Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории. Детский духовой инструмент


Музыкальные инструменты для детей | Музыкальный класс

Какой инструмент выбрать ребенку? С какого возраста можно обучать его игре? Как разобраться в разнообразии музыкальных инструментов для малышей? Постараемся ответить эти вопросы в данном материале.

Сразу следует отметить, что было бы хорошо при первом же знакомстве с инструментом объяснять детям природу его звуков. Для этого родителям нужно знать традиционную классификацию музыкальных инструментов вообще. Тут всё просто. Основные группы музыкальных инструментов – это струнные (смычковые и щипковые), духовые (деревянные и медные), разнообразные клавишные и ударные инструменты, а также специфическая группа детских инструментов – шумовые.

Музыкальные инструменты для детей: струнные

Источником звука для этих инструментов служат натянутые струны, резонатором — полый деревянный корпус. К этой группе относятся щипковые и смычковые музыкальные инструменты.

В щипковых инструментах, как несложно догадаться, звукоизвлечение производится методом защипывания струн пальцами или специальным приспособлением (например, медиатором). Самые известные щипковые струнные — домры, гитары, балалайки, цитры, гусли и т.п.

В смычковых струнных звук извлекается при помощи смычка. В этой группе наиболее подходящим инструментом ребенку будет скрипка — виолончель и, тем более, контрабас пока чересчур массивны для малышей.

Осваивать игру на струнных инструментах — занятие довольно непростое и долгое. Оно требует от малыша крепких и ловких рук, терпения, хорошего слуха. Обучать ребенка игре на щипковых струнных музыкальных инструментах советуют с шести-семи лет — когда пальцы достаточно окрепнут. Обучаться игре на скрипке можно начинать с трех лет.

Музыкальные инструменты для детей: духовые

Духовые музыкальные инструменты для детей делятся на деревянные и медные. Звукоизвлечение и в тех, и в других производится с помощью вдувания воздуха.

К деревянным инструментам относят:

  • флейту;
  • кларнет;
  • фагот и т.п.

В группу медных духовых входят:

  • труба;
  • тромбон;
  • туба и т.д.

Для освоения детских духовых инструментов требуется большой объём легких, развитая моторика рук. Малыши пяти лет могут попробовать играть на упрощенном инструменте — дудочке. Учиться играть на профессиональных инструментах рекомендуется с 10, а то и 12 лет.

Музыкальные инструменты для детей: клавишные

Это, наверное, одна из самых разнородных групп инструментов. Чаще всего для обучения детей используют такие группы и виды клавишных:

  • клавишные струнные (пианино).
  • клавишные язычковые (баян, мелодика, аккордеон).
  • клавишные электронные (синтезатор, детский электроорган).

Последняя группа, пожалуй, является самой распространенной. Промышленность сейчас выпускает синтезаторы, ориентированные даже для малышей полутора-двух лет. Такие инструменты извлекают простейшие звуки (чаще всего это диатонический звукоряд, в одной-двух октавах) и ориентированы больше на развитие малышей, чем на обучение игре. Профессионально же обучать детей игре на клавишных рекомендуют с возраста пяти-семи лет.

Музыкальные инструменты для детей: ударные

Ударные музыкальные инструменты для детей можно разделить на те, которые имеют звукоряд и не имеют его. К первой группе относят разнообразные ксилофоны и металлофоны. Звукоряд их может быть диатоническим и хроматическим. Играть на них можно палочками с резиновыми или деревянными наконечниками.

Игрушечные ксилофоны рекомендуют покупать детям уже начиная с девяти месяцев — для развития слуха и причинно-следственных явлений (ударил — получился звук). Малыши постарше смогут повторить простейшую мелодию за родителями. Профессионально обучаться игре рекомендуется примерно с 11 лет.

К группе ударных, не имеющих звукоряда, относят колокольчики, кастаньеты, бубны, треугольники, бубенцы и барабаны. Первое знакомство с такими инструментами у детей начинается примерно с годовалого возраста. Профессиональное освоение лучше начинать с 13 лет.

