Реформы и реформаторы в России XIX в. Что такое реформы и реформаторы


Реформы и реформаторы в России XIX в.

В отечественной истории XIX в. (особенно вторая его половина) характерно чередование реформ и контрреформ. Главная причина такого процесса в том, что правящие круги, сознавая необходимость определенных реформ, при их проведении стремились не допускать ломки традиционных для России общественно-политических устоев, то есть отстаивали консервативно охранительные принципы. Но когда правящие круги приходили к выводу о том, что либеральное или революционное проявление может угрожать государственным устоям, наступал черед властных контрреформ. Поэтому реформаторами в России выступали самодержцы и приближенные к ним общественные деятели.

После Екатерины II правил ее сын Павел I (1796-1801гг.). Он стремился исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России путем усиления дисциплины и власти. В 1797г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Это означало возвращение к традиционному для России наследованию престола, переходу его по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Павел ограничил действие жалованной грамоты дворянству, ужесточил порядок их службы. В результате последнего в истории России дворцового переворота Павел I был убит. Императором стал Александр I (1801-1825гг.).

Для начального периода его царствования характерным было желание реализовать различные либеральные проекты. Их подсказывали члены созданного при императоре «Негласного комитета» - сторонники английской системы общественного устройства и экономики. В комитете обсуждались вопросы государственных преобразований, крепостничества, распространения просвещения, веротерпимости. В 1803 г. Александр I издал указ «О вольных хлебопашцах». Помещики получили право освобождать крестьян с землей. Но эту инициативу властей дворянство проигнорировало. Новым положением об устройстве учебных заведений вводилась преемственность между школами различных ступеней. В 1804 г. университеты получили значительную автономию. Был издан либе­ральный по характеру цензурный устав.

По поручению императора был разработан проект конституции. В основу устройства государства предлагалось положить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предоставить российским подданным (кроме крепостных крестьян) избирательное право по выборам в Государственную и местные думы. Но после Отечественной войны 1812 г., под впечатлением своей особой роли в созданном в 1815 г. «Священном союзе» императоров, направленном на ограждение Европы от революционных потрясений, царь круто повернул от либеральной к консервативной государственной политике.

Александр I стал учитывать рекомендации Н.М Карамзина, высказанные ему в «Записке о Древней и Новой России», советы о необходимости укрепления традиционных устоев самодержавия, предупреждения об опасности повторения курса Петра I на ускоренную европеизацию России, пренебрежения к православной духовности народа. Были проведены изменения в системе государственного управления. Созданные Петром I коллегии, обеспечивавшие особое влияние в них иностранных советников, заменялись министерствами военных, морских, внутренних дел, финансов, юстиции, народного просвещения. В них вводилось строгое единовластие, как в приказах Ивана IV. Создавался Государственный Совет - законосовещательный орган при императоре.

Николай I (1825-1855гг.) начал царствование с подавления восстания декабристов. Правил он в эпоху революционных потрясений на Западе, поэтому стремился укрепить самодержавие путем усиления регламентации всей общественной жизни в стране. Государственное управление царь осуществлял через «Собственную Его Императорского Величества канцелярию». Во втором отделении этого важнейшего органа власти была сосредоточена кодификация законодательства, проведенная под руководством М.М. Сперанского. Им были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного Уложения 1649 г. и «Свод законов», в котором были собраны действующие законы. Документы в 46 томах юридически всесторонне закрепили положение России как уникального державного образования, объединяющее десятки народов. Их подданство самодержавному монарху позволяло проводить централизованно реформы, обеспечивать геополитические интересы страны.

Россия имела герб в виде двуглавого орла с царскими регалиями, государственный гимн, начинавшийся со слов «Боже, царя храни». Царская особа была обязана соблюдать закон о престолонаследии. Российский царь должен был исповедовать православие. Его главной заботой было сохранение целостности многонационального государства. Поскольку в среде разночинной интеллигенции все шире звучали навеянные с Запада радикально оппозиционные настроения, Николай I сосредоточил дела полицейского контроля за всеми сторонами общественной жизни в Третьем отделении своей Канцелярии, придал ему мощный корпус жандармов.

В 1855-1881гг. Российским императором был Александр II. В начале его правления страна переживала общественно-политический и экономический кризис, который удалось преодолеть благодаря отмене в 1861г. крепостного права (этот вопрос рассмотрен ранее) и проведению ряда буржуазно-либеральных реформ в 60-70-е годы.

Земская реформа вводила начало всесословного выборного представительства в масштабах уезда, губернии. Избранные органы местного самоуправления – земства или земские собрания формировали свои исполнительные органы – земские управы. Земства ведали вопросами хозяйственной жизни, местной торговли и промышленности, а также просвещением, медициной, статистикой, занимались благотворительностью; имели право собирать налоги для местных нужд.

