Русский язык Урок 6. Что такое тема и главная мысль текста? Что такое тема текста и основная мысль текста примеры


Тема и главная мысль текста

Русский язык, 2 Класcы
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • ЕГЭ
Предметы
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Математика
  • Информатика
  • Обществознание
  • ОБЖ

web-dev01.interneturok.ru

Тема и главная мысль текста

Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

 

Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.  

 

1. Прочитать текст и определить его тему:

 

«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».

 

Э. Шим

 

Проверим: о ком говорится в тексте? – о гусятах. Все предложения связаны одной темой.

 

2. Прочитать текст и определить, все ли предложения в нем соответствуют теме текста.

 

«У каждого ручья свой голос – один шепчет, другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и послушай».

 

По Н. Садкову

 

В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором – куда они спешат, в третьем – как разгадать тайну ручейка.

 

Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».

 

3. Прочитать текст и из предложенных предложений выбрать то, которое называет тему данного текста.

 

«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

 

Предложенные темы:

 

1. Был жаркий день.

 

2. Леня.

 

3. Жучка.

 

4. Леня и собака Жучка.

 

Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.

 

У каждого текста есть автор, который через текст обращается к читателям, чтобы донести нужную информацию. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

 

4. Определить тему и основную мысль текста:

 

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

 

Тема – букварь.

 

Основная мысль: «Букварь – важная и нужная книга».

 

Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.

 

5. Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:

 

«Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».

 

В. Абдулова

 

Тема – банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы – это трава», и хотел рассказать автор.

 

6. Прочитать текст, назвать его тему и основную мысль:

 

«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».

 

Тема – скворцы, основная мысль – берегите скворцов, они наши друзья.

 

7. Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.

 

Задание

 

Прочитать текст, выяснить, о чем говорится в тексте, выбрать наиболее удачный заголовок.

 

«Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»

 

Е. Чарушин

 

О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.

 

Варианты:

 

1. Лиса.

 

2. Пушистая охотница.

 

3. Лиса и мыши.

 

Самый удачный вариант – пушистая охотница.

 

вернуться на страницу "Русский язык 2 класс" >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Что такое тема текста и как ее определить?

Работа с текстом - это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия "текст". Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов. Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст - это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной - единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея - то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова "Мартышка и очки". Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста - связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак - смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

Виды тем текста

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев - столько микротем.

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы - например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема - любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь - всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, "Нищий"), любовь - самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

fb.ru

Тема текста, основная мысль текста.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Тема текста, основная мысль текста. Урок русского языка в 5 классе

2 слайд Описание слайда:

Цель урока: закрепление и обобщение изученного о теме и основной мысли текста Задачи: закрепить коммуникативные знания о теме и основной мысли высказывания; развивать устную и письменную речь учащихся; повторить правописание слов, в которых могут быть допущены орфографические ошибки; развивать догадку, воображение, литературно-творческие способности учащихся.

3 слайд Описание слайда:

Фронтальный опрос: - Что такое тема текста? - Где чаще всего отражается тема? - Что такое основная мысль текста? - Где может быть выражена основная мысль текста?

4 слайд Описание слайда:

- Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится.) - Где чаще всего отражается тема? (Очень часто тема текста отражается в его заглавии.) - Что такое основная мысль текста? (Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.) - Где может быть выражена основная мысль текста? (Основная мысль текста может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.)

5 слайд Описание слайда:

Работа с текстом Тропинка Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тр..пинке. Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года. Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка.

6 слайд Описание слайда:

Работа с текстом (устно) Что называется текстом? Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить. У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии? (тема текста)

7 слайд Описание слайда:

Работа с текстом (устно) Что называется темой текста? Тема текста – то, о чем говорится в тексте. 2. Что такое основная мысль текста? Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор. 3. Какова тема нашего текста? Тема текста – лесная тропинка. 4. Какова основная мысль текста? Лесная тропинка интересна, любима.

8 слайд Описание слайда:

Работа с текстом (устно) 5. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их. 1. Начало (1-е предложение). 2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что мы видим и слышим, гуляя по тропинке). 3. Заключение (последнее предложение. Оно же конец предложения). Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

9 слайд Описание слайда:

Внесите в отрывок из сочинения школьницы исправления в соответствии с замечаниями, сделанными на полях

10 слайд Описание слайда:

Работа с текстом (письменно) Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста. На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.

11 слайд Описание слайда:

Работа с текстом (устно) Можно ли этот отрывок назвать текстом? Назовите основные признаки текста. Заглавие (Цветущая верба) тема ( цветущая верба) основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске) связность (верба – она- деревце) композиционная завершенность.

12 слайд Описание слайда:

Подведение итогов урока Что такое тема и основная мысль текста? Помогло ли вам увиденное на уроке узнать больше о том, что такое тема и основная мысль текста? Почему необходимо знать, что такое тема и основная мысль текста? В каких случаях это обязательно пригодится?

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-207493

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Определение темы и основной мысли текста

Что такое тема текста и как ее определить?

