Всем знакома пословица: «Встречают по одёжке, а провожают — по уму». Если понимать «ум» в более широком смысле — как личные качества каждого человека, то понятно, почему «провожают по уму». Чтобы хорошо узнать человека, надо провести с ним некоторое время, поговорить, испытать его в различных ситуациях. Тогда нам будет видна его индивидуальность. Но «встречают по одёжке». Внешний вид человека выражает то, что можно о нём узнать с первого взгляда. Например, какие убеждения он разделяет (насколько они глубоки — это уже вопрос его «индивидуальности»). Внешний вид еврея выражает его верность идеалам Торы и готовность следовать за ними при любых обстоятельствах. Как минимум — желание, чтобы его воспринимали именно так. Это — исключительная индивидуальность еврейского народа как одного целого.

А как же личная индивидуальность каждого? Наша задача — принести в мир свет Вс-вышнего. Для этого нужно максимально очистить свою душу от посторонних примесей. Моше Рабейну удостоился принести Тору народу Израиля тем, что полностью очистил себя от всяких примесей и стал чистым проводником воли Вс-вышнего. Для этого ему понадобились долгие годы напряжённой индивидуальной духовной работы. Каждый из нас стоит перед индивидуальным полем работы над собой. Ему необходимо выкорчевать свои индивидуальные сорняки и колючки и вырастить свой индивидуальный урожай.

В заключение несколько слов поборникам «индивидуальности в одежде». Можно спросить, готовы ли они выйти на улицу в таком «индивидуальном» наряде, что все прохожие остановятся, разинут рты, а потом будут долго крутить пальцами у виска? Если да, то дальнейшие вопросы, конечно, отпадут. Но, как правило, большинство людей одеваются (или раздеваются), как принято в кругу, к которому они себя причисляют. Еврей в белом костюме (в наше время), может быть, будет «уважительно» выглядеть, как голливудская звезда или финансовый воротила из Далласа, но не как еврей, который стремится выполнить волю Творца.

Как правило, люди, слишком много думающие о своей внешности, стремятся копировать кого-то более преуспевающего, чем они сами. Мы же, озабоченные своим внутренним ростом, стараемся подражать нашим мудрецам и праведникам — их молитве, учёбе Торы и повседневным делам.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

Пейсы как идентификатор - Ujew

Евреев всегда обвиняли или хвалили за их уникальность. Их обособленность становилась причиной ненависти, а их независимость в мировоззрении ставила их в один ряд с вражескими элементами. Особым признаком еврейского влияния на мир сыграли пейсы. Эти отпущенные локоны волос отображались на всех антисемитских плакатах и рисунках. Именно через эти локоны простой обыватель мог понять, что это изображение еврея. Разумеется, на подобных изображениях были и другие символы чисто еврейской физиономии (большой нос, еврейская атрибутика), но всё это не вызывало столько иронии и отвращения к евреям, как это получалось при изображении пейсов.

Чем же эти отпущенные локоны волос у висков смогли так услужить народу Книги? Какие есть указания по поводу их отпускания? Интересен тот факт, что не все религиозные евреи и даже раввины их носят. Значит, они не так важны или вообще необязательны.  

В Торе указывается о том, что есть запрет выбривать волосы на висках, ибо так написано в книге Ваикра 19, 27 «Не обривайте край головы вашей». Основываясь на данном отрывке, мудрецы выделили пять областей лица, которые запрещается обривать: две щеки, два виска и подбородок. Область висков – это опущенный вершиной вниз треугольник, углы которого упираются в ухо и в лоб, а вершина, по одним мнениям, доходит до уровня мочка уха, а, согласно другим мнениям, до кости виска. Причём границы их размыты, и это сделало обязательным для всех верующих евреев ношение полной бороды. Запрет обривания этих волос относится к их абсолютному уничтожению, а не стрижке. Однако верующие евреи всё равно предпочитали отпускать и не допускать никакого вмешательства ножниц и бритв.

Борода почиталась признаком Б-гобоязненности, великолепием лица, а с точки зрения кабалистических учений, это вообще проявление тринадцати качеств Б-жьего милосердия в этом мире. А пейсы? Что в них такого особенного?

