Что такое былины. Былины сообщение


что это, время создания, классификация былин

 

Былины – это эпические песни русского народа, в которых повествуется о героических подвигах мужественных богатырей. В былинах часто описываются героические события, в которых принимал участие наш народ, ведь само слово «былина» - означает «старина», то есть то, что происходило в далеком прошлом.

Этот литературный жанр не имеет достоверной точности: чтобы подчеркнуть исключительную смелость героев – богатырей, некоторые события, описываемые в былине, значительно преувеличивались.

Роль былин в национальном литературном процессе очень важная, так как они представляют собой русский эпос, который передает нашему поколению знания о бытии, верованиях и традициях наших предков.

Время создания былин

События, которые легли в основу русских былин происходили в 10 - 12 веке. Но оформляться и записываться начались приблизительно в 14 веке. До тех пор былины существовали в устной форме и передавались в народе с поколения в поколение.

Текстовое наполнение былин в связи с этим иногда менялось – новое поколение добавляло что-то свое в сюжет, иногда значительно преувеличивая его.

Классификация былин

В современном литературоведенье не существует единого мнения на счет классификации былин. Традиционно все былины делят на две группы: новгородского и киевского цикла. События, которые описываются в былинах киевского цикла, повествуют о периоде правления князя Владимира.

Герои былин киевского цикла знакомые нам уже давно Илья Муромец, Михайло Потык, Добрыня Никитич, Чурило Пленкович, Алеша Попович. Все герои былин делятся на старших и младших богатырей. Старшие богатыри – Микула Селянович, Вольга и Святогор – мудрые наставники молодых богатырей.

Старшие богатыри олицетворяют собой дохристианские верования славянского народа в богов силы, мужества, отваги.

Собирательство былин

Первый сборник русских былин был издан в Москве в 1804 году. Первое издание пользовалось большой популярностью в русском обществе, и уже через несколько лет первичный сборник был значительно дополнен новыми былинами и несколько раз переиздан.

В эпоху романтизма, которая наступила после окончания Отечественной войны, русские былины стали неотъемлемой частью литературного наследия. В середине века популярность былин вызвала всплеск интереса к фольклору и его собирания по всем уголкам России.

Таким образом, уже к началу 20 века число былин было пополнено новыми произведениями. На сегодняшний день существует около 80 русских былин. К сожалению, русские былины полностью исчезли из быта нашего народа, и существуют только в форме литературных произведений. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Барто «Лешенька, Лешенька»: анализ стихотворения Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Ильины три поездочки»: былина о герое славянского эпоса

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Реферат - Былины - Культура

Былины — русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как «детские». А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.

Собственно народное название былины — старина, т.е. повествование о старинных событиях. Слово «былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров.

Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев:

1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).

2. Новгородские былины (Герои — Садко и Василий Буслаевич).

Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.

Былинные богатыри

Главные герои былин — богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко — своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.

«Старшие» богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.

Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.

Часто повторяющийся в былинах сюжет — сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.

Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить «богатырско сердце» героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям — похищают, убивают — и ведут себя нечестиво.

Садко и Василий Буслаевич

Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», «полениц удалых», сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен — Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.

Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.

Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что все происходящее в песне, все, что приходится выполнять ее персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила — Бог, судьба — решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешиваются Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.

Высшая сила — единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть.

Художественный мир былины

В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы — намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам.

Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому, Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается.

Современность для сказителей — это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи «перевелись».

Происхождение былин

В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в «Слове о полку Игореве». Это Боян, который пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находился при княжеском дворе.

В XIX в. ученые предполагали, что былины — самый древний вид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам.

Скорее всего в том виде, в каком ион дошли до нас, былины появились уже поле того, как началось разделение восточных славян на три народа, т.е. не ранее XIII в.

Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых истории о богатырях стали экзотикой, чем-то необычным, фантастическим. Первые записи относятся к середине XVII в. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке соответственно вкусам читающей публики того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов, как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами «Повесть о...», «История о...» и т.д.

Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII в. Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».

Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIX в., когда именно с целью их записи начали снаряжать экспедиции.

Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день.

«Русская литература». Энциклопедия для детей. М., Аванта +, 1998

www.ronl.ru

Былины - Информация

Былины

Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как "детские". А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.

Собственно народное название былины - старина, т.е. повествование о старинных событиях. Слово "былина" впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров.

Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев:

1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).

2. Новгородские былины (Герои - Садко и Василий Буслаевич).

Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.

Былинные богатыри

Главные герои былин - богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко - своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

Среди богатырей принято выделять "старших" и "младших". К "старшим", как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.

"Старшие" богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.

Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.

Часто повторяющийся в былинах сюжет - сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.

Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить "богатырско сердце" героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям - похищают, убивают - и ведут себя нечестиво.

Садко и Василий Буслаевич

Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет "могучих богатырей", "полениц удалых", сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен - Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.

Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.

Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что все происходящее в песне, все, что приходится выполнять ее персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила - Бог, судьба - решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешиваются Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.

Высшая сила - единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть.

Художественный мир былины

В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы - намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам.

Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому, Илья, отправляясь в путь, "заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град", и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается.

Современность для сказителей - это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи "перевелись".

Происхождение былин

В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои п

www.studsell.com

Что такое былина в литературе: определение

Снегурочка, Баба-Яга, Иван-Царевич – истории с участием этих персонажей большинство людей слышит еще в раннем детстве. Однако мир фольклора гораздо богаче, содержит не только сказки, но и песни, баллады, былины. Далеко не все смогут дать правильный ответ на вопрос о том, что такое былина в литературе, какова ее роль. Итак, что же представляет собой этот жанр?

Былины в русской литературе: история

Этот термин стал употребляться лишь в 1839 году, придуман он фольклористом Иваном Сахаровым. Ранее произведения, относящиеся к данному жанру, именовались «старинушками», «старинами». Самые древние из них были известны еще в 10-м веке, в те времена они рассказывались под аккомпанемент гуслей. В дальнейшем традиция использовать музыкальное сопровождение угасла. Публиковать такие истории начали лишь в начале 18-м века.

Итак, что такое былина в литературе? Определение кратко звучит как эпическая песнь-сказание, являющаяся одной из разновидностей устного народного творчества, имеющая героико-патриотический характер. Главными героями подобных историй становились в первую очередь богатыри. Сюжеты, связанные с жизнью Древней Руси, позволяют лучше представить себе образ мыслей людей, живших в IX-XIII веках.

Особенности жанра

Былины в русской литературе в основном описывали героические события, нередко в них рассматривались те или иные увлекательные исторические происшествия. Сюжеты брались как из истории Киевской Руси, так и из событий доисторических времен. Среди персонажей таких произведений, помимо мужественных богатырей, борющихся со злом, присутствуют фантастические образы, к примеру, Змей Горыныч, Соловей-разбойник. Также роли героев доставались реальным историческим лицам вроде киевских князей Игоря, Владимира.

Что такое былина в литературе? Это также и произведение, которое не имеет автора. Сказания путешествовали из поколения в поколение, обрастали новыми увлекательными деталями. Люди, исполнявшие героические песни, уважительно именовались «сказителями». От них требовалось не заучивание произведений наизусть, а способность красочно передавать их, не допускать искажения смысла.

Структура

Пытаясь понять, что такое былина в литературе, необходимо представить себе структуру подобного текста. В основном произведения насчитывали три композиционных элемента: запев, зачин, концовку. Истории начинались с запева, представлявшего собой своеобразное вступление. От запева требовалось не рассказать о сюжете исторической песни, а привлечь внимание слушателей.

Что такое былина в литературе без зачина? Речь идет о самом рассказе, посвящавшем слушателей в основные события, которые описывались в народных произведениях в приукрашенном виде. Обязательно присутствовала и концовка, представляющая собой своеобразное подведение итогов. Также роль концовки могла взять на себя прибаутка.

