Урок русского языка по теме "Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме". 5-й класс. Как диалог обозначается на письме


оформление прямой речи и диалога на письме

09.08.2010, 20:17Урок на тему "Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной".

Попутное повторение

Урок повторения, углубления и систематизации знаний будет иметь ярко выраженную практическую направленность, т. к. базовые теоретические положения были освещены в курсе основной школы.

Необходимые справочные материалы будут даваться в виде опорных схем с кратким пояснением.

Задания, упражнения и микротексты представлены в виде блоков. Используемый дидактический материал составлен не только по изучаемой теме, но включает слова и предложения на ранее рассмотренные правила и наиболее сложные случаи правописания, которые объясняются попутно на уроке.

В начале урока сообщаются тема урока и программа работы. Задания предъявляются с помощью кодоскопа и отдельных карточек или записываются на доске.

К уроку подготовлены справочные материалы (опорные таблицы, схемы, карточки-информаторы и словари).I. Систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме

1) Работа с графическими схемами записанных предложений

Учащиеся записывают в тетрадях под диктовку предложения с прямой речью. Для самопроверки на экране проецируются схемы записываемых предложений.

1. А.: «П». Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». (Гоголь)

2. А.: «П!» Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!» (Лермонтов)

3. А.: «П?» Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)

4. «П», – а. «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот. (Булгаков)

5. «П!» – а. «Славная у тебя лошадь!» – говорил Азамат. (Лермонтов)

6. «П?» – а. «Куда же вы?» – ужаснулся Старцев, когда она вдруг встала и пошла к дому. (Чехов)

7. «П, – а, – п». «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться». (Фурманов)

8. «П, – а. – П». «Притесняют меня, Игнатич, – жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. – Иззаботилась я». (Солженицын)

9. «П! – а, – п!» «Зина! – тревожно закричал Филипп Филиппович, – убирай, детка, водку!» (Булгаков)

10. «П? – а. – П!» «Музгарко, да ты в своем уме ли? – удивился старик. – Пропал обоз!» (Мамин-Сибиряк)

11. «П, – а и а: – П?» «Фить-фить, – посвистал господин и добавил строжайшим голосом: – Бери! Шарик, Шарик?» (Булгаков)

12. «П, – а, – п?» «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?» (Тургенев)

13. «П? – а, – п». «У вас боли, голубчик, возобновились? – спросил осунувшийся Филипп Филиппович, – садитесь, пожалуйста». (Булгаков)

14. «А.: «П...» – а. Тут он совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы... да стою ли я...» – и заплакал вдруг. (Достоевский)

15. А.: «П?» – а. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (Пушкин)

otvet.mail.ru

Знаки препинания при диалоге

Что же такое диалог (греч. Διάλογος)? – В первоначальном значении это слово переводится, как разговор, беседа двух людей. При этом речь каждого из его участников называется репликой. В обыденном смысле под ним подразумевают литературную или театральную форму, с помощью которой достигается устный или письменный обмен в процессе разговора двух, трех и более человек. Что же касается философского и научного смыслов, то диалогом называют специфическую форму и организацию общения, коммуникации. Традиционным противопоставлением диалога является монолог. Помимо осуществления коммуникации между людьми он может использоваться, как  в литературе и кино, так и как передача философских идей (в качестве примеров подойдут диалоги Платона — «Федон», «Пир»), обучение иностранным языкам (в качестве упражнений).

Диалог бывает равноправным и структурированным, но существует и довольно редкая, но крайне занимательная разновидность так называемого «вопросительного» диалога, состоящего только из вопросов, половина из которых является ответами. В качестве примера:

- Ты куда-то спешишь, Степка?

- А почему бы мне не спешить?

- Ты куда-то опаздываешь?

- Разве ты не знаешь, что я учусь во вторую смену?

- Но разве сегодня не суббота, и у тебя не выходной?

- А ты думаешь, что наших преподавателей этот вопрос волнует?

Расстановка знаков препинания в диалоге довольно проста, и не требует от учащегося запредельных усилий. Важно просто запомнить, что существенные различия бывают в двух случаях: если есть слова автора, и если оных слов нет. Также существует разница при написании реплик: с новой строки или подряд.

Рассмотрим каждый случай в отдельности.

1). Если диалог идет без слов автора, а реплики его пишутся каждая с новой строки, то перед репликами ставится тире.

Пример:

- Что ты рисуешь?

- Это ты.

- Не похоже.

Если же в диалоге без слов автора реплики пишутся подряд, то каждая из них должна заключаться в кавычки и отделяться от соседней путем постановки тире.

Пример:

«Давайте посидим поболтаем здесь», - предложил я. «Нет, пойдем на скамейку», - ответил Петр.

2). Если в диалоге наличествует речь автора, его реплики пишутся каждая с новой строки, то знаки препинания ставятся так же, как в прямой речи (если прямую речь ставят аккурат после слов автора, то она должна предваряться двоеточием и заключаться в кавычки; если прямая речь ставится перед словами автора, то она заключается в кавычки и итожится тире; если же прямая речь прямая речь разрывается словами автора, то после первой части ставится сочетание запятой и тире, и то же самое выставляется после слов автора. Вся фраза обрамляется кавычками).

Пример:

- Что ты рисуешь? – спросил я.

- Это ты, - ответил малыш.

- Непохоже, - усмехнулся я. – Давай, помогу. 

Если же в диалоге со словами автора реплики пишутся подряд, то тире между ними не ставится.

Пример:

«Давайте  посидим   поболтаем здесь»,   — предложил я. «Нет, пойдем на скамейку», — ответил Петр.

Как можно заметить, ничего сложного в расстановке знаков препинания в диалоге нет. Но если у вас все еще остались вопросы, то мы способны оказать вам консультативную помощь. Наш портал Tutoronline.ru всегда готов помочь вам понять и разложить по полочкам любую тему. С нашей квалифицированной помощью процесс обучения становится, как никогда легким. Каждому, кто зарегистрируется на сайте, предоставляется 25 минут бесплатного пробного занятия с преподавателем. Ознакомительные плюсы этого шага помогут вам в дальнейшем при выборе подходящего тарифного плана и дальнейших занятий с профессиональными педагогами, работающими для нашего сайта.

Остались вопросы? Не знаете, как сделать домашнее задание?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Урок русского языка по теме "Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием “диалог”. 2. Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему, расставлять знаки препинания при диалоге. 3. Воспитывать культуру речи.