Городская реформа вводила в 509 городах России городские думы, которые выбирали исполнительные органы - городские управы. Выборы в думы «гласных» проводились равными долями от трех групп населения, определяемых имущественным цензом. Во главе городской думы - выборный городской голова, утверждаемый губернатором, а в Петербурге и Москве - царем.

Судебная реформа отражала юридическую мысль и европейскую практику судопроизводства. Россия получила новый суд: всесословный, гласный, состязательный (обвинение – защита), с общими для всех сословий судебными учреждениями (окружным судом и судебной палатой). Вводился суд присяжных из 12 человек выборных по сословиям, который определял виновность обвиняемого. Прежние сословные суды упразднялись. Их место занимал мировой суд, рассматривавший дела о мелких правонарушениях. Сохранялись и крестьянские, духовные, «инородческие» суды.

Военная реформа ликвидировала введенные Петром I рекрутские наборы из крестьян. Армия из них не смогла противостоять войскам буржуазных государств Европы. Вводилась всесословная воинская повинность мужчин. Срок службы был сокращен с 25 лет до 6 (на флоте - до 7). Офицерский состав формировался из дворян, окончивших военные учебные заведения.

Реформы коснулись также образования и печати. Были изданы «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное образование. Фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические (в основе –гуманитарные дисциплины) и реальные (преобладали «естественные» предметы). В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение. Появились новые университетские уставы, вернувшие автономию университетам, ликвидированную Николаем I.

«Временные правила» о печати отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.

Эти реформы, по сути, приближали Россию к европейской социально-политической модели буржуазной монархии. Инициаторами реформ были некоторые государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов даже разработал конституционные предложения. Но убийство народовольцами императора Александра II развенчало либеральные иллюзии в обществе и изменило общее направление правительственного курса.

В новых политических условиях Александр III (1881-1894гг.) проводил так называемые «контрреформы», чтобы оградить российское общество от влияния прозападного либерализма и революционных катаклизмов. Новые «временные правила» о печати восстанавливали цензуру и административный контроль за прессой. Был закрыт ряд газет и журналов. Новый университетский устав ликвидировал выборность ректоров, деканов, профессоров. Положение о земских учреждениях, городовое положение значительно ограничили местное самоуправление. Из ведения суда изымались дела о «сопротивлении властям». Их стало рассматривать «Особое совещание», созданное при министерстве внутренних дел. Полиция получила право ставить граждан под гласный надзор, высылать «поднадзорных» на определенный срок в отдаленные губернии.

Александр III, под влиянием своего духовного наставника обер-прокурора Священного Синода К.П. Побеносцева, придерживался патриархальных традиционных устоев национально-самобытного развития России. Монархия Александра III не была полицейским государством в современном понимании. Поднадзорные свободно устраивались на работу в частные фирмы. Всего 17 человек было казнено за политические преступления, террористические покушения. Александр III вошел в историю как царь-миротворец. При нем у России не было войн.

studfiles.net

Реформы - это... Что такое Реформы?

  • РЕФОРМЫ — 1860 70 х гг. в России: крестьянская реформа 1861, земская реформа 1864, судебная реформа 1864, цензурная реформа 1865, городская реформа 1870, военные реформы 1860 70 х гг., морские реформы 1850 60 х гг., финансовые реформы 1860 х гг.,… …   Современная энциклопедия

  • Реформы Кёхо — (яп. 享保の改革, きょうほうのかいかく кё:хо: но кайкаку?)  название курса социально экономических преобразований в Японии, которые осуществлялись во время 30 летнего правления Токугавы Ёсимунэ (1716 1745), 8 го сёгуна сёгуната Эдо. Реформы названы по… …   Википедия

  • РЕФОРМЫ — Каждый режим в конце концов становится старым режимом. Станислав Ежи Лец Самый опасный момент для плохого режима когда он начинает реформироваться. Алексис Токвиль Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • реформы — проводить реформы • действие продолжать реформы • действие, продолжение …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • РЕФОРМЫ — 1860–1870 гг., преобразования Александра II – крестьянская реформа 1861 г., земская реформа 1864 г., судебная реформа 1864 г., цензурная реформа 1865 г., городская реформа 1870 г …   Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

  • Реформы правительства Ельцина — Гайдара  преобразования в экономике и системе государственного управления, совершённые правительством России под руководством Бориса Ельцина и Егора Гайдара в период с 6 ноября 1991 года по 14 декабря 1992 года. Правительством Ельцина… …   Википедия

  • Реформы Петра I — Реформы Петра I  преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696 1715 годы и 1715 1725.… …   Википедия