Для былин характерен тонический стих, также называемый народным. Для стихотворных строк было обязательным одинаковое число ударений, тогда как количество слогов могло отличаться. Первое ударение в основном приходилось на третий слог, считая от начала. Третий слог, считая от конца, отмечался последним ударением. Также интересно обилие эпических формул, примером которых может служить выражение «очи ясные».

Богатырские былины

Наиболее известны такие персонажи героических песен, как три богатыря. Без Добрыни, Алеши, Ильи что такое былина в литературе? Определение подобных произведений – богатырские песни-сказания (существуют также и социальные). Муромец, Никитич и Попович прославились многочисленными воинскими подвигами, служили Владимиру Красно Солнышко.

Пример типичной богатырской былины – история, описывающая борьбу Ильи Муромца с ужасным Соловьем-разбойником, который умеет уничтожать вокруг себя жизнь с помощью свиста. Великий богатырь, конечно же, берет чудовище в плен, прорвавшись в его логово, а затем лишает его жизни. В эту же категорию входит столь же известное произведение о сражении Добрыни со Змеем.

Социальные былины

Социально-бытовые произведения также пользовались огромным спросом. Примером такой былины может служить история Садко – юного одаренного гусляра, который никак не может приобрести известность. В конце концов юноша удостаивается покровительства Морского Владыки, впечатленного его талантом, однако сбегает от него и возвращается на родину, отказавшись от предложенных ему несметных сокровищ.

Персонажами социальных былин в основном становились крестьяне, купцы, встречаются среди них и князья. Помимо упомянутого выше Садко, популярности удостоились такие герои, как Микула, Вольга. Социальные и героические произведения одинаково привлекательны качественной прорисовкой характеров главных действующих лиц.

Итак, что такое былина в литературе? Краткий ответ – произведение, пронизанное патриотизмом, верой в торжество добра и поражение зла.

fb.ru

Былины. К истории жанра

Доклад 6 класс.

Былины - это «героические песни эпического характера, жанр русского фольклора», - так толкует термин «былина» Ли­тературный энциклопедический словарь. Сначала былины назы­вались поэмами и сказками богатырскими. Сам термин «были­на» ввел И.П. Сахаров в 40-х годах XIX века. Название «былина» происходит от слова «быль», т. е. то, что было раньше, рассказ о действительном происшествии в отличие от небылицы (см. Сло­варь русского языка С.И. Ожегова).

Былины - жанр русского героического эпоса. Изображая войну, былины, как и весь героический эпос русского народа, рассматривают военные действия Руси прежде всего как обо­рону от врага. «Наступательных войн былины не знают: на­родная борьба не может иметь несправедливых целей», - пи­шет в своей книге исследователь В.Г. Мирзоев. Из этого происходит народное представление о военном подвиге, воен­ной доблести, воспеваемые народом. «В основе богатырских подвигов, лежат патриотизм и независимость Руси. В смер­тельной борьбе против татарского ига былины призывают к единению... В огне освободительных войн выковывается самосознание народа, постепенно образуется русская народ­ность, уже понимающая себя как отдельная общность» В.Г Мирзоев. 14

Былины относятся к периоду развитого государства на Руси. Они возникли в 1Х-ХШ вв. из древних песен и легенд как фор­ма выражения исторического сознания русского народа. В дальнейшем былины отразили исторические события в художе­ственных образах, которые были обогащены фантастическим вымыслом. Характерными чертами былин являются песенно- эпический способ отражения действительности, поэтичность, масштабность, своеобразие вымысла, наличие героических об­разов богатырей, в которых воплотились народные идеалы о силе, мужестве, любви к родной земле, справедливости. Это та­кие герои, как воины-богатыри - известные нам с детства Илья Муромец (именно с его именем связано большинство русских былин), Добрыня Никитич и Алеша Попович, богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, купец-гусляр Садко и другие.