Ход урока

Психологический настрой на урок:

– Я в школе на уроке, – Сейчас я начну учиться. – Я радуюсь этому. – Внимание мое растет. – Я как разведчик все замечу. – Память моя крепка – Голова мыслит ясно. – Я хочу учиться. – Я готов к работе. – Я работаю.

У: Спасибо. Мы настроились на рабочий лад.

– Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

– что такое диалог? – где он встречается в речи? – как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

– Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока. – А сейчас учащиеся вашего класса инсценируют небольшое стихотворение О.Григорьева “Яма”.

Ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

– Сколько персонажей участвует в разговоре? – Кто из персонажей диалога заслуживает осуждения и почему?

Инсценирование стихотворения.

ЯМА

– Яму копал? – Копал. – В яму упал? – Упал. – В яме сидишь? – Сижу. – Лестницу ждешь? – Жду. – Яма сыра? – Сыра. – Как голова? – Цела. – Значит живой? – Живой. – Ну, я пошла домой.

– Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

– А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (В разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома.) Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

Работа с терминами “диалог”.

МОНО ПОЛИ ДИА лог ЭПИ ПРО

ДЖОТ ТОТС На каждом листочке бумаги придумайте одно слово, связанное с понятием “диалог” (например: беседа, информация и т.д.). проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги, положите в центр стола лицевой стороной вверх. У каждого из вас по 4 листочка. Итого в центре стола получится 16 листочков. Слова не должны повторяться.

Теперь оставьте на столе любые 9 карточек по три ряда.

ТИК-ТЭК-ТОУ Каждый член команды составляет по 1 предложению, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали) из этих 9 карточек. Выберите лучшее предложение и зачитайте.

Чтение, размышление. Скажите пожалуйста сколько времени спросила Ольга.

1. Перед вами предложение с прямой речью. Запишите его, расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему. Помогаем партнерам по столу.

2. Посмотрите, как оформляется диалог на письме.

Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал: А: – Пожалуйста... нарисуй мне барашка! – П! – А?.. – П? – Нарисуй мне барашка, – попросил голосок. – П, – а. (Антуан де Сент-Экзюпери.)

Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

  • Слова каждого из участников диалога называются репликой.
  • Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
  • Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Наблюдение над языком.

Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шутливым стихотворением, и вы должны подумать и ответить:

– Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается? – Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина “Ленительный падеж”.

Спросили Лежебокина: – А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. И за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: – В том не моя вина. Пусть им, сперва, ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит. Отец во всякой шалости Всегда меня винит. – Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам бы смог ты новые Придумать имена? – Давно придумал:Взятельный,Грязнительный,Лежательный,Грубительный,Ленительный И, наконец, Простительный!

– Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?

Микс-Фриз-Груп под музыку двигаются, музыка останавливается и задается вопрос, требующий числового ответа, дети должны объединиться:

1. Сколько падежей в русском языке? (6) Назовите их. 2. Сколько лиц, как правило, участвует в диалоге? (2) 3. Сколько главных членов предложений в русском языке? (2) Назовите их. 4. Сколько второстепенных членов в русском языке? (3) Назовите их.

– Где же ещё может встречаться диалог? (В художественном произведении – художественный стиль.) – А в сказках используется диалог?

Братья молча постояли да в затылке почесали. “Спрос не грех. Прости ты нас, – Старший молвил, поклонясь: – коли так, не заикнуся уж о том”. – “я не сержуся, – тихо молвила она: – и отказ мой не вина”. Женихи ей поклонились, потихоньку удалились, и согласно все опять стали жить да поживать.

Давайте постараемся вспомнить из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкин.)

– Кто с кем разговаривает? – Почему царевна отказывает братьям?

Наблюдение над языком.

– Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (Вырываем, уничтожаем.)

– Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: “Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?”

Серёжа вернулся из кино. – Что, хорошая была картина? – Спросил я. – Ух, и здорово!– ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете… Ну, словом, просто здорово…Понимаете? Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

КЛОК БАДИС Встретьтесь с партнером на 3 часа дня и обсудите с ним ответ на этот вопрос.

Вывод.

– Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи. – А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

– Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (Вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику.) – Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

Примерный диалог.

– Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю. – А его нет дома. – Пусть он перезвонит мне, когда придёт. – Обязательно передам. – Спасибо большое. Извините за беспокойство.

Итоги урока:

– Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

1. Диалог – разговор двух или нескольких лиц. 2. Диалог состоит из реплик и слов автора. 3. Каждая реплика пишется с новой строчки через тире. 4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется. 5. Диалог используется в разговорном и художественном стилях. 6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.

Билетик на выход.

Ответить на 1 из этих вопросов, письменно.

Что такое ДИАЛОГ? Какие знаки препинания ставятся при ДИАЛОГЕ? В какой речи чаще всего употребляется ДИАЛОГ? Как вы понимаете, что такое культура общения?

Домашнее задание: Составить небольшой диалог на тему: “Разговор по телефону”, используя “волшебные слова”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

В русском языке любая «чужая» речь, высказанная дословно и включенная в текст автора, называется прямой. В разговоре она выделяется паузами и интонацией. А на письме может быть выделена двумя способами: в одной строке «в подбор» или же написание каждой реплики с абзаца. Прямая речь, знаки препинания для ее правильного оформления – тема достаточно сложная для детей. Поэтому при изучении одних правил не достаточно, обязательно должны быть наглядные примеры написания подобных предложений.

Как выделить диалог на письме

Прямая речь «диалог», знаки препинания и оформление разговоров на письме - это достаточно сложная тема, в которой нужно как следует разобраться. Во-первых, реплики, принадлежащие разным лицам, чаще всего записываются с абзаца. Например:

- А загляни-ка вон в то гнездышко: есть там что-нибудь?

- Нет ничего. Ни одного яичка!

- А скорлупки-то около гнезда есть?

- Нет никаких скорлупок!

- Что такое!? Не уж-то зверь какой повадился яйца красть - надо проследить!

Это диалог двух лиц, оформленный при помощи абзацного выделения, в котором каждый новый абзац с репликой одного из собеседников всегда должен начинаться с тире и с заглавной буквы. Реплики при этом могут состоять из одного или нескольких предложений повествовательного, восклицательного или вопросительного типа.

Во-вторых, прямая речь, знаки препинания после которой ставятся в особом порядке, может быть записана в одну строку. Для такого оформления диалога «в подбор» без указания кому именно они принадлежат, каждую из них нужно заключить в кавычки и выделить с помощью тире. Например:

«Ну что же ты?» - «Боюсь, а вдруг лестница упадет?» - «Лестница-то не упадет, а вот лукошко с яйцами уронить можешь!»