  • Реформы в экономике — (economic reforms) – один из элементов экономической политики государства. На протяжении длительного времени у нас была принята марксистская трактовка понятия реформы  (от лат. reformio, преобразую):   «более  или менее прогрессивное… …   Экономико-математический словарь

  • реформы в экономике — Один из элементов экономической политики государства. На протяжении длительного времени у нас была принята марксистская трактовка понятия реформы (от лат. reformio, преобразую): «более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к… …   Справочник технического переводчика

  • Реформы Александра II — Реформы Александра II  реформы 60 70 х годов XIX века в Российской империи, проведённые в царствование императора Александра II. В российской историографии известны как «Великие реформы». Основные преобразования: Крестьянская реформа 1861… …   Википедия

  • dikc.academic.ru

    Реформы и реформаторы в России XIX в.

    В отечественной истории XIX в. (особенно вторая его половина) характерно чередование реформ и контрреформ. Главная причина такого процесса в том, что правящие круги, сознавая необходимость определенных реформ, при их проведении стремились не допускать ломки традиционных для России общественно-политических устоев, то есть отстаивали консервативно охранительные принципы. Но когда правящие круги приходили к выводу о том, что либеральное или революционное проявление может угрожать государственным устоям, наступал черед властных контрреформ. Поэтому реформаторами в России выступали самодержцы и приближенные к ним общественные деятели.

    После Екатерины II правил ее сын Павел I (1796-1801гг.). Он стремился исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России путем усиления дисциплины и власти. В 1797г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Это означало возвращение к традиционному для России наследованию престола, переходу его по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Павел ограничил действие жалованной грамоты дворянству, ужесточил порядок их службы. В результате последнего в истории России дворцового переворота Павел I был убит. Императором стал Александр I (1801-1825гг.).

    Для начального периода его царствования характерным было желание реализовать различные либеральные проекты. Их подсказывали члены созданного при императоре «Негласного комитета» - сторонники английской системы общественного устройства и экономики. В комитете обсуждались вопросы государственных преобразований, крепостничества, распространения просвещения, веротерпимости. В 1803 г. Александр I издал указ «О вольных хлебопашцах». Помещики получили право освобождать крестьян с землей. Но эту инициативу властей дворянство проигнорировало. Новым положением об устройстве учебных заведений вводилась преемственность между школами различных ступеней. В 1804 г. университеты получили значительную автономию. Был издан либе­ральный по характеру цензурный устав.

    По поручению императора был разработан проект конституции. В основу устройства государства предлагалось положить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предоставить российским подданным (кроме крепостных крестьян) избирательное право по выборам в Государственную и местные думы. Но после Отечественной войны 1812 г., под впечатлением своей особой роли в созданном в 1815 г. «Священном союзе» императоров, направленном на ограждение Европы от революционных потрясений, царь круто повернул от либеральной к консервативной государственной политике.

    Александр I стал учитывать рекомендации Н.М Карамзина, высказанные ему в «Записке о Древней и Новой России», советы о необходимости укрепления традиционных устоев самодержавия, предупреждения об опасности повторения курса Петра I на ускоренную европеизацию России, пренебрежения к православной духовности народа. Были проведены изменения в системе государственного управления. Созданные Петром I коллегии, обеспечивавшие особое влияние в них иностранных советников, заменялись министерствами военных, морских, внутренних дел, финансов, юстиции, народного просвещения. В них вводилось строгое единовластие, как в приказах Ивана IV. Создавался Государственный Совет - законосовещательный орган при императоре.

    Николай I (1825-1855гг.) начал царствование с подавления восстания декабристов. Правил он в эпоху революционных потрясений на Западе, поэтому стремился укрепить самодержавие путем усиления регламентации всей общественной жизни в стране. Государственное управление царь осуществлял через «Собственную Его Императорского Величества канцелярию». Во втором отделении этого важнейшего органа власти была сосредоточена кодификация законодательства, проведенная под руководством М.М. Сперанского. Им были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного Уложения 1649 г. и «Свод законов», в котором были собраны действующие законы. Документы в 46 томах юридически всесторонне закрепили положение России как уникального державного образования, объединяющее десятки народов. Их подданство самодержавному монарху позволяло проводить централизованно реформы, обеспечивать геополитические интересы страны.

    Россия имела герб в виде двуглавого орла с царскими регалиями, государственный гимн, начинавшийся со слов «Боже, царя храни». Царская особа была обязана соблюдать закон о престолонаследии. Российский царь должен был исповедовать православие. Его главной заботой было сохранение целостности многонационального государства. Поскольку в среде разночинной интеллигенции все шире звучали навеянные с Запада радикально оппозиционные настроения, Николай I сосредоточил дела полицейского контроля за всеми сторонами общественной жизни в Третьем отделении своей Канцелярии, придал ему мощный корпус жандармов.