В былинах изображается реальная русская земля, но при ее воссоздании используются фантастические картины: богатыри борются с чудовищами (которые реально не существуют), раз­бивают несметные полчища врагов, совершают такие подвиги, которые не может совершить обычный человек.

Былины - это героические песнопения, их отличают торже­ственный, спокойно-величавый стиль, единство тематики и сюжетов. Былины характеризуются своеобразными запевами, зачинами, где рассказывается о времени и месте действия, кон­цовками, стилистическими повторами. К числу важнейших ху­дожественно-изобразительных средств всех былин относятся постоянные эпитеты (добрый молодец, славный богатырь), ги­пербола, повторы.

Веками былины передавались из уст в уста (былина - жанр устного народного творчества). Их исполняли талантливые пев­цы-сказители, которые перерабатывали старинные тексты, соз­давая свои оригинальные варианты.

В 60-80-х годах XVIII века был составлен первый на Руси сборник былин - «Древние российские стихотворения», опуб­ликованный в 1804 году (автор-составитель - Кирша Данилов).

В конце XX века, в 1977 году, было осуществлено уже в СССР новое издание этого сборника.

В XIX - XX вв. появляется много людей, занимающихся соби­ранием басен. Образованные россияне, жившие в те времена, по­нимали, что из памяти народной могут быть «выведены» памят­ники литературы, народного эпоса, так как исполнителей былин и людей, помнящих былины, с каждым годом становилось все меньше. Известными собирателями басен в этот период были вы­дающиеся ученые, энтузиасты П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, А.В. Марко, А.Д. Григорьев и другие. Они ез­дили по российским деревням, встречались с людьми, помнящими былины, записывали их. На основании этого достаточно длитель­ного и сложного труда были подготовлены и изданы в 1861- 1867 годах сборники былин «Песни, собранные П.Н. Рыбнико­вым», в четырех томах. Наибольшие «басенные ценности», как отмечают ученые, были обнаружены в районах русского Севера. В 1871 году был издан сборник «Онежские былины, записанные летом 1871 года», составленный А.Ф. Гильфердингом.

К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.

По тематическому принципу ученые выделяют несколько групп былин. Это былины военные (главными героями в них вы­ступают русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.), былины, посвященные крестьянскому труду (наиболее известная среди них былина «Вольга и Мику- ла»), былины, рассказывающие о жизни и быте русских городов, о путешествиях (например, цикл новгородских былин).

Все былины исследователи делят на два основных цикла: ки­евский цикл былин (в них главными героями являются богаты- ри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор и др.; в них рассказывается преимущественно о воин­ских подвигах богатырей) и новгородский цикл былин (главны­ми героями в них выступают Садко, Василий Буслаевич и др. и повествуется в них о жизни и быте горожан Новгорода, который в те времена был торговым центром Руси). 16

Большинство былин посвящено борьбе с захватчиками, кото­рые нападали на Древнюю Русь, а также оборонительным вой­нам русского народа.

Одними из самых древних былин являются былины о Волхе Всеславовиче, вожде дружины. В них рассказывается о жизни русского общества после первобытного строя. Это повести о на­бегах, о войне, об отмщении врагам.

Былины последующего периода связаны с образом Ильи Му­ромца, они создавались, по предположениям ученых-исследо- вателей (В.Г. Мирзоев и др.), после ослабления Золотой Орды. Исследователи предполагают, что Илья Муромец был реально существующим лицом. Он родился в крестьянской семье в селе Карачарове, недалеко от города Мурома, поэтому и прозвали его Муромец. Тридцать лет он не мог двигаться, сидел неподвижно и только чудом исцелился. После этого он отправился в столицу Древней Руси - Киев-град и стал служить князю Владимиру, со­вершая небывалые, героические подвиги.

Эти былины проникнуты идеей высокого назначения госу­дарства, культом государственной власти, которую неизвестные авторы былин ставят превыше всего. Так, Илья Муромец, едва не погибший в темнице по приказу князя Владимира (былина «Илья Муромец и Калин-царь»), после своего освобождения, не сказав ни слова упрека князю, вступает в борьбу против татар­ского войска. Он борется с именем князя и княгини на устах не­смотря на то, что князь, по описанию неизвестного автора были­ны, труслив, несправедлив, даже ничтожен.