В случае если после одного из высказываний следуют авторские примечания, то тире перед следующей фразой опускается. А перед словами автора ставится запятая и тире.

«Она спит», - сказала Таня. «Где спит, покажи!».

Прямая речь перед и после авторского текста

Если же в написание разговора нескольких человек включены предваряющие слова автора, то после них ставиться двоеточие. Причем оно обязательно и в тех случаях, когда нет глагола, определяющего продолжение разговора, однако ясно просматривается прямая речь. Например:

Мать улыбнулась:

- Ты моя умница!

Также эту фразу можно написать в одну строку, только тогда нужно использовать кавычки: Например:

Мать улыбнулась: «Моя ты умница!»

Стоит отметить, что невысказанные мысли или внутренняя речь автора всегда выделяется кавычками, независимо от того, в каком месте предложения она находится. Также на письме в кавычки берут звуки эха. Например:

«Сейчас бы горячего чаю», - подумал он.

Стою и думаю: «И зачем этот дождь?».

«Ау, люди?» - громко повторяло эхо.

Голос диктора прозвучал четко и громко: «Внимание, внимание!».

Перед тем, как написать слова прямой речи, после авторских слов всегда ставят двоеточие и открывают кавычки. Реплику всегда начинают с большой буквы, перед закрытием кавычек ставят восклицательный или вопросительный знаки, а точку лишь после кавычек.

Особые случаи оформления прямой речи

Существует некоторые случаи, где после слов автора идет прямая речь, знаки препинаний при которой немного отличаются от вышеописанных. А именно, если при отсутствии глагола, обозначающего последующую реплику, нельзя поставить слова «и сказал», «и подумал», «и воскликнул», «и спросил» и тому подобные, в таких случаях двоеточие после примечаний автора не ставят. Например:

Никто не хотел уходить.

- Расскажите нам еще одну историю!

Мои слова всех смутили.

- Значит, ты нам не доверяешь?

Как выделить на письме цитату

Примерно по таким же правилам выделяют и приведенные в тексте цитаты. Если она приводится не полностью, то в месте пропуска слов ставят троеточие. Как правило, цитаты всегда выделяют запятыми, даже если они схожи с косвенной речью. Перед авторской речью цитату с опущенными первыми словами начинают писать с многоточия и с заглавной буквы, если же она расположена в середине предложения, то со строчной. Здесь так же, как и в случае с прямой речью, применяются двоеточия и тире, которые располагают по уже известным правилам относительно места расположения цитаты.

Авторские примечания внутри прямой речи

В случае, когда в тексте в прямую речь нужно вставить авторские слова, то высказывания замыкают в кавычки вместе с авторскими примечаниями. Например:

«Я к бабушке поеду – заявил малыш – и все тут!»

Бывают случаи, когда кавычки не ставят совсем, вместо них используются запятые:

  • Если нет четкого обозначения лица, которому принадлежит реплика или же когда в тексте используется всем известная пословица.
  • Когда сложно определить перед нами прямая или косвенная речь.
  • Если в высказывание включено слово «говорит». Например: Я, говорит, вам еще покажу!.
  • Если в высказывание помещено указание источник. Чаще всего это относится к периодической печати. Например: Речь со сцены, отмечает корреспондент, взорвала зал аплодисментами.

Если при разрыве высказываний прямая речь не должна была заканчиваться каким-либо знаком, либо была предусмотрена запятая, тире, двоеточие или точка с запятой, то перед словами автора ставят запятую и тире, а в конце – точку и тире. Дальше остаток реплики пишут с прописной буквы. Например:

«Я отлучусь на несколько минут, - сказала Леночка. – Скоро буду».

В случаях, когда в первой части прямой речи до разрыва должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то его ставят перед тире и авторскими словами, после которых ставят точку и дальше после тире продолжают прямую речь. Также сохраняется и многоточие с двоеточием.

Вместо заключения

Прямая речь, знаки препинания которой не так уж и сложно выучить, в литературных произведениях встречается очень часто. Поэтому книги могут стать хорошим наглядным пособием для изучения этой темы. Ведь зрительное восприятие вместе со знанием правил сможет хорошо закрепить в памяти знания по теме «Прямая речь».

Знаки препинания, схемы предложений с расположением прямой речи и цитат в тексте изучают в школе ни один год, что и понятно, ведь этот раздел русского языка достаточно объемный и имеет много тонкостей. Однако основные правила, которые чаще всего применяются на письме, не так уж и сложно запомнить.

fb.ru

Знаки препинания при диалоге - Агентство переводов Lingvotech

Знаки препинания при диалоге

Знаки препинания при диалоге ставятся в зависимости от того, как он подаётся на письме — в строку или с новой строки.

I. При передаче диалога в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например: «Иван Игнатьич, — сказал он, — одобряет нашу мировую». — «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?» — «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем». — «За что так?» — «За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна». — «Нашли за что ссориться!..» (А. Пушкин).

Тире между репликами может не ставиться, если после одной из реплик или перед следующей идут слова автора. Например: «Дайте нарзану», — попросил Берлиоз. «Нарзану нету», — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?» — сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», — ответила женщина. «А что есть?» — спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только тёплая», — сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте!..» (М. Булгаков).

Здесь реплики следуют одна за другой, но тире между ними не ставится, так как нет стыка кавычек: каждая из реплик имеет слова автора.

П. В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например: Я сажусь на скамью.

— Что это вы пели?

— Песню.

— Какую?

— Да, так, песня. Деревенская.

— А вы расскажите мне её.

— Зачем вам?

— Интересно. Городские знаю, а ваших нет. Расска­жите, а я запишу (С. Чёрный).

Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Например:

Голос, которым он произнёс это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время:

-— А кто?

— Это, господа, судыръ мой, не кто другой, как капи­тан Копейкин! (Н. Гоголь)

Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек:

— Куда же пристать?

— Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста.

— Так пристанем к ближайшей! — сказал кто-то.

— Отчего же к ближайшей? — возразил другой. — Уж заберёмся подальше.

— И здесь хорошо (И. Гончаров).

lingvotech.com

помогите) ) помогите пожалуйста написать сочинение на тему "оформление прямой речи и диалога на письме"

Чужое высказывание можно передать с помощью косвенной или прямой речи. Оформление последней на письме может быть затруднительно, т. к. расстановка знаков препинания зависит от места расположения авторского контекста по отношению к прямой речи.