Музыкальные инструменты для детей: шумовые

По сути, это определенная группа ударных инструментов (ее еще называют ручной перкуссией). Сюда входят маракасы, шумовые коробки, шейкеры, трещотки и пр.

С них обычно начинается знакомство малышей с музыкой. Ведь, по сути, та же погремушка является шумовым инструментом. Они позволяют выработать чувство ритма, заложить основы для будущего музыкального развития.

Кстати, если вы сомневаетесь, что ребёнку под силу будет освоить тот или иной инструмент, или если вы думаете, что ему это будет не интересно – обязательно посмотрите два этих видео: они разгонят все ваши страхи, зарядят позитивом и наполнят жизнелюбием:

Автор – Сергей Носенко.

music-education.ru

Музыкальные инструменты для детей

Большинство родителей стараются с первых дней привить своему чаду любовь к музыке. Приобщение к музыкальной культуре с самого детства – это залог правильного и полноценного эстетического развития ребенка. Обыкновенно обучение начинают с ритмики и знакомства с шумящими и стучащими инструментами. В дальнейшем рекомендуется приобрести набор музыкальных инструментов для детей. Все это сможет помочь малышу быстрее освоить музыкальную культуру и научиться профессионально играть на разных музыкальных инструментах.

В данной статье мы расскажем вам о классификации музыкальных инструментов для детей, а также о том, какие из них лучше выбирать для первого знакомства малышей с культурой звуков, и с какого возраста можно приступать к игре.

Виды детских музыкальных инструментов

Основными видами музыкальных инструментов для детей являются:

  1. Шумовые инструменты. Знакомство со звуками обычно начинают с этой группы инструментов, в которую входят шейкеры, трещотки, маракасы и т. д. По сути, первые погремушки также относятся к шумовым музыкальным инструментам для детей.
  2. Ударные инструменты – отличное средство для развития слуха и причинно-следственных связей у самых маленьких деток. Многочисленные ксилофоны и металлофоны сегодня выпускаются для малышей старше 9 месяцев. Кроха будет с удовольствием стучать палочками по яркой игрушке, извлекая разнообразные звуки. Деток старше года можно познакомить с колокольчиками, бубнами, кастаньетами, барабанами и другими инструментами.
  3. Духовые инструменты из дерева или меди предназначены для ребят старше 10-12 лет. Звук в них извлекается при помощи вдувания воздуха, для чего требуется большой объем легких. К деревянным духовым музыкальным инструментам для детей относятся флейта, кларнет, фагот и другие, к медным – труба, туба, тромбон и т. д. Если же вы хотите познакомить ребенка с механизмом извлечения звука при помощи вдувания воздуха намного раньше, чем ему исполнится 10 лет, воспользуйтесь упрощенным инструментом – дудочкой.
  4. Самыми популярными инструментами сегодня являются клавишные. Это и всем известное пианино, и язычковые баян или аккордеон, и электронные синтезаторы. Последние могут быть ориентированы даже на самых маленьких деток – от полутора-двух лет. Конечно, такие инструменты не предназначены для профессионального обучения игре, однако с их помощью ребенок сможет получить первое представление о том, откуда берутся звуки.
  5. Струнные. Во время игры на этих инструментах звук извлекается при помощи натянутых струн, а резонатором здесь является полый деревянный корпус. Струнные инструменты, в свою очередь, подразделяются на:
  • щипковые – в них звук извлекается пощипыванием струн пальцами или же специальным приспособлением. Самые известные здесь – гитары, гусли, балалайки и другие. Рекомендуемый возраст для знакомства ребенка с этим типом музыкальных инструментов – 6-7 лет;
  • смычковые – игра на которых осуществляется при помощи смычка. Среди инструментов такого типа наиболее подходящим для малыша является скрипка – начинать играть на ней можно по достижению возраста 3 лет. Виолончель, контрабас и другие не подходят для детей из-за крупных размеров и значительной массы.