    В 1855-1881гг. Российским императором был Александр II. В начале его правления страна переживала общественно-политический и экономический кризис, который удалось преодолеть благодаря отмене в 1861г. крепостного права (этот вопрос рассмотрен ранее) и проведению ряда буржуазно-либеральных реформ в 60-70-е годы.

    Земская реформа вводила начало всесословного выборного представительства в масштабах уезда, губернии. Избранные органы местного самоуправления – земства или земские собрания формировали свои исполнительные органы – земские управы. Земства ведали вопросами хозяйственной жизни, местной торговли и промышленности, а также просвещением, медициной, статистикой, занимались благотворительностью; имели право собирать налоги для местных нужд.

    Городская реформа вводила в 509 городах России городские думы, которые выбирали исполнительные органы - городские управы. Выборы в думы «гласных» проводились равными долями от трех групп населения, определяемых имущественным цензом. Во главе городской думы - выборный городской голова, утверждаемый губернатором, а в Петербурге и Москве - царем.

    Судебная реформа отражала юридическую мысль и европейскую практику судопроизводства. Россия получила новый суд: всесословный, гласный, состязательный (обвинение – защита), с общими для всех сословий судебными учреждениями (окружным судом и судебной палатой). Вводился суд присяжных из 12 человек выборных по сословиям, который определял виновность обвиняемого. Прежние сословные суды упразднялись. Их место занимал мировой суд, рассматривавший дела о мелких правонарушениях. Сохранялись и крестьянские, духовные, «инородческие» суды.

    Военная реформа ликвидировала введенные Петром I рекрутские наборы из крестьян. Армия из них не смогла противостоять войскам буржуазных государств Европы. Вводилась всесословная воинская повинность мужчин. Срок службы был сокращен с 25 лет до 6 (на флоте - до 7). Офицерский состав формировался из дворян, окончивших военные учебные заведения.

    Реформы коснулись также образования и печати. Были изданы «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное образование. Фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические (в основе –гуманитарные дисциплины) и реальные (преобладали «естественные» предметы). В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение. Появились новые университетские уставы, вернувшие автономию университетам, ликвидированную Николаем I.

    «Временные правила» о печати отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.

    Эти реформы, по сути, приближали Россию к европейской социально-политической модели буржуазной монархии. Инициаторами реформ были некоторые государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов даже разработал конституционные предложения. Но убийство народовольцами императора Александра II развенчало либеральные иллюзии в обществе и изменило общее направление правительственного курса.

    В новых политических условиях Александр III (1881-1894гг.) проводил так называемые «контрреформы», чтобы оградить российское общество от влияния прозападного либерализма и революционных катаклизмов. Новые «временные правила» о печати восстанавливали цензуру и административный контроль за прессой. Был закрыт ряд газет и журналов. Новый университетский устав ликвидировал выборность ректоров, деканов, профессоров. Положение о земских учреждениях, городовое положение значительно ограничили местное самоуправление. Из ведения суда изымались дела о «сопротивлении властям». Их стало рассматривать «Особое совещание», созданное при министерстве внутренних дел. Полиция получила право ставить граждан под гласный надзор, высылать «поднадзорных» на определенный срок в отдаленные губернии.

    Александр III, под влиянием своего духовного наставника обер-прокурора Священного Синода К.П. Побеносцева, придерживался патриархальных традиционных устоев национально-самобытного развития России. Монархия Александра III не была полицейским государством в современном понимании. Поднадзорные свободно устраивались на работу в частные фирмы. Всего 17 человек было казнено за политические преступления, террористические покушения. Александр III вошел в историю как царь-миротворец. При нем у России не было войн.

    studfiles.net

    Реформатор - Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    (перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 февраля 2016; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 февраля 2016; проверки требуют 8 правок.
    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

    Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

    Реформа (лат. reformo) — изменение правил игры в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

    Реформа может трактоваться как «re-» и «form», то есть изменение формы, изменение содержания или сути чего-либо (какого-то объекта реализации реформы). Реформа предполагает существенные изменения в механизме функционирования объекта, возможна смена основополагающих принципов, ведущих к принципиально новому результату и получению принципиально нового объекта. Не стоит путать понятия «реформа» и «усовершенствование» или «модернизация». Реформа в таком случае, по сути, коренной перелом устоявшихся процессов, традиций и т. д. Именно такая, более жесткая трактовка понятия «реформа», используется в историческом аспекте: Отмена крепостного права, Столыпинская аграрная реформа, Реформа русской орфографии 1918 года, реформа РАН[1] и т. д.