Если авторские слова расположены перед прямой речью, то после них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка. Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть» . Он спросил: «Что ты делаешь? » Он воскликнул: «Как прекрасен вид из окна! »

Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с маленькой буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки после прямой речи ставьте всегда внутри кавычек, запятую при прямой речи без эмоциональной окраски - после кавычек и перед тире. Примеры: «Я буду сейчас играть» , - сказал Андрей. «Что ты делаешь? » - спросил он. «Как прекрасен вид из окна! » - воскликнул он.

Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, после них снова поставьте запятую и тире: «Прямая речь, - автор, - прямая речь» . Заметьте, что после авторских слов поставлена запятая, а прямая речь начинается с маленькой буквы. Например: «Иди дальше, - сказала девушка, - я следую за тобой» . «Прямая речь, - автор. - Прямая речь» . Например: «Вечером приду в гости, - сказал он. – Нам нужно серьезно поговорить» . «Прямая речь! (?) - автор. - Прямая речь» . Например: «Какой прекрасный день, не правда ли? – спросила Катя. – Я искренне восхищена природой» .

Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по следующим схемам: Автор: «Прямая речь» , - автор. Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать» , - и сразу же уснул. Автор: «Прямая речь! (?)» - автор. Пример. Я услышал голос из холла: «Как так можно? » - и Сергей Петрович вошел в комнату. Автор: «Прямая речь… » - автор. Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул… » - и устремил взгляд в море.

Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки. Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать? » - «Два месяца» . - «Вы будете мне звонить или писать? » - «Да, конечно! »

С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются. Пример. - Вам холодно, Екатерина? - спросил Иван Петрович. - Нет. - Давайте зайдем в кафе. - Хорошо.

Оформление цитат: - Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи. Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни» . - Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием. Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся.. . и произведут бурю» . - Цитата является составной частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки. Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы» . - Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Своими словами все напишите...

otvet.mail.ru

Как оформить диалог на письме — New-Advocat.Ru

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы; р – реплика, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

gramota.ru

Фикрайтеры

Правила оформления прямой речи и мыслей

ВведениеМногие из нас на этом ресурсе не только любят читать фанфики, но и сами их пишут. Притом далеко не все делают это грамотно. Конечно, для того, чтобы исправлять подобные недочёты, существуют беты и гаммы. И, контактируя с большинством из них как консультант, их личная бета, проверяющий или простой читатель, заметил, что практически никто не знает, как правильно оформляются прямая речь и мысли. Где ставятся точки, а где запятые? Когда писать с большой буквы, а когда с маленькой? Что пишется внутри кавычек, а что за их пределами? Столько вопросов… и почти ни одного правильного ответа со стороны. Конечно, для тех, кто заинтересован в качестве своей работы, не составит труда заглянуть в Википедию или на любой другой ресурс, где имеются необходимые сведения. На худой конец уж можно просто посмотреть любую художественную литературу и обратить внимание на то, как там оформлены диалоги. Если повезёт, там же встретится и оформление мыслей.

Но, к великому сожалению, в настоящее время люди очень ленивы и, как выражался мой тренер, ждут, когда им всё поднесут на блюдечке с голубой каёмочкой. Конечно, быть таким «доставщиком» согласится далеко не каждый, но, признаюсь честно, меня настолько достало каждый раз из той или иной переписки выкапывать одну и ту же информацию и пересылать её каждому второму автору, что решил написать статью, которая мирно будет лежать и ждать своего часа. А может, она пригодится мне не только для работы, но и кому-то, кто случайно на неё наткнётся. Что ж, это всё рассуждения, но пора приступить к делу: приоткрыть завесу тайны оформления диалогов и мыслей. Для наглядности в статье приведены примеры, ведь читать сухую теорию не особо интересно, да и запоминается всё не так хорошо.

Оформление диалогов. Часть 1Наверное, в девяноста пяти процентах всех нынешних фанфиков (а то и больше) присутствуют разговоры между персонажами, но, как я упомянул ранее, правильное оформление встречается редко. Несмотря на то, что в школе несколько уроков уделяют этой теме, всё равно она сильно западает как у авторов, так и у большинства бет.

1. Тире и пробел.

Первое, на что я хотел бы обратить внимание, — это пробелы. Большинство их упорно игнорирует, либо не ставя во всём тексте, либо, что встречается намного чаще, тире пишут слитно с последующим текстом, особенно первое. Так какой же вариант является правильным? Ответ очень прост. После каждого тире ставится пробел. Также перед всеми, кроме первого, тоже должен иметься пробел. Но, скажу вам по секрету, пробелы ставятся после всех знаков, кроме дефисов (не путать с тире).

— Я понимаю тебя, но всё же… — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.

Как вы можете видеть, пробелы стоят после каждого тире и перед всеми, кроме первого. Предложение специально брал посложнее, чтобы наглядно рассмотреть эту вредную «чёрточку» со всех сторон.

2. Знаки препинания и строчные или заглавные буквы.

Если с пробелом особых проблем не возникнет, то знаки препинания — полнейший парадокс. Больше всего возникает путаницы с точками и запятыми. Почти всегда автор ставит точку, что в большинстве случаев неправильно. Да, отрицать не буду, она ставится, но настолько редко. Но пойдём по порядку:

• Запятая и строчная буква.

Как нам говорили на уроках русского, предложение, содержащее прямую речь и слова автора, является сложным бессоюзным. А, вспоминая пунктуацию сложных предложений, можно сделать вывод, что между частями ставится запятая, а не точка. То есть, по идее, когда речь персонажа закончилась и должна стоять точка, но дальше имеются слова автора, ставится запятая. Исключением являются имена собственные.

— Светлые вьющиеся волосы, голубые глаза, в левом ухе белый крест, — перечислял признаки юноша, загибая пальцы и наматывая круги по комнате, бросал взгляд на коллег.

— Что бы ты ни делал, моё мнение не изменится, — Каролина хмыкнула, отвернувшись и гордо задрав нос.

Думаю, на примерах всё и так понятно, но всё же поясню: если убрать тире, которые показывают, что это прямая речь, мы получим обыкновенное сложное бессоюзное предложение. Второе же предложение специально приведено для того, чтобы было понятно, что запятая ставится, даже если идёт имя собственное — в данном случае имя героини.

• Точка и заглавная буква.

Как я уже сказал ранее, точка ставится очень редко. Точнее будет сказать: существует только один случай, в котором её можно употребить. Если слова автора никак не комментируют прямую речь, то ставится точка. То есть, опираясь на случай с запятой, можно сказать, что это не сложное бессоюзное предложение.