 

womanadvice.ru

Знакомство с духовыми музыкальными инструментами

Конспект непосредственно образовательной деятельности«Знакомство с духовыми музыкальными инструментами»

Из музыкального проекта«Что мы знаем о музыкальных инструментах»

Ганичева Татьяна Авенировна,музыкальный руководитель МБДОУ № 25,г. Мончегорск

Самусева Юлия Николаевна,воспитатель МБДОУ № 25,г. Мончегорск

Задачи:1. Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах.2. Развивать восприятие музыки.3. Приобщить воспитанников к классической музыке через изучение инструментов симфонического оркестра.

Дети входят в зал и исполняют приветствие «Здравствуйте» М. Ю. Картушиной.Воспитатель: Возьмите каждый по одной карточке, сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Музыкальные инструменты», украинская нар. мелодия1 часть – дети с карточками музыкальных инструментов бегут по кругу.2 часть – пружинки, руки с карточкой вправо – влево, кружение.По окончании музыки дети по очереди (на кого покажет воспитатель) называют инструмент, и к какой группе симфонического оркестра он относится.

Дети садятся к фортепиано.Музыкальный руководитель: Посмотрите, какая необычная птичка (дует в свистульку). Что это, ребята? Свистулька – народный духовой инструмент. Почему духовой? Потому что в нее дуют! А на чем играет пастушок? (показ иллюстрации). Правильно, на дудочке или свирели. Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт для флейты №1» В.А. Моцарта.

Музыкальный руководитель: Как звучит музыкальный инструмент? Звук легкий, изящный, свистящий. Это играет флейта (иллюстрация).Флейта – духовой инструмент, очень похожий на дудочку.Мы сегодня познакомимся с вами с духовыми инструментами симфонического оркестра. Назовите группы инструментов, которые вы уже знаете? (Плакат – инструменты симфонического оркестра).Дети называют инструменты.Музыкальный руководитель: Прежде всего, знайте, что существует 2 группы духовых инструментов, в зависимости от материала, из которого эти инструменты изготовлены. Из дерева – (дети говорят: деревянные), из меди (дети говорят: медные) духовые инструменты.К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта, фагот, кларнет и гобой (показ карточек).У флейты самый высокий голос. Флейта – деревянный духовой инструмент, но сейчас чаще всего её изготавливают из металла, иногда из пластика и стекла. Послушайте флейту.На экране слайд – флейта (из музыкальной презентации «Духовые инструменты»).

Коррекционное упражнение «Соедини по точкам» (контур флейты).

Музыкальный руководитель: Гобой – голос у него пониже, чем у флейты. Голос у Гобоя немного гнусавый (как у человека, который говорит «в нос») (слайд – гобой). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт для гобоя с оркестром ми бемоль мажор» В. Беллини.

Игра «Музыкальные картинки» (найти силуэт гобоя на картинке) фото.

Музыкальный руководитель: Кларнет (плакат) обладает мягким, теплым, ласковым тембром (голосом). Может петь и высоко и низко (слайд – кларнет). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт № 1 для кларнета с оркестром» Вебера.

Показать на плакате «инструменты симфонического оркестра».Музыкальный руководитель: Фагот – деревянный духовой инструмент с самым низким голосом (тембром звучания), исполняет басовые партии в оркестре (слайд – фагот). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Соло на фаготе», Петр Стоянов.

Игра «Лабиринт» (провести по линиям, ведущим к деревянным духовым инструментам).

Музыкальный руководитель: Самая громкая группа в симфоническом оркестре – медные духовые инструменты. Сегодня я только познакомлю вас с ними (плакат). Какой инструмент вам знаком? Правильно, это труба.Труба – инструмент с высоким, чистым звуком. Трубы бывают разных размеров, у каждой свой тембр (голос).Валторна (рожок) – звук её может быть мягким, может – скрипучим. В оркестре она не одна (от 2 до 8).Тромбон – чаще исполняет не мелодию, а басовый аккомпанемент. Только у тромбона есть специальная выдвижная деталь, с помощью которой изменяется звучание инструмента (показать).Туба – самый низкий голос, как контрабас у струнных инструментов. Тембр у тубы суровый, массивный.