    «Реформистское изменение есть такое, которое не подрывает основ власти господствующего класса, будучи лишь уступкой его, при сохранении его господства. Революционное подрывает основу власти» (Ленин)[2].

    Известные реформы[ | ]

    Реформы, снижающие уровень жизни

    • Увеличение возраста для получения пенсии
    • Увеличение рабочего дня
    • Сокращение пособий по безработице, объёма бесплатных медицинских услуг, бесплатного образования
    • Увеличение налогов

    Известные реформаторы[ | ]

    Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

    Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

    encyclopaedia.bid

    Реформы и реформаторы, как быть?

    Реформы и реформаторы, как быть?

    Реформы и реформаторы, как быть? Масштабы реформ касающиеся повседневной жизни, в чём польза от них и есть ли что — то лучшее?

    Реформы — панацея от всех бед?

    Незаконные деловые операции, предвзятость правоохранительных органов, социальная несправедливость, плохое медицинское обслуживание, посредственное школьное образование, мошенничество во имя религии и загрязнение окружающей среды — всё это вызывает у большинства людей разочарование. Эти проблемы не могут оставить равнодушными и сторонников реформ.

    Реформаторы существуют практически в каждом обществе, и достичь своих целей они пытаются, как правило, мирным, конституционным путём.

    Их нельзя назвать анархистами или революционерами, поскольку большинство из них действуют в рамках закона и отвергают насилие. Некоторые реформаторы пользуются в обществе немалым влиянием и активно занимаются преобразованиями. Другие же пытаются достичь своих целей, лоббируя власть имущих.

    Реформаторы стремятся побудить общество пересмотреть свои взгляды. Они не просто встают в оппозицию, но предлагают свои идеи по преобразованию той или иной сферы общественной жизни.

    Стараясь привлечь внимание к своим воззрениям, они обращаются к общественности, устраивают уличные демонстрации и добиваются гласности с помощью средств массовой информации. И пожалуй, самое страшное для реформаторов — это безразличие общественности.

    Реформаторы разных времён

    На протяжении истории осуществлялось немало реформ. В Библии рассказывается о том, как около 2 000 лет назад оратор Тертулл обратился к Феликсу, римскому прокуратору иудейской провинции, с такими словами: «Благодаря твоей дальновидности в этом народе совершаются преобразования» (Деяния 24:2).

    А примерно за 500 лет до правления Феликса греческий законодатель Солон добился проведения реформы, облегчившей экономическое положение бедняков. Как говорится в «Британской энциклопедии», Солон «положил конец наихудшему из всех бед — нищете».

    Религия также пережила немало реформ. Достаточно вспомнить Мартина Лютера, пытавшегося реформировать Римско-католическую церковь; его прогрессивные взгляды заложили основы протестантизма.

    Масштабы реформ

    Реформаторы также пытаются произвести преобразования, касающиеся повседневной жизни. Некоторые из них выступают за то, чтобы в корне изменить привычные формы существования.

    Например, в начале ХХ века в Германии появилось общественное движение «Реформы жизни» («Lebensreform»). С ростом индустриализации многие почувствовали, что жизнь становится всё более механизированной и обезличенной.

    Реформаторы призывали вернуться к естественному образу жизни и стать ближе к природе. Они ратовали за физическую активность, занятия на свежем воздухе, естественную медицину и пропагандировали вегетарианство.

    Другие реформаторы изобличают несправедливость и вынуждают правительства принять соответствующие меры. С начала 1970-х годов группы экологических активистов выступают против загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов.

    К настоящему времени многие из этих групп переросли во всемирные организации. Эти активисты не ограничиваются одними лишь демонстрациями и акциями протеста. Они выступают с конкретными предложениями по защите окружающей среды.

    Так, благодаря их стараниям были сделаны поправки в законодательстве, например, в отношении китобойного промысла и сбрасывания токсичных отходов в морские воды.

    На Втором ватиканском соборе, проходившем в 1960-е годы, были намечены меры модернизации Римско-католической церкви. В 1990-х годах был представлен целый ряд реформ со стороны мирян Католической церкви.

    Например, было предложено пересмотреть вопрос о целибате. А реформаторы Церкви Англии добились того, чтобы право посвящения в духовный сан распространялось также и на женщин.

    Она боролась за реформы

    Сара (имя изменено) родилась в Азии в середине 1960-х годов. Она была ещё подростком, когда в её стране началась революция и к власти пришло новое правительство, обещавшее провести политические и социальные реформы.

    Поначалу жители той страны с радостью приветствовали эти изменения, однако буквально через год новое правительство начало преследовать своих оппонентов, повторяя политику прежней власти. Повсюду царило смятение и разочарование, и Сара решила присоединиться к одной из оппозиционных групп. Она говорит:

    «Наша группа проводила собрания и выступала с акциями протеста. Я расклеивала на улицах города плакаты и раздавала листовки. Однажды меня арестовала милиция. Меня отпустили, но другим членам нашей группы повезло гораздо меньше. Двух моих подруг арестовали и убили. Моя жизнь была в опасности, поэтому отец настоял, чтобы я уехала из страны».