— Ты уж постарайся. — Блондин продолжил свой путь.

Слова автора не содержат ничего, что говорило бы о том, к кому шло обращение, с какой интонацией и какими эмоциями. Это просто два разных предложения, никак не поясняющие друг друга.

• Вопросительный знак и строчная буква.

Понятное дело, что все персонажи не могут просто говорить друг другу сухие факты. Они обязательно интересуются какими-то вещами и задают вопросы. Даже для того, чтобы узнать погоду или дорогу, не говоря уже о каких-то более сложных ситуациях. С вопросительными предложениями всё обстоит достаточно просто: слова автора после них всегда пишутся с маленькой буквы. Исключением являются только имена собственные, которые всегда пишутся с большой буквы.

— Точно? — пристально смотрящие голубые глаза, казалось, видели его насквозь.

— И что вы натворили на этот раз? — Илларион уже не удивлялся выходкам близнецов.

Опять же приведены два случая: стандартное вопросительное предложение со словами автора и вопросительное предложение, после которого слова автора начинаются с имени персонажа.

• Восклицательный знак и строчная буква.

Также иногда персонажи могут говорить на повышенных тонах. Например, они счастливы, сердятся или кричат. Соответственно, чтобы показать их эмоции, запятой или вопросительным знаком тут делу не поможешь. Нужны восклицания. С ними ситуация аналогичная: слова автора опять идут с маленькой буквы, если не стоит имя собственное.

— Дурак! — вне себя от ярости прокричала она, стремясь зонтом избить надоевшего за много лет парня.

— Вот повезло! — Серафим буквально светился от счастья.

Думаю, в комментарии нет особой нужды, так как примеры достаточно ясно всё показывают.

• Многоточие и строчная буква.

Также среди остальных знаков реже, но всё же встречается многоточие. Оно свидетельствует о неуверенности персонажа или незаконченности мыслей, или когда говорящего перебивают. Но и с этим знаком всё обстоит просто: после многоточия слова автора пишутся с маленькой буквы, если не начинаются с имени собственного.

— Вот это вы влипли… — как-то отстранённо ответил он.

— Не везёт… — Тристан с грустью потирал щёку, провожая взглядом уходящую подругу детства.

Приведённые примеры опять же всё прекрасно поясняют, что в комментариях автора не остаётся никакой нужды.

Следующая часть будет также посвящена разбору диалогов, но в них будут рассматриваться ситуации, в которых слова автора располагаются внутри прямой речи, что порой вызывает ещё большие затруднения.

Оформление диалогов. Часть 2Если в предыдущей части всё не так сложно и думать надо только над тем, какой знак поставить и с какой буквы начать писать, то здесь обстоят дела намного интересней. Слова автора, стоящие внутри прямой речи — головная боль многих. Тут уже нужно думать над тем, с какой буквы начать писать вторую часть речи персонажа, да и снова могут возникнуть вопросы по поводу знаков препинания перед словами автора. Разберём подробно каждый случай.

• Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа. Первый случай.

Самый первый случай, который я хотел бы рассмотреть, — персонаж не закончил и одного своего предложения, а автор уже оставляет свой комментарий к его словам. В данном случае получается, что перед словами автора будет ставиться запятая и текст после неё, естественно, пишется с маленькой буквы. Но, так как персонаж не закончил предложение, в конце слов автора снова ставится запятая, и речь продолжается с маленькой буквы. То есть, чтобы было проще понять: убрав авторский комментарий, мы получим обыкновенное предложение, возможно, простое. Как и ранее, исключение составят только имена собственные.

— Знаешь, — он тяжело вздохнул, прикрывая глаза, — меня так достали все эти выходки Лины.

— И звать его, — Тристан перевёл взгляд на их лидера, — Илларион.

В данном случае вполне хватило и двух примеров: повезло, что нашлось предложение, в котором сразу и слова автора, и продолжение речи начинаются с большой буквы. И хотел бы как раз пояснить, что, убирая авторские комментарии в обоих случаях, мы получаем одно предложение, которое, по сути, никак не делится на два. А если поделить, то выйдет откровенный бред.

• Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа. Второй случай.

Не всегда при написании можно поставить запятую после первой части, иногда так и тянет влепить многоточие. А может, этого просто требует текст, и, следовательно, опять возникает вопрос о постановке знаков. Могу только сказать, что данный случай почти не отличается от предыдущего, только на месте первой запятой будет стоять многоточие. Остальные знаки и строчные буквы не меняются. С именами собственными та же ситуация.

— Я понимаю тебя, но всё же… — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.

— Ну… — Илларион перевёл безразличный взгляд на провинившуюся парочку, — а мне что делать прикажете?

— Тогда… — он хитро улыбнулся, — Вирджин и пояснит всё.

В приведённых выше примерах рассматриваются все три случая возможного написания. Хотя, думаю, комментарии здесь не требуются.

• Повествование. Слова автора между двумя предложениями.

Теперь, когда разобраны два самых, на мой взгляд, затруднительных случая, пойдём по стандартной схеме. Как обычно, начну с простых повествовательных предложений. С ними дела обстоят так же, как и в случае, где после слов автора персонаж ничего больше не высказывал. То есть, говоря проще, перед комментарием автора ставится запятая, и текст продолжает писаться с маленькой буквы. В конце слов автора ставится точка, и дальше текст пойдёт с большой буквы. В виде исключений снова выступают имена собственные.

— Я не Бог и не судья, я только исполняю их волю и остаюсь верен своей клятве, — пояснил Илларион, глядя на удивлённую девочку. — Так что не держи зла, Лин.

— Не моё дело, — Селевк был спокоен и безразличен, впрочем, как и всегда. — И не надо дуть губы на каждый мой отказ.

Ну, тут всё просто, только добавилось ещё одно предложение после слов автора. Ничего очень сложного не появилось.

• Вопрос. Слова автора между двумя предложениями.

Случай почти не отличается от вопросов, рассматриваемых в первой части. Снова появляется дополнительное предложение после слов автора, которое, кстати, может и не являться вопросом. Сейчас всё внимание стоит сконцентрировать на первой части, идущей до авторского комментария. Именно она заканчивается вопросом. Слова автора пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а новое предложение пишется с большой буквы. Имена собственные снова исключаются из общих правил.

— Ил, не хочешь их коллекционировать? — поинтересовался Серафим, продолжая смотреть на поблёскивающее кольцо в руках друга. — А потом можно ведь и продать.