Музыкальный руководитель: Помните, мы с вами смотрели сказку «Музыкальный теремок». Пусть сегодня в нашем музыкальном теремке поселятся только духовые инструменты.

Игра «Найди карточку заданного инструмента и размести в окошке теремка» (дети выполняют по одному по желанию, остальные дети проверяют правильность выполнения задания, помогают).

Музыкальный руководитель: Послушайте.

Исполняется «Забвение» A. Пьяццолла (исп. Вероника Кожухарова (саксофон) и Московский Симфонический Оркестр).

Музыкальный руководитель: Это звучит саксофон. У него певучий вибрирующий звук. Саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя изготовлен из металла. Этот инструмент только иногда вводится в состав симфонического оркестра. Чаще он звучит в джазе и на эстраде.Музыкальный руководитель: Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? С какой группой симфонического оркестра мы сегодня познакомились? Какой духовой инструмент вам понравился? (Дети отвечают по одному по желанию). Мы приготовили для вас карточки с загадкой, которую вы попробуете разгадать с мамой или папой и нарисуете отгадку (на обороте силуэт – точками). Подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу вас поблагодарить и попрощаться (дети закрывают глаза, музыкальный руководитель гладит их по голове).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

detstvogid.ru

Как выбрать музыкальный инструмент для ребенка?

У каждого музыкального инструмента есть свои достоинства, что значительно усложняет выбор музыкального класса для ребенка! Как правильно подобрать музыкальный инструмент и занятия для малыша?

Малыш с удовольствием подпевает песенкам из мультиков, стучит в детский барабан и играет на детском же пианино — занятия, развивающие музыкальный слух, доставляют ему настоящее удовольствие. И вы решаете, что пришло время всерьез заняться музыкой.

Как правильно выбрать музыкальный инструмент для малыша?

Безусловно, едва ли не первым принципом в выборе должны стать интересы и таланты самого ребенка. Но при выборе первого музыкального инструмента для малыша нужно ориентироваться и на возраст чада.

Разнообразие музыкальных инструментов велико, но для успешного освоение многих из них потребуются качества и навыки, которыми — в виду возрастных особенностей — еще не обладают малыши-дошкольники.

И, как уверяют преподаватели музыки, это не повод отказаться от занятий! Просто начните с музыкального инструмента, который подходит для вашего крохи по возрасту, а значит — по степени развития мелкой моторики, внимания и памяти. И постепенно — с развитием умений и навыков крохи, а также его музыкальных знаний — двигайтесь к осуществлению музыкальной мечты чада!

По возрасту: на каком инструменте учиться играть?Пианино. Это классический инструмент, который выбирают многие — и совершенно правильно. Обучение игре на фортепиано хорошо развивает музыкальный слух, мелкую моторику и — что немаловажно — усидчивость малыша, его способность сконцентрировать внимание.

Когда начинать учиться? Идеальный возраст для начала обучения игре на фортепиано — 3−4 года.

Блок-флейта. Среди преимуществ этого инструмента не только экономия пространства дома и приятное звучание. Одним из главных достоинств блок-флейты является простота обучения. Довольно скоро ваш ребенок сможет похвастаться первыми успехами и гордо сыграть для вас первую мелодию, звучащую вполне профессионально.

Когда начинать учиться? Идеальный возраст для начала обучения игре на блок-флейте — 5−6 лет.

Гитара. На гитаре мечтают играть практически все: ведь этот инструмент позволяет быстро стать душой компании и петь под живую музыку. Гитары бывают детскими — это важное преимущество при выборе инструмента для малыша. Однако специалисты не рекомендуют делать гитару первым инструментом в детском музыкальном образовании: лучше начать с фортепиано, а к идее научиться играть на гитаре вернуться в младшем школьном возрасте.