Работа с текстом - это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

Текст: основные характеристики и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия "текст". Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов.

Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст - это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной - единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея - то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова "Мартышка и очки". Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста - связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак - смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

Виды тем текста

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев - столько микротем.

Как правильно работать с текстом?

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы - например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема - любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь - всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, "Нищий"), любовь - самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

fb.ru>

Как определить основную мысль текста?

Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

Для того чтобы усовершенствовать

ум, надо больше размышлять, чем

заучивать.

Р.Декарт.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1. Выявления темы текста

2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту

3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)

4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)

5. Выводы

Модель написания сочинения-рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Нужно обратить внимание и на абзацное членение текста, ибо каждый абзац – микротема, и в них также можно определить тему.

клише:

… — вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о…

Автор обращается к актуальной теме — теме…

Этот текст о …

Работа с основной мыслью текста-рассуждения.

Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в данном тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста:

Основная мысль текста - это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

Как определить основную мысль текста?

1. Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое – то ”новое“, что по этой теме будет говориться.

Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например метафоры.

Если в тезисе всё-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить её в своих рабочих записях.

3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его ”новое“.

4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.

Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.

Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.

5. При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются таким образом, чтобы подлежащее и дополнения по смыслу перекликались с темой тезиса, сказуемое, обстоятельства или определения - ”новым“ тезиса.

studopedia.ru>

Как определить тему и основную мысль текста?

Эльвира сагидуллина

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу. основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось

Елена ладынина

ТЕМА (греч. thema – то, что положено в основу) , т. е. тема – это то, о чём говорится в тексте. Тема – смысловое ядро текста, она «должна управлять» созданием текста. В тексте может быть не одна тема, а несколько, тогда мы говорим о его тематике. Тема часто бывает сформулирована в заглавии текста. ПРОБЛЕМА- вопрос, волнующий автора текста. Этот вопрос возникает и в нашем сознании по мере знакомства с текстом. Он требует решения или освещения и непосредственно рассматривается автором в тексте. Иначе говоря, проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому наибольшее внимание. Совокупность вопросов, часто взаимосвязанных, называется проблематикой. Основная мысль = ИДЕЯ (греч. idea – понятие представление) – главная мысль, лежащая в основе текста. Это отношение автора к тому, о чём он рассуждает, рассказывает, вывод. Рассматривая ту или иную проблему, автор, как правило, стремится разрешить её, ответить на поставленный, (-ые) вопрос (-ы), т. е. дать идейную оценку. Идея текста – это выражение авторского отношения к изображаемому. Главная мысль не всегда может быть выражена однозначно, даже если формулируется автором прямо и непосредственно. В художественном тексте чаще всего идея вообще словесно не выражена, а в сознании воспринимающего формируется путем обобщения разных смыслов текста. Идея здесь – это эмоционально-обобщающая образная мысль. Она воплощена в тексте всеми словесными средствами выражения содержания. А потому её только очень приблизительно можно сформулировать в виде отвлечённого суждения. В таком случае возможны различные интерпретации текста.

Animekit

Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой разговорный, публицистический, художественный В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному В разговорном используются различные диалекты и т. д В официально деловом стиле обычно пишутся документы Публицистический стиль используется в журналах, газетах Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д. Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо ну вот и всё:)

Егор карась

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу. основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось

Саша лопатин

Тема текста определяется по названию Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой разговорный, публицистический, художественный В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному В разговорном используются различные диалекты и т. д В официально деловом стиле обычно пишутся документы Публицистический стиль используется в журналах, газетах Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д. Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо ну вот и всё:)

Диана амирова дамировна

Чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу. основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось

Ольга салдаева

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу. основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой разговорный, публицистический, художественный В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному В разговорном используются различные диалекты и т. д В официально деловом стиле обычно пишутся документы Публицистический стиль используется в журналах, газетах Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д. Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо Легко и просто, возьми и подумай.

Что такое тема текста?

Наталия тузина

Фа́була — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея– это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

Читайте также

zna4enie.ru

Основная мысль текста. Как определить основную мысль текста

Изучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, – о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня интеллекта, социального положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор.

Важность определения главной идеи

В большинстве случаев общее впечатление складывается еще до того, когда прочитана последняя фраза, а высокие идеи сочинителя, с которыми он принимался за работу, остаются непонятыми или до конца непознанными. В этом случае обывателю очень трудно понять восторги своих приятелей или положительные рецензии уважаемых экспертов на это произведение. Недоумение по поводу того, что кто-то в нем нашел что-то особенное, а кто-то нет, способно в лучшем случае озадачить, в худшем – сформировать некий комплекс неполноценности. Последнее касается особо впечатлительных читателей, а таких немало. На произведения, вызвавшие полярные отзывы, стоит обратить особое внимание и понять, чем эти впечатления вызваны.

Необходимо определить основную мысль текста. Как это сделать? Для начала следует ответить на несколько вопросов: «Что хотел выразить и донести до читателя автор в своем произведении, что заставило его взяться за перо?» Определить задачи, которые ставил перед собой писатель, журналист или публицист, можно, опираясь на сопоставление времени написания текста и времени, куда перенес автор события, в нем описанные.