— А тогда ты о чём думала? — Тристан недовольно глянул на шатенку, которую нисколько не мучила совесть. — Думаешь, я снова так легко тебе поверю?

Как видите, ничего сложного здесь нет. Рассмотрены случаи, когда второе предложение и вопросительное и повествовательное. Да и комментировать, по сути, нечего.

• Восклицание. Слова автора между двумя предложениями.

И в этом случае повторяется проговоренная несколько раз ситуация. После восклицательного знака слова автора пишутся с маленькой буквы. В конце ставится точка, а новое предложение будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.

— Ил! — не прекращали кричать близнецы, теребя парня за рукав. — Мы не виноваты!

— Отпусти, говорю тебе! — Лина не оставляла попыток не только вырваться, но и оглушить блондина своим звонким голосом. — Отпусти!

Опять же на примерах всё вполне ярко показано, что дополнительных комментариев не требуется.

• Многоточие. Слова автора между двумя предложениями.

Ну и последний пока не рассмотренный знак препинания — многоточие. В одном из ранее разобранных случаев было ясно видно, что знак этот не так прост. То ли после него речь будет с большой буквы, то ли с маленькой. У многих часто возникает путаница в этих случаях, да и мне порой приходится как следует подумать, чтобы не допустить ошибку. Ранее рассматривалось многоточие как знак, свидетельствующий о незаконченности предложения с имеющимся продолжением после слов автора. Сейчас же поговорим о том, когда предложение всё же закончено или не имеет логического завершения, или у говорящего произошла в голове быстрая смена мыслей, что напрямую отразилось в его речи. В этом случае после многоточия слова автора по-прежнему пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а речь будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.

— Эх… — тяжело вздохнул юноша, подпирая голову рукой. — И что мне с вами делать?

— Ты достал… — Мэрикейт смотрела полным ненависти взглядом на парня. — Продолжишь и дальше приставать — убью.

Думаю, что примеры снова всё хорошо пояснили и подтвердили теорию, написанную перед ними. Мне, в общем-то, больше и комментировать нечего.

• Двоеточие. Знак после слов автора.

Однако слова автора, прерывающие прямую речь, которые кажутся на первый взгляд практически аналогичными тем, которые не прерывают, имеют и ещё свои подводные камни. Если на протяжении всей этой части я рассматривал только те случаи, когда после слов автора ставится точка или запятая, следует упомянуть и двоеточие. Знак, однако, вызывает не меньшие затруднения, чем точка из предыдущей части. Так почему же ставится двоеточие? Ответ достаточно простой. Если последнее предложение слов автора комментирует или поясняет ту часть речи персонажа, которая идёт после них, ставится двоеточие, а предложение пишется с большой.

— А я же тебе говорила, что он связан с Советом! — не унималась Каролина, укоризненно смотря на опечаленного парня. Такой его вид просто не мог не вызывать жалости, отчего у девочки возникло желание успокоить друга: — Ну… ты, Ил, не расстраивайся так.

Пример хоть и большой, но содержит необходимый знак препинания. Думаю, что повторных разъяснений здесь не требуется.

Теперь, пожалуй, с чистой совестью я могу сказать, что прямая речь и диалоги полностью разобраны. Следующие на очереди мысли.

Оформление мыслейПо своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами. Но это и понятно, ведь в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей. В общем, примеров можно привести много, но не в этом суть. Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут есть свои тонкости, потому что в кавычках пишется не всё. Эти случаи я сейчас попробую подробно разъяснить.

1. Слова автора после мыслей. Постановка кавычек.

В этом случае всё достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может. Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.

«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Но также хотел обратить внимание ещё на несколько вещей. Открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел. Тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.

Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому сейчас об этих случаях поясню всё подробно.

• Знак препинания внутри кавычек.

Тут особо много не буду рассказывать, только перечислю все знаки, стоящие внутри кавычек. К таким относятся многоточие, вопросительный и восклицательный знаки. Они всегда пишутся внутри кавычек!

«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

«Опять влипли?» — Серафим удивлённо смотрел на парочку, по виду которой можно было сказать, что ничего хорошего не произошло.

«Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.

В примерах рассмотрены все три знака препинания. Даже один вариант с именем собственным, которое не раз уже мусолилось при оформлении прямой речи. В общем, всё, написанное ранее, вполне ясно закреплено в примерах. Не думаю, что ещё нужны какие-либо разъяснения.

• Знак препинания за пределами кавычек.

Пусть один незначительный случай, но здесь имеется. И его обязательно нужно рассмотреть, но прежде хотелось бы ещё раз упомянуть, что при оформлении мыслей точка не ставится. А, как следствие из предыдущего предложения, ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.

«Похоже, это оно», — внимательно рассмотрев кольцо, заключил Илларион.

Тут хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.

2. Мысли без слов автора. Постановка кавычек.

Редко, но бывают случаи, когда мысли персонажа никак не комментируются. В этом случае знаки в конце предложений пишутся внутри кавычек, но из этого правила есть одно маленькое исключение. Если нет слов автора, а предложение повествовательное, без каких-либо посторонних интонаций, то запятую в конце уже не поставишь. Следовательно, нужна точка. Этот знак препинания ставится только после закрывающей кавычки и только в том случае, если слова автора отсутствуют.

«Мировой судья решит этот спор, будь уверен».

Здесь хочу обратить внимание на отсутствие тире. Точка, как и запятая, пишется слитно с закрывающей кавычкой, не отделяясь пробелом.

3. Слова автора внутри и после мыслей. Постановка кавычек.

Пожалуй, это последний нерассмотренный случай. Основывается он на тех же правилах, что и все другие, но сложность только в том, что не всегда понятно, когда слова автора пишутся внутри кавычек, а когда за их пределами. Чего мне только не встречалось за время работы бетой, а правильное написание — очень редко. Пора уже пролить свет на эту тайну, покрытую мраком.

• Слова автора внутри мыслей персонажа.

Слов автора, как известно, может быть неограниченное количество, но, нравится людям это или нет, они обязаны чередоваться со словами персонажа. Но в данном случае с мыслями. А это значит, что в конце окажутся либо слова автора, либо мысль персонажа. Однако сейчас рассмотрим случай, когда последней располагается мысль. В данной ситуации и авторский комментарий будет расположен внутри кавычек. Очень часто мне встречалось написание, когда слова автора отделяли кавычками с двух сторон, а внутри второй части ещё и тире ставили, но это категорически неправильно! Такого написания просто не может быть: оно запрещено правилами! Проще говоря, всё будет писаться внутри кавычек, знак в том числе, если это не точка.