Когда начинать учиться? Идеальный возраст для начала обучения игре на гитаре — 6−7 лет.

Аккордеон. Этот инструмент чудесно звучит и уж точно порадует бабушку и дедушку малыша, а для начала обучения игре на аккордеоне преподаватель не потребует идеального слуха. Недостатки же инструмента заключаются в том, сколько он весит — и это не преувеличение!

Когда начинать учиться? Идеальный возраст для начала обучения игре на аккордеоне — 7 лет.

Скрипка. Обучение игре на скрипке — процесс более трудоемкий, чем на всех остальных инструментах. Конечно, усилия того стоят, ведь скрипачи были и остаются на вес золота, а сами занятия дадут вашему ребенку возможность серьезно развить память и моторику. Кстати, о музыкальном слухе — чтобы начать играть на скрипке, малыш должен будет продемонстрировать отличные способности.

Когда начинать учиться? Идеальный возраст для начала обучения игре на скрипке — 7−8 лет.

Ударные инструменты. Группа ударных инструментов великолепно развивает чувство ритма и координацию движений, ведь ударники — настоящие волшебники! Ваш ребенок сможет стать яркой звездой в школьной группе, а регулярные занятия музыкой на ударной установке будут стимулировать его мозговую активность.

Когда начинать учиться? Идеальный возраст для начала обучения игре на ударных — 8−10 лет.

Духовые инструменты. Труба, саксофон, тромбон и кларнет — весьма романтичные варианты для начала обучения музыке. Здесь, однако, будет важен не только хорошо развитый музыкальный слух, но и степень развития артикуляции малыша — моторика губ, и достаточный объем легких. Именно поэтому с обучением лучше не торопиться.

Когда начинать учиться? Идеальный возраст для начала обучения игре на духовых — 11−12 лет.

Вы хотели отдать малыша на занятия игрой на саксофоне, но теперь видите, что он пока мал для этого инструмента? Педагоги рекомендуют поступить следующим образом: не откладывать начало музыкального образования, но первым освоить подходящий по возрасту инструмент. К примеру, игра на пианино станет прекрасной «базой» для дальнейшего обучения игре на других музыкальных инструментах — малыш уже будет знаком с понятием нот и мелодики. К тому же, благодаря занятиям, у него будут достаточно развиты музыкальный слух, внимание и память!

www.rastishka.ru

Духовые инструменты: список, названия

Практически во всех оркестрах присутствуют духовые музыкальные инструменты. Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук – низкий.

Существует два способа для изменения высоты звука, издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название – духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида – медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность – клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • шэн;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только натуральный звукоряд. В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука – внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

  • кларнет;
  • зурна;
  • гобой;
  • балабан;
  • флейта;
  • фагот.

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых – язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • бау;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная гармоника, гармонь. В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок – бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это деревянный духовой инструмент. Список относящихся к этому виду труб был дан выше.

Флейта – один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

Сиринга – одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.

Блокфлейта – деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.

Флейта-пикколо – разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной поперечной флейты. Её диапазон – от «ре» второй до «до» пятой.

Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.

Тромбон

Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше). Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису – трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).

Хулусы

Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название – биландао. Всего трубок у него три или четыре – одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих). Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко – в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.

fb.ru

Какой инструмент выбрать для обучения ребенка музыке? | Обучение

Прежде всего, Вы должны знать о нагрузке на ребенка. Если он мечтает стать великим пианистом, то работать ему придется не меньше двух часов. Каждый день! А дальше больше. То есть ребенок в течение этого времени будет сидеть на стуле. Если это духовой инструмент — то не больше часа в день. Так как музыканту постоянно активно приходится дышать, то иногда от переусердствования может закружиться голова.