В некоторых еврейских общинах евреи с присущей им любовью к данным заповедям отнеслись к принципу отпускания волос на висках и выполняли её с большой щепетильностью. Они устрожили для себя и стали отпускать волосы на висках. При этом они стали их закручивать, придавая им определённую изысканность, тем самым, внешне приукрасили подход к данному им запрету. В этом и есть своя уникальность – приукрасить тот подход, который может привести к строжайшему законодательному нарушению. Итак, пейсы - это не закон, а просто в какой-то мере, устрожение, ставшее вследствие этого обычаем.

Возникает вопрос, а носили ли пейсы наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яков. Может, хотя бы царь Давид или Шломо. Если нет, то когда они стали появляться? На заре появления исламского учения Абдулла Ибн Массуд пишет о Зайде Ибн Табите, которого он ещё помнит с отпущенными локонами волос у висков, т.е. когда тот был ещё еврейским мальчиком. Итак, в мусульманском раннем средневековье о пейсах уже знали. Это подтверждает древний обычай ношение пейсов и у евреев Йемена. У них эти локоны традиционно назывались знаками «симаним».

Теперь посмотрим на Крымское ханство. В нём проживали две еврейские этнические группы: крымчаки и караимы, которые отличались между собой не только учением, но и ношением локонов волос на висках. Их даже называли «евреи с пейсами» и «евреи без пейсов».

Про существование пейсов среди европейских евреев можно найти в описаниях путешествий европейцев в Польшу, где с появлением хасидизма пейсы стали одним из еврейских отличительных атрибутов. Причём в каждой хасидской группе появились разные традиции и обычаи относительно их ношения. Белзкие хасиды не стригут локоны вообще, а заматывают их и оставляют за ухом. Бреславские хасиды, как и их наставник рабби Нахман, отпускают их вниз и не закручивают. Любавические хасиды их совсем не носят. Гурские хасиды начинают отпускать выше указанного треугольника прямо от носимой ими ярмолки. Причём, живя в Польше, они прятали их во избежание поругания со стороны местных жителей, но когда их община и Ребе Авраам Мордехай Алтер переселились в Иерусалим, они открыто стали их отпускать. Сквирские хасиды закручивают их на щеках с помощью тонкой нитки, а хасиды Бриска так их заматывают, что они еле достигают мочка уха. Традиционный литовский иудаизм разрешает отпускать небольшое количество волос и откладывать за ухо, чтобы они не становились преградой в главной еврейской молитве «Шма».    

В девятнадцатом веке российское законодательство стало активно бороться с ношением еврейской одежды. Под их запрет легло и ношение пейсов. От евреев требовалось состричь эти «ужасные» локоны, а они не желали и всячески противостояли этому закону. Во время Холокоста одним из издевательств нацистских негодяев было публичное остригание этих локонов на висках, сопровождаемое насмешками и избиениями.

Интересно, что пейсы внесли свою лепту в нынешнюю моду. В середине девятнадцатого века во Франции был на гастролях еврейский музыкант из Польши по фамилии Гузиков. Он играл на многих странных, им же изобретённых музыкальных инструментах и забавлял публику. Женщины восхищались его виртуозностью, а особенно им понравились его отпущенные локоны волос на висках. Тогда женщины тоже стали отпускать на висках локоны волос, закручивая их как-то по-своему, по-женски, при этом называя их a la Guzikoff.

Многое ушло в прошлое. Люди меняют свою традиционную одежду на новую. Старые русские рубахи и кафтаны, польские камзолы хранятся в музеях и рассказывают о прошлом, а евреи продолжают закручивать эти удивительные локоны волос у висков и придавать им свой таинственный, а главное живой смысл еврейской самобытности. 

Присоединяйтесь в Telegram

ujew.com.ua

Еврейские пейсы - что это и кому разрешено их носить?

15 апреля 2016 Автор: nlo-mir Религия 48

О чем говорят еврейские пейсы? Что это — дань моде или древние традиции? Прежде всего это отличительная деталь прически у еврейских мужчин, придающая им индивидуальность. Буквально пару веков назад длинные пряди волос были под жестким запретом. Давайте разберемся во всех подробностях и узнаем, для чего нужны локоны на висках.