«Если нас поймают, то Скорпиончики так легко не отделаются… — парень закусил губу, задумываясь. — А если мы с Фимом и Линой попробуем их защитить, то и сами окажемся в большой опасности. »

«Младший брат? — чуть удивилась шатенка, прикрывая лицо веером, над которым зловеще поблёскивали два изумрудно-зелёных глаза. — Очень интересно».

Думаю, тут вполне ясно всё показано, и мои комментарии не требуются.

• Слова автора внутри и после мыслей персонажа.

Все ведь помнят о чередовании мыслей и авторских комментариев? Так вот, теперь настало время рассмотреть более сложную цепочку: мысли-слова-мысли-слова. На первый взгляд всё выглядит очень трудно, но на самом деле очень просто. Вся эта цепочка заключается в кавычки, кроме последних слов автора. Проще говоря, здесь такая же ситуация, как и в пункте с авторским комментарием после мыслей, но до этого имеется ещё некоторое количество мыслей, разорванных словами автора.

«Который раз… — вздохнул парень, — они попадают в неприятности, а отвечать за всё мне», — голубые глаза сурово смотрели на близнецов.

Удачный нашёл пример, заковыристый такой. В общем, тут вам и подтверждение теории про чередование слов автора и мыслей, и запятая после закрывающей кавычки, и авторский комментарий, разрывающий одно целое предложение. Полный набор правил.

Что ж, надеюсь, вся теория подана грамотно и предельно просто, а примеры подтверждают всё, что я хотел донести. Надеюсь, что каждый прочитавший примет их к сведению и не будет больше допускать разных глупых ошибок, связанных с оформлением. Да и мне жить проще: не придётся каждому автору, попросившему проверить текст, писать одно и то же. Оно уже написано.

В завершение статьи могу только пожелать всем творческих успехов и понадеяться, что этот материал вам пригодится.

Дополнение. По вопросам читателейПозвольте поприветствовать всех ещё раз.

Так уж вышло, что тема оформления прямой речи и мыслей — штука сложная. Даже автор статьи не сразу уловил все её нюансы, что послужило основной причиной появления статьи-дополнения. Как оказалось, и в этот раз собрать абсолютно все сведения не вышло. Периодически в комментариях мелькают разные довольно интересные вопросы. Часто они повторяются, так как не каждый располагает временем и желанием выискивать ответы среди прочей информации. Мне же в своих ответах приходится повторять одно и то же, что, в общем-то, надоедает. Дабы облегчить всем задачу, спустя немалое количество времени я решил добавить к статье ещё одну часть с ответами на возникающие вопросы немалой важности.

1. Откуда взялось правило про точку и большую букву? Уж не проделки ли это безграмотных редакторов?

Нет, уважаемые, грамотность редакторов к этому непричастна. Долгое время моим главным источником ответа служили слова учительницы русского языка, которая сказала, что это правило не так широко известно и явно не входит в школьную программу, но всё же существует. Понимаю, что такого ответа недостаточно, поэтому привожу цитату из Розенталя:

«Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы. Например:

— Скорей, загорелась изба-читальня! — И он побежал по домам будить людей».

(Справочник по орфографии и пунктуации, 1996. Параграф 49, прим. 2)

2. Обязательно ли заморачиваться с точкой? Нельзя ли вместо неё использовать запятую?

Конечно, можно. Поставив запятую и продолжив писать с маленькой буквы, вы никогда не ошибётесь. Точки и большие буквы — уже на усмотрение автора.

3. Если идёт воспоминание о диалоге, можно ли взять его в кавычки, оформив по правилам диалога?

Единого правила на этот счёт нет, поэтому каждый оформляет на свой вкус. Кто-то отделяет эту часть текста звёздочками, подписывая как «флэшбек», кто-то выделяет курсивом. Вариант с кавычками тоже допустим.

4. Если внутри кавычек расположено много предложений и последнее оканчивается точкой, то где её писать? Внутри или за пределами кавычек?

Сколько бы фраз вы ни поставили внутри кавычек, последняя точка в любом случае будет писаться за их пределами.

5. Что делать, если прямая речь оформлена при помощи кавычек, и как ставить знаки препинания?

Такой вариант оформления прямой речи встречается довольно редко. Он рассмотрен в дополнении, ссылка на которое имеется в шапке в графе «Примечания автора». Не поленитесь заглянуть. Но, в целом, могу сказать, что от оформления мыслей этот вариант особо не отличается.

6. Автор, во второй части статьи вы упустили ещё один случай с двоеточием при прямой речи!

Есть такой грех, каюсь, посему дополняю:

Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причём первое слово второй части начинается с большой буквы. Пример:

— Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай!

7. Всегда ли мысли персонажа должны обособляться кавычками, ведь некоторые издательства оформляют книги по-другому? Неужели они тоже нарушают правила?

Не думаю, что среди людей с профессиональным образованием есть злостные нарушители. Доводилось мне встречать книги, в которых мысли выделяли другим способом, например, курсивом. Или же их преподносили как несобственно-прямую речь. Одно я могу сказать вам точно: сколько в нашем Великом и Могучем языке правил, столько же и исключений. Многое может зависеть от конкретной ситуации. К примеру, при написании от первого лица грань между мыслями и обыкновенным повествованием бывает настолько размыта, что кавычки вставлять посреди текста бывает абсолютно неуместно. И, поверьте, существует ещё множество похожих странных случаев. Надеюсь, я не слишком запутал вас своим ответом.

8. Что делать, если одно предложение несколько раз прерывается словами автора?

Для начала убедитесь, что это именно одно предложение, а не два разных. Если оказалось, что это разные предложения, то в статье разобраны все знаки препинания. Если же вам действительно попался такой случай, что прямую речь как минимум два раза разрывают слова автора, то тут всё довольно легко: на месте разрывов ставится запятая с тире, а все слова, кроме имён собственных, пишутся с маленькой буквы. Пример:

— Смотри, — юноша указал в небо, — там Большая медведица, а там, — его палец переместился к другой группе звёзд, — находится Малая медведица.

Хотя я не исключаю возможности, что в прямой речи в данном случае, например, после «смотри» может стоять многоточие вместо запятой, которое никак не повлияет на дальнейшее написание. Однако подобные предложения вполне можно разбивать на несколько частей без потери смысла, чтобы при расстановке знаков препинания никому не ломать мозг.

9. Если герой пишет кому-то письмо, то должно ли оно быть по центру и выделено другим шрифтом? И надо ли его брать в кавычки?