По медицинским показаниям. Если у Вашего ребенка астма или проблемы с дыханием, то нет ничего лучше духового отдела — флейта, саксофон, труба, кларнет, валторна — все что угодно! Тут Вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на небольшой деревянной или пластмассовой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и что самое главное — развивается дыхание! Знаю многие случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Тут всегда (за исключением валторны — иногда) нужно стоять и держать правильную осанку. За этим неусыпно будет следить преподаватель.

Если есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом и координацией движений, то тут лучше ударные инструменты. Здесь научат не только «бить палочками» по барабану, но также в обязательную программу входит ксилофон. Помните такой небольшой инструментик продается для детей? Это мини-копия. Здесь это огромный инструмент из деревянных перекладин, по которым надо легонько ударять. Приходится постоянно двигать руками, следить за ритмом и своими движениями, чтобы просто палочки не зацепились друг за друга.

В первую очередь Вы будете проходить с Вашим ребенком собеседование у преподавателей. Ребенку дадут несколько простейших заданий, чтобы определить, есть ли у него слух, чувство ритма. То есть, он отвернется, преподаватель будет играть разные ноты на фортепиано и просить ребенка спеть их. Потом наиграет определенный простой ритм и ребенок должен будет его прохлопать в ладоши. Ничего сложного, но после такого небольшого прослушивания преподаватель скажет Вам о задатках Вашего ребенка, о том, обладает ли он музыкальным слухом. Хочу сказу предупредить, что мнение педагога не есть истина в последней инстанции — все это весьма относительно.

Знаю это по себе — когда меня после двух лет индивидуальных занятий отдали в музыкальную школу, где мне сообщили, что я упорно не чувствую ритм и не очень хороший слух. В итоге я отлично сдавала экзамены и играла сложнейшие произведения.

Обязательно обратите внимание на преподавателя как личность. Познакомьтесь с ним, пообщайтесь. Ведь именно он будет проводить очень много времени с Вашим ребенком и должен быть хорошим психологом и педагогом. Посидите на занятиях с другими детьми, посмотрите на методы преподавания. Бывают ведь случаи, когда преподаватели бьют по рукам, отстукивают ритм по голове ребенка, кричат на него, если у него что-то не получается. Это ведь Вам не формула химии, которую нужно просто выучить — тут нужно нечто бОльшее.

Естественно, когда Вы даете ребенку образование, то делаете это Вы на 99% не под веянием моды, а с видами на будущее для Вашего чада. Какие виды в плане профессиональной деятельности могут быть для ребенка, который получает начальное музыкальное образование?

Ребенок в музыкальной школе может учиться по сокращенной и по долгой программе. Все зависит от набора. Есть семилетки, есть пятилетки. Первый вариант лучше — потому что нагрузка не такая сильная — программа почти такая же, только длится дольше по времени. Это будет проще для ребенка. Если Вы не хотите, чтобы ребенок тратил слишком много времени, то можно выбрать сокращенный вариант, но он, как правило, не самый удачный в плане дальнейшего роста.

Не забывайте, что в музыкальной школе много факультативных мероприятий — оркестры, вокальные ансамбли. Они участвуют в различных конкурсах, выезжают с выступлениями за границу. Многие одаренные молодые музыканты получают гранты правительства Москвы, именитых музыкантов. Некоторые получают сразу по три-четыре стипендии — сумма в итоге немаленькая, и молодые ребята очень гордятся своими достижениями.

Во время выпускного года перед такими ребятами встает закономерный вопрос о том, как быть и кем быть дальше. И тут уже, конечно, решать ребенку. Если он не видит жизни своей без музыки, если он все время обучения постоянно подбирал мелодии, изумительно играет на аккордеоне и все соседи говорят о том, как прелестно играет Ваша дочка на фортепиано, то Вам нужно серьезно поговорить с ребенком о его дальнейшей жизни.