Немного истории

Так, например, император Николай 1 активно боролся с «патлами» и насильно выдергивал их. Во времена гонения еврейской нации верующим мужчинам запрещено было демонстрировать принадлежность к древнему роду такими прическами. Практически все государства, в том числе Российская империя, придерживались такого же мнения. Иудеям не разрешалось отращивать волосы в области висков и облачаться в национальные наряды. Характерные одежды можно было носить только на территории молитвенного дома (синагоги).

Традиционный элемент еврейской жизни

Евреи часто называют пейотами (края) пейсы. Что это? Неподстриженные пряди волос, свисающие с области висков, которые можно еще завивать. В Йеменской Республике применяют термин синаним (признаки). Заповедь Торы гласит, что истинные иудеи не должны состригать края локон и бороду, поскольку эти элементы подчеркивают принадлежность к культуре и традициям.

Хотя данный постулат не является обязательным, это, скорее, предписание, которому не обязательно следовать. Однако большинство мужчин не готовы отказываться от традиционных пейсов и даже прививают традиции своим детям. Когда мальчику исполняется 3 года, ему перестают сбривать височную зону. К слову сказать, длина таких прядей может быть всего 6 см (на личное усмотрение). Согласно законам общины, религиозные иудеи помимо этой детали еще должны носить бородку и головной убор.

Накладные еврейские пейсы

А что же делать лысым представителям сильного пола? Для этого на помощь приходят накладные пряди. Разрешено их прикреплять к краям шляпы либо ермолки для формирования облика истинного иудея. Обычно искусственные локоны имеют завитую структуру, яркий черный оттенок с плавным переходом в естественную седину, которая придает натуральности.

Приобрести такой расовый «шиньон» сегодня не проблематично. Считается, что густые и длинные локоны более правильные. Их можно увидеть на висках как у юных мальчиков, так и у благообразных стариков. Даже сегодня, в 21 веке, большинство евреев строго следуют предписанным стандартам, это касается бороды, национальной одежды и прически (пейсы). Что это и кому разрешено носить этот важный элемент еврейской духовной культуры, подчеркивающий расовую принадлежность, мы с вами разобрались.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Пейсы — Циклопедия

Тирский (финикийский) шекель (видны пейсы). Йеменский еврей с пейсами. Современный еврей с пейсами.

Пейсы (ивр. פאות, «peot», «pe'ot» — буквально «края») — локоны по краям височной части головы, которые обычно носят религиозные мужчины евреи[1].

[править] У других народов

Судя по монетам, пейсы носили финикийцы, как видно по шекелям. В частности на монете суффета («правителя») Карфагена, известного полководца Ганнибала Барки они хорошо видны, так что там тоже носили пейсы.

По некоторым данным пейсы носят также пуштуны, якобы потомки евреев.

В Торе, в Книге Левит есть заповедь, запрещающая выбривать волосы на висках:

Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей[2].

Мудрецы (раввины) пояснили, что имеются в виду волосы на висках.

Таким образом, законы иудаизма запрещает сбривать евреям пейсы. По вопросу о том, можно ли их удалить другими способами, например срезать ножницами, существует разноречие между позднейшими кодификаторами[3].

С одной стороны, любая длина волос на висках достаточна (примерно 6−7 мм), если очевидно, что это место не выбрито. Однако во многих ортодоксальных общинах из уважения к этой заповеди Торы и желания отличаться от нееврейского населения было принято оставлять длинные пряди волос на висках. У йеменских евреев пейсы поэтому называются симаним, «признаки», то, что отличает евреев от неевреев.

Иногда власти запрещали ношение пейсов, как например Высочайший закон о перемене одежды в пределах Российской империи от 19 августа 1852 года.

Светские евреи пейсов как правило не носят. Иногда светские носят короткие пейсы, которые прячут в шляпе или загибают за уши, так чтобы их было не видно.

В современном Израиле, как правило, пейсы носят только ортодоксальные евреи.

Пейсы могут быть и накладными.

cyclowiki.org