Это опять зависит от желания автора, так как мне встречались в книгах самые разные варианты оформления писем.

10. Как оформлять телепатический разговор?

Давайте разберёмся. Телепатия — по сути своей те же мысли, только распространяющиеся за пределы одной головы. Следственно, оформляется это тоже как мысли.

11. Сказано, что точка всегда пишется после кавычек, а что делать, если стоящая внутри них фраза заканчивается на «и т. д.», «etc.» и тому подобные вещи? И вообще, сколько в этом случае ставить точек?

Как бы странно ни выглядело, но точки в данном случае будет стоять две. Одна — внутри кавычек, вторая — за их пределами. Почему? Как оказалось, всё очень просто. Точка, что пишется внутри кавычек, относится к сокращению, а вторая уже обозначает непосредственно конец предложения и, как полагается правилами, стоит за кавычками. То же относится к восклицательным и вопросительным знакам.

И на этом вроде пока заканчиваются все неясности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Посмотрите дополнение, ссылка на которое указана в шапке в графе «Примечания автора». Более чем на девяносто процентов уверен, что там имеется нужная информация. Пожалуйста, не ленитесь. Автор устаёт отвечать на однотипные и порой глупые вопросы.

В завершение написанного хочу поблагодарить задававших вопросы и приводивших правила, ориентируясь на которые, мне удалось создать это маленькое дополнение.

m.diary.ru

Знаки препинания при диалоге

Знаки препинания при диалоге ставятся в зависимости от того, как он подаётся на письме — в строку или с новой строки.

I. При передаче диалога в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например: «Иван Игнатьич, — сказал он, — одобряет нашу мировую». — «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?» — «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем». — «За что так?» — «За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна». — «Нашли за что ссориться. » (А. Пушкин).

Тире между репликами может не ставиться, если после одной из реплик или перед следующей идут слова автора. Например: «Дайте нарзану», — попросил Берлиоз. «Нарзану нету», — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?» — сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», — ответила женщина. «А что есть?» — спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только тёплая», — сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте. » (М. Булгаков).

Здесь реплики следуют одна за другой, но тире между ними не ставится, так как нет стыка кавычек: каждая из реплик имеет слова автора.

П. В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например: Я сажусь на скамью.

— Что это вы пели?

— Да, так, песня. Деревенская.

— А вы расскажите мне её.

— Интересно. Городские знаю, а ваших нет. Расска­жите, а я запишу (С. Чёрный).

Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Например:

Голос, которым он произнёс это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время:

— Это, господа, судыръ мой, не кто другой, как капи­тан Копейкин! (Н. Гоголь)

Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек:

— Куда же пристать?

— Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста.

— Так пристанем к ближайшей! — сказал кто-то.

— Отчего же к ближайшей? — возразил другой. — Уж заберёмся подальше.

— И здесь хорошо (И. Гончаров).

Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис

или приехать к нам в офис по адресу:

РФ, г.Москва, Ярославская ул., дом 8, корп. 7, оф. 508 метро ВДНХ

Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету

Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

lingvotech.com

Диалог. оформление диалога на письме.

1. Актуализцая. 2. тема и цель, 3. Поределение диалога. Правила оформления диалога. 4. работа над упражнениями учебника. 5.Востановить последовательность диалога. 6. Д.з.

Просмотр содержимого документа «Диалог. оформление диалога на письме.»

Оформите предложения с прямой речью, расставляя все необходимые знаки препинания .

1. Здравствуйте Елена Алексеевна сказал Ваня

2. Здравствуй Ваня ответила учительница

3. А обязательно было выполнять задание на дополнительную оценку

4. Это задание Ваня было задано для желающих ее получить

5. Фух! А то я не выполнил его обрадовался Ваня.

  • Кому принадлежат слова в предложениях № 3 и 4? Как вы это определили, ведь слова автора не обозначены?
  • Сколько человек принимают участие в разговоре?

  • Сколько человек может принимать участие в разговоре?
  • Вспомните из прочитанных вами книг (рассказов, сказок и т.д.), как оформляется диалог?
  • Ставятся ли кавычки в этом случае?
  • Как оформить авторскую речь?
  • Прочитайте правило на странице 117.
  • Совпали наши мнения и выводы с правилом учебника?

  • Восстанови последовательность диалога героев РассказаН.Н.Носова «Огурцы».Поставьтеномераправильной последовательности.
  • — Почему?
  • — Значит, украл?
  • — Мама, я тебе огурцов принес! – сказал радостно Котька.
  • — На каком огороде?
  • — Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
  • — Там, у реки, на колхозном.
  • — Никто, я сам нарвал.
  • — Нет, не украл, а так просто. Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
  • — На огороде.
  • — Сейчас же неси их обратно!
  • — Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
  • — Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,
  • — Где ты их взял? — говорит мама.
  • — Кто ж тебе позволил?

  • Упр. 254.
  • Восстановить последовательность разговора.
  • Оформить в форме диалога.

multiurok.ru

Еще по теме:

  • Закон об изменениях и дополнениях конституции основного закона Закон СССР от 1 декабря 1988 г. N 9853-XI "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР" (утратил силу) Закон СССР от 1 декабря 1988 г. N 9853-XI"Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР" Настоящий Закон […]
  • Закон о воинской службе ссср Закон СССР от 28 марта 1990 г. N 1395-I "О внесении изменений в Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" (прекратил действие) Закон СССР от 28 марта 1990 г. N 1395-I"О внесении изменений в Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" Настоящий […]
  • Будет вынуждена обратиться в арбитражный суд УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕТЕНЗИЮ Претензия может быть составлена в произвольной форме, однако нужно указать: 1. кому Вы направляете претензию, Например, Директору магазина (указать магазин), генеральному директору (указать фирму). ( Если знаете, укажите […]
  • Переселение соотечественников новосибирская область Переселение соотечественников новосибирская область Приглашаем соотечественников - успешно обучающихся студентов старших курсов очной формы обучения ВУЗов г.Новосибирска, имеющих разрешение на временное проживание в Новосибирской области, временное […]
  • Правила написания like likes Глагол like Некоторые глаголы английского языка ведут себя очень изменчиво, в зависимости от того, какой смысл они хотят передать. Так и с like. Выражая симпатию, а в отрицаниях антипатию, глагол like относится к категории предпочтения. Давайте же […]
  • Правило 89 еэк Правила ЕЭК ООН N 89 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Транспортных средств в отношении ограничения их максимальной скорости или их регулируемой функции ограничения скорости II. Транспортных средств в отношении […]

new-advocat.ru