Конечно, есть люди, придерживающиеся мнения, что музыкой на хлеб не заработаешь, что нужно что-то более «серьезное» , чтобы не остаться голодным на улице и не играть в переходе. Грозить ребенку такими страшными картинами не стоит — нужно взвесить все за и против. Если ребенок не шибко талантлив, не выигрывал конкурсы, его не особо хвалили в школе… — то тут нет смысла идти по музыкальной стезе дальше. Ведь за семь лет обучения ребенок уже вполне может раскрыться как талант — естественно, в руках внимательных педагогов, которые этот талант в нем обнаружили.

Если он посредственный музыкант, то вряд ли стоит ожидать невиданных успехов. В музыке одним упорством не пробьешься. Пусть лучше он будет замечательно играть на гитаре в университете и петь в КВН, чем всю жизнь будет чувствовать, что он не лучший и он не гений. Хотя, конечно, многие певцы нашей эстрады начали свою карьеру в вузовских ансамблях — Владимир Маркин, Вячеслав Бутусов и многие другие. Поэтому никто не знает, как именно сложится судьба и жизнь Вашего ребенка, что ему пригодится в жизни, а что нет. Ведь если ему предназначено стать великим музыкантом, то талант все равно найдет выход и все о нем узнают.

Будьте счастливы и играйте прекрасную музыку!

shkolazhizni.ru

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Деревянные духовые инструменты – самые древние  наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки.

Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей.

Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

По сей день, музыканты любовно называют эти инструменты «деревом» или «деревяшками», хотя этим названием уже давно перестал отражаться материал, из которого их изготавливают. Сегодня это не трубочки природного происхождения, а металл для флейт и саксофонов, эбонит для кларнетов, пластмасса для блокфлейт.

Аутентичные деревянные инструменты

Тем не менее, дерево остается неизменным материалом аутентичных деревянных духовых инструментов, которые очень популярны и звучат на многих сценических площадках мира. К таким относятся, например, дудук, зурна, жалейка, поперечные флейты народов мира и другие инструменты. Голоса этих инструментов пробуждают в душах людей зов предков.

Все эти инструменты объединяет общая система отверстий – дырочек, которые созданы для того, чтобы можно было увеличить или уменьшить длину ствола инструмента.

Родство деревянных и медных инструментов

Деревянные духовые инструменты, тем не менее, имеют некое родство с медными духовыми инструментами. Это родство заключается в том, что для извлечения звука необходим воздух, который выпускается лёгкими. Других общих признаков у этих двух групп инструментов нет. Деревянные и медные инструменты могут объединяться в духовой оркестр.

Забавно! Один дирижёр, сам, будучи скрипачом, очень любил духовые инструменты. Звуки струнных инструментов казались ему очень прозрачными и невесомыми. Звуки «меди» он называл «мясом», а звуки «дерева» для него были как хорошая приправа к основному блюду. Слушая духовые инструменты, он лучше чувствовал музыку, ощущал её.

Лабиальные и тростевые деревянные духовые инструменты

По способу извлечения звука, деревянные духовые бывают лабиальными, к которым относится флейта и язычковые или тростевые, к которым относятся кларнет, саксофон, фагот и гобой.

В первом случае музыканту не приходится тратиться на трости и мундштуки, а во втором, наоборот, приходится беспокоиться о периодической их смене. Тем не менее, эти траты оправданы красотой звучания и тембром инструментов.

Какой из инструментов подойдёт ребёнку?

Для маленьких детей деревянные духовые инструменты – это как раз то, что нужно. Как правило, на медных инструментах начинают обучать тогда, когда появляются силы и укрепляется мышечный корсет, хотя исключения встречаются. Что же касается деревянных духовых, то прекрасный выбор для малышей – блокфлейта. Играть на ней просто и легко, поскольку не требуется каких-либо усилий со стороны дыхательного аппарата.

Деревянные духовые инструменты – это инструменты больших возможностей и огромного потенциала. За всю историю человечества они неоднократно доказывали это. Давайте оценим их и мы!

Автор – Ольга Беляева

music-education.ru