    Оказавшись в Европе, Сара начала изучать Библию и со временем стала Свидетелем Иеговы. Сегодня она служит полновременно. Оглядываясь на свое прошлое, Сара рассказывает:

    «Я жаждала справедливости и мечтала найти разрешение социальных проблем. И хотя поначалу наше новое правительство тоже старалось этого добиться, со временем оно потеряло из виду свои благородные цели и начало притеснять население.

    Как оказалось, оппозиционная группа, к которой я принадлежала, также не в силах навести порядок в стране (Псалом 145:3, 4). Теперь я твёрдо убеждена, что разрешить все проблемы человечества может только Мессианское Царство Бога».  Здесь

    Оборотная сторона реформ

    Некоторые реформы принесли обществу значительные улучшения. Например, в Библии рассказывается о некоторых народных вождях, реформы которых благотворно повлияли на весь народ.

    Эти реформы содействовали духовному и социальному возрождению и принесли Божье одобрение (4 Царств 22:3—20; 2 Паралипоменон 33:14—17; Неемия, главы 8 и 9).

    В более поздние времена, благодаря тому что в обществе стали уделять больше внимания гражданским правам, правам человека и основным свободам, было сделано немало для защиты неимущих и притесняемых.

    Тем не менее нередко оказывается, что осуществление реформ — дело весьма непредсказуемое: никогда не знаешь, во что оно выльется.  Читать

    Джон Гарднер, видный общественный деятель ХХ века, как-то заметил: «По злой иронии сами реформаторы порой не в силах предугадать последствия своих же реформ». Рассмотрим некоторые примеры.

    В начале 1980-х годов под эгидой Европейского сообщества началась сельскохозяйственная реформа, целью которой было увеличить площадь пастбищ и пустошей. В результате новой сельскохозяйственной политики было освобождено более 300 тысяч гектаров пашен в Германии и Италии для их преобразования в пастбища.

    Однако, несмотря на благие намерения, дело приняло непредвиденный оборот. Вот что об этом говорилось в отчёте Программы ООН по окружающей среде:

    «Первоначальное одобрение политики „исключения из использования“ как возможности повысить экологическую ценность подобных территорий сопровождается опасениями, что они могут возыметь и негативный результат, побуждая население отказаться от традиционных систем земледелия и осваивать, например, неподходящие формы ведения лесного хозяйства».

    Относительно попыток оказать помощь неимущим в отчете Международного фонда сельскохозяйственного развития говорилось: «Все старания помочь бедным посредством институционных реформ тонут в трясине неразрешимых проблем.

    Благотворительные организации и общества созданы и действуют, как правило, в интересах власть имущих… „Большие люди“ обычно ведают местными организациями по своему усмотрению».

    Стоит также упомянуть и о феминистском движении, изменившем жизнь женщин в странах Запада, благодаря чему женщины обрели право голоса на выборах, больше возможностей получить высшее образование и сделать карьеру.

    Тем не менее даже некоторые сторонники этого движения признают, что, разрешая одни проблемы, феминизм породил множество других.

    Психолог Сьюзан ван Скойок поднимает интересный вопрос: «Удалось ли нам по-настоящему облегчить женскую долю или же, добившись равноправия женщин на рабочем месте и не считаясь с их личными обстоятельствами, мы обрекли их на адские мучения?»  Читать

    «Беззубые реформы»

    Некоторых реформистов обвиняют в том, что осуществление реформ для них превращается в самоцель.

    Вот что Фредерик Хесс, занимающийся изучением школьных реформ, сказал относительно того, что он назвал «беззубыми реформами»: «Столь медленный темп на пути к реальным преобразованиям объясняется не чем иным, как природой самих реформ.

    Эти реформы служат лишь для отвода глаз, усугубляя те проблемы, которые они, как предполагалось, смогут разрешить». Он продолжает: «Поскольку очередное новое руководство стремится осуществить свои реформы, этот процесс периодически повторяется каждые несколько лет».

    Но что ещё опаснее — реформы могут использоваться в совершенно иных, порой даже губительных целях.

    Движение «Реформы жизни», зародившееся в Германии, способствовало развитию евгеники — науки, изучающей улучшение человеческого рода при помощи селективного размножения (получения потомства от наиболее здоровых родителей).

    Этими идеями не преминули воспользоваться радикалы, поддержавшие национал-социалистов в идеологической борьбе, направленной на создание высшей расы.