Характерные примеры определения основного в тексте

Довольно характерным примером этого метода познания является бессмертное и гениальное произведение Михаила Булгакова «Собачье сердце». В каждом предложении, цельном отрывке – аллегорическое отношение писателя на происходящие в стране события после революции 1917 года. Здесь тема и главная мысль текста завуалированы под неправдоподобное превращение одной живой особи в другую под воздействием вмешательства внешних факторов. Отношение Булгакова к глобальным преобразованиям в государстве и умах его граждан выражены как нельзя более точно и откровенно. Он донес до читателя свою позицию через стилистическую подачу текста, освещение всего круга проблем, возникших в стране на тот период, на примере частной жизни обитателей отдельно взятой квартиры и их отношениях с окружающими. Сопоставив важные и второстепенные события, описанные в повести и происходящие в стране, понять, как найти основную мысль текста можно через изложение этих событий автором.

Равнение на автора

Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный – внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.

К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.

Если тему задает сам автор

Итак, вернемся к общему правилу определения основной мысли текста. Перечитав произведение два-три раза, если возможность, желание и необходимость этого требуют, важно точно понять, о чем в нем идет речь и пересказать его суть. Иногда главное в тексте скрыто наслоением чрезмерно пышных и цветистых фраз, все зависит от стиля подачи темы автором. Но если удалось сформулировать главное одной короткой и лаконичной фразой, значит, автору удалось донести до читателя свое отношение к описываемым событиям или героям.

От заголовка к тексту

Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста, заключается в выражении развернутой авторской позиции. Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа вопросительный знак в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли. Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, – тоже ключи определения главного в изложенном.

Читать и думать

И напоследок, еще один характерный способ того, как определить основную мысль текста. Для этого необходимо понять, какие выводы из того, о чем шло повествование, делает сам автор. Это может быть оформлено как некий итог, к которому автор вел читателя, и в конце произведения несколькими фразами подвел черту под своей идеей. На примере морали в баснях видно, что в подобных случаях главная мысль определена самим автором, а читателю остается либо согласиться с нею, либо нет.

fb.ru

Урок 6. Что такое тема и главная мысль текста?

Урок 6. Что такое тема и главная мысль текста?

Цель: научить определять тему и главную мысль текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

Е. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели.

— Из слов каждой строки составьте предложение.

— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)

— Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.)

— В каких словах все согласные глухие? (Кот-, Тишка.}

III. Самоопределение к деятельности

(Текст на карточках.)

Слоны - умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

(По Б. Житкову)

— Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны.}

— Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей.)

— Озаглавьте текст. («Умные животные», «Умные слоны».)

— В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 13).

— Прочитайте текст.

— Найдите предложение, в котором говорится самое главное, что хотел сказать автор. («Хорошее знакомство — в прибыль нам»,)

— Как понимаете эти слова? {Человек много получает от хорошего знакомства.)

— Докажите, что заголовок отражает главную мысль. (Поведешься с хорошим человеком, сам хорошему научишься.)

— Спишите предложение, в котором выражена основная мысль. (Дети списывают последнее предложение.)

— Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)

V. Физкультминутка

Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись. А теперь чуть-чуть попрыгай, Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 19).

(Дети читают текст самостоятельно.)

— Определите тему текста. (Муравей попал под дождь.) ~ Назовите главную мысль текста. (Благодаря своей находчивости муравей спасся от дождя и попал домой.}

— В каком предложении говорится о том, как муравей укрылся от дождя? («Залез муравей...»}

— Спишите это предложение.

(Проверка. Самопроверка, сверка с текстом учебника.)

Упр. 17 (с. 19).

— Прочитайте задание.

— Какое задание вы будете выполнять письменно? (Списать предложение.}

— Спишите и проверьте написанное.

— На написание каких орфограмм нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали.

— Прочитайте задания для устной работы.

— Почему говорят, что сентябрь без плодов не бывает? (В сентябре созревают овощи и фрукты.)

— Докажите, что это не текст, а предложение. (Текст состоит из нескольких предложений, а здесь только одно предложение.}

— Составьте устно текст, включив в него данное предложение. (Отвечают 2— 3 учащихся. Дети определяют основную мысль текста.)

2. Словарная работа

— Написание какого слова мы должны запомнить? (Сентябрь.)

— Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

— Дайте определение: что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц.)

VII. Рефлексия

— Перед вами на листочках текст. Прочитайте его и спишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворны. Для них лужа - как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на поду, крыльями взбивают ее, привзлетывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них — удовольствие.

(Дети списывают последнее предложение.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что узнали о тексте? (В каждом тексте есть главная мысль.)

— Что такое главная мысль? (Это то главное, о чемхотел сказать автор.}

— Может ли быть текст без главной мысли? (Нет. Получится бессмыслица.}

Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь». Программный уровень. Написать текст из трех-четырех предложений по теме «Сентябрь».

infourok.ru