    Даже ревностных защитников реформ порой постигает разочарование. Так, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан с сожалением признал: «Думаю, тяжелее всего осознавать, что все мы знаем, что не так и что нужно предпринять, однако при всём своём желании ничего не можем изменить.

    Иногда секретариату, действующему под руководством генерального секретаря, предоставляются полномочия произвести те или иные преобразования, однако в наличии не оказывается средств, необходимых для выполнения этих задач.

    Временами, когда совершается что-то неординарное и мы пытаемся воззвать к общественному сознанию, никто не хочет и пальцем пошевелить, помня плачевный опыт предыдущих лет».

    У реформаторов мало шансов снискать популярность, поскольку, стремясь к своим целям, они создают обществу неудобства.

    «Реформаторы всегда были жалом в плоть»,— сказал Йюрген Ройлекке, профессор современной истории, специалист по реформам, слова которого приводились в газете «Цайт».

    Более того, хотя большинство реформаторов действуют в рамках закона и не прибегают к насилию, некоторые всё же теряют терпение, когда им не удаётся быстро достичь цели. В таких случаях реформаторское движение может спровоцировать противозаконные акции активистов.

    Принесли ли многочисленные реформы прошлых лет больше удовлетворения в жизни? По всей видимости, нет.

    Например, как показывает опрос общественного мнения, проведённый в Германии, уровень удовлетворенности в жизни за последние 35 лет практически не изменился.

    А что можно сказать о религии? Способствовали ли религиозные реформы тому, что люди потянулись в церковь? Приносит ли религия сегодня больше удовлетворения?  Читать

    Нет, судя по тому, что западное общество становится всё более секуляризированным и людей всё меньше привлекают традиционные религии.

    Был ли Иисус Христос реформатором?

    Некоторые утверждают, что Иисус Христос был реформатором. Но так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен для тех, кто стремится стать истинным служителем Бога,— ведь для этого необходимо в точности следовать по стопам Христа (1 Петра 2:21).  Здесь

    Иисусу, конечно же, не составляло труда начать на земле реформаторскую деятельность. Как совершенный человек, он мог бы стать новатором в области преобразований. Но Христос был далек от этого. Он не призывал очистить мир от продажных чиновников и нечестных дельцов. Он не подстрекал к уличным протестам против несправедливости, но даже сам стал невинной жертвой явного нарушения закона.

    Случалось, что Иисусу «негде [было] приклонить голову». Тем не менее он не стал организовывать группу защитников бездомных и пытаться привлечь к этой проблеме внимание общественности.

    «Бедные с вами всегда»,— объяснил Иисус, когда кто-то посетовал на то, как распределяются денежные средства.

    Иисус никогда не вмешивался в конфликты этого мира (Матфея 8:20; 20:28; 26:11; Луки 12:13, 14; Иоанна 6:14, 15; 18:36).  Читать

    Конечно, такие проблемы, как бедность, коррупция и несправедливость, не могли оставить Христа равнодушным. Как показывает Библия, он глубоко сопереживал и сострадал людям в их скорбях (Марка 1:40, 41; 6:33, 34; 8:1, 2; Луки 7:13). Однако у него был совершенно иной взгляд на решение этих проблем.  Здесь

    Христос не стремился просто лишь провести реформы, он понимал, что необходимо полностью изменить систему правления в человеческом обществе.

    Это станет возможным благодаря небесному Царству или (правительству), основанному Создателем человечества, Иеговой Богом, под руководством Царя, Иисуса Христа.  Читать

    Жизнь самый дивный дар

    Здесь Библия онлайн

    anatoliylappo.ru

    Реформа Википедия

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

    Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

    Реформа (лат. reformo) — изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Публичная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов, а в случаях, когда реальные цели реформирования не соответствуют публичным целям, реформы приводят к поэтапному ослаблению, деградации и ликвидации реформируемых организаций, органов власти, конкурирующих компаний и целых государств.

    Реформа может трактоваться как «re-» и «form», то есть изменение формы, изменение содержания или сути чего-либо (какого-то объекта реализации реформы). Реформа предполагает существенные изменения в механизме функционирования объекта, возможна смена основополагающих принципов, ведущих к принципиально новому результату и получению принципиально нового объекта. Не стоит путать понятия «реформа» и «усовершенствование» или «модернизация». Реформа в таком случае, по сути, коренной перелом устоявшихся процессов, традиций и т. д. Именно такая, более жесткая трактовка понятия «реформа», используется в историческом аспекте: Отмена крепостного права, Столыпинская аграрная реформа, Реформа русской орфографии 1918 года, реформа РАН[1] и т. д.

    «Реформистское изменение есть такое, которое не подрывает основ власти господствующего класса, будучи лишь уступкой его, при сохранении его господства. Революционное подрывает основу власти» (Ленин)[2].

    Известные реформы[ | код]

    Реформы, снижающие уровень жизни

    • Увеличение возраста для получения пенсии
    • Увеличение рабочего дня
    • Сокращение пособий по безработице, объёма бесплатных медицинских услуг, бесплатного образования
    • Увеличение налогов

    Известные реформаторы[ | код]

    Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

    Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

    Реформа́тор — человек, проводящий реформ

    ru-wiki.ru

    Программа «Реформы и реформаторы России»

    скачать Муниципальное образовательное учреждение

    Мирновская средняя общеобразовательная школа.

    (МОУ Мирновская СОШ)

    ПРОГРАММА

    «Реформы и реформаторы России»

    поселок Мирный

    Пояснительная записка. Программа составлена с учетом следующего:

    1. Данная тематика занятий кружка является очень объемной, содержательной , сложной .
    2. Недостаточно времени на уроках для более полного изучения данного материала, объема в пределах учебника недастаточно.
    3. Мало уделено внимания характеристикам многих известных деятелей государства.
    4. Содержание тематики занятий включены в КИМЫ на ЕГЭ.

    Цель курса занятий:

    *Расширить представления учащихся о реформах и реформаторах России 19-20веков.

    Задачи :

    *Развивать историческое мышление учащихся на базе материала занятий .
    • Формировать понимание исторических событий и имен , связанных с историей своей страны.
    • Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей .
    • Формировать коммуникативные навыки, способствующие умению работать в группе, вести дискуссию, рассуждать и высказывать свою точку зрения.
    • Воспитание чувства гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности известных деятелей нашей Родины.

    Умения и навыки:

    • анализировать конкретно-исторические сведения;
    • владеть историко-биографической информацией;
    • работать с научно-популярной и справочной литературой;
    • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском., отбором, анализом;
    • анализировать и сопоставлять факты;

    Курс занятий рассчитан на 1час в неделю, день занятий кружка-вторник 16часов.

    Содержание программы кружка .

    Введение(1час)

    Знакомство со структурой занятий.

    Тема 1. Что мы знаем о реформах(3часа)

    Лекция «Что такое реформы?» (1час)

    Семинар «Реформа или революция: что предпочтительнее? (2часа)

    Тема 2. Реформы Петра: истоки и последствия» (3часа)

    Лекция «Истоки петровских реформ» (1час)

    Практическое занятие с документами «Великий реформатор Петр Романов» (2ч.)

    Тема 3. Реформы Екатерины II (3ч.)

    Лекция «Екатерина-немка на престоле или «великая государыня».(1ч.)

    Работа с историческими документами. «Реформы Екатерины: дальше Петра или нет?»(2ч.)

    Тема 4. Реформы и реформаторы первой половины XІXвека (4часа).

    Реформы М.М.Сперанского и его судьба в истории России (2ч.)

    Практическое занятие по «Курсу русской истории» В.О.Ключевского.

    Реформаторские проекты Н.Д.Киселева. Работа с документами.(1ч.)

    Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина(1ч.)Сообщения учащихся.

    Тема 5. Великие реформы Александра II. (5часов)

    Лекция « Царь –освободитель—трагедия человеческой жизни» (1час)

    Россия в преддверии реформ. Анализ состояния страны накануне реформ по историческим документам. (1час)

    Семинар «Преобразования Александра·ІI : великие свершения и неиспользованные возможности» (2ч)

    Итоги реформаторской и личной жизни царя-освободителя. (1час) . Защита проектов.

    Тема 6. Предшественники С.Ю.Витте .(2ч.)

    Лекция . Деятельность Н.Х.Бунге. (1ч.)

    Лекция. Экономическая политика И.А.Вышнеградского. (1ч.)

    Тема 7. С.Ю.Витте: человек и политик. (3ч.)

    Работа с сообщениями учащихся. С.Ю.Витте как человек.(1ч.)

    Семинар «Экономическая политика С.Ю.Витте (2ч.)

    Тема 8. Контрреформы Александра ІІI. (2ч.)

    Практическое занятие. работа с документами.

    Тема 9. П.А.Столыпин- последний реформатор Российской империи. (3часа)

    Лекция. Современники о П.А.Столыпине. (1ч.)

    Защита проектов «Столыпин-кто он для России?»(2ч.)

    Тема 10. Реформаторы Советской России 20-30г.г. XXвека (2ч.)

    Лекция . Реформы периода НЭПа. А.П.Сокольников.(1ч.)

    Лекция А.Н.Косыгин -последний «романтик»брежневской эпохи. (1ч.)

    Итоговое занятие кружка. Защита проектов.(2ч.)

    скачать

    nenuda.ru