Из былин других циклов наиболее известны былины «Воль- га и Микула» - своеобразный гимн крестьянскому труду, где впервые героем произведения является не могучий богатырь- воин, а богатырь-пахарь, а также былина новгородского цикла «Садко», повествующая о жителе славного Новгорода, купце- гусляре Садко.

«Былинные идеи, - пишет В.Г. Мирзоев, отмечая значение этого жанра героического русского эпоса, - впитавшие в себя общечеловеческие темы, надолго пережили время и место своего рождения, став арсеналом, из которого русский народ постоянно брал средства, нужные ему для духовного подъема в тяжелые моменты борьбы с сильным врагом... Став своеобразным учеб­ником жизни, былины сыграли в истории русского народа боль­шую организующую роль, постоянно и неустанно взывая к его патриотическому долгу, к освобождению порабощенной родины, к нравственному самосовершенствованию».

Былинные идеи, художественные образы вдохновили многих деятелей русской культуры на создание замечательных произведе­ний, нашли отражение в творчестве талантливых русских писате­лей, художников, композиторов: поэта А.К. Толстого, художников В.М. Васнецова, И.Е. Репина, композитора Н.А. Римского - Кор­сакова.

tvory.info

Все о Русских Былинах! | Былины

 

Добро пожаловать на наш сайт, посвященный русским былинам!

 

Народные сказки знакомы нам с детства: Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный, Баба-Яга и прочие персонажи прочно вошли в нашу культуру и сознание. Пожалуй, даже самый занятой и серьезный взрослый способен вспомнить хотя бы несколько сказочных сюжетов и рассказать их перед сном дочке или сыну. Между тем, мир фольклора вовсе не ограничивается этим жанром: наряду со сказками, существуют разнообразные заговоры, баллады, скоморошины, былины ,  песни (исторические, лирические, хороводные и проч.), а также так называемые малые жанры – загадки, пословицы, поговорки.

С помощью этого сайта мы хотим открыть для широкой аудитории мир русского былинного эпоса –  немного похожий, но в то же время отличный от мира сказки. В разделе Былины Вашему вниманию представлены классические тексты, то есть былины, записанные собирателями XVIII-XX веков в далеких российских  селах. Многие из них уже после первых публикаций привлекли широкое внимание отечественной интеллигенции: ими живо интересовались Белинский, Пушкин, Добролюбов и Чернышевский. Мы отдаем себе отчет в том, что современному человеку может быть нелегко воспринимать их из-за своеобразной стилистики, поэтому  создали раздел Честь-Хвала. В нем размещены переложения классических былин на современный язык, сделанные Алексеем Лельчуком. Для Вашего удобства в конце каждого переложения дана ссылка на исходную былину, а  в конце былин есть ссылка на переложения. Раздел Персонажи представляет собой небольшой справочник по основным былинным героям. На Детской страничке изложена интересная информация об истории русских былин, написанная специально для юных посетителей нашего сайта, а также прекрасные детские переложения былинных сюжетов. В Библиотеке Вы можете прочитать интересные книги как по русскому эпосу, так и по истории Древней Руси. Если Вам есть что сказать по поводу русского эпоса, заходите на наш Форум: зарегистрировавшись на нем, Вы сможете обсуждать не только предложенные темы, но и создавать свои собственные.

 

Что такое былина.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], - вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

 

Классификация.

По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» - Святогор и Вольга  (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

 

Былины и историческая действительность.

Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

 

Собирательство.

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.

[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.

[3]В. Ковпик, А. Калугина.  Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

www.byliny.ru

Былины

Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как "детские". А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.

Собственно народное название былины - старина, т.е. повествование о старинных событиях. Слово "былина" впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров.

Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев:

1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).

2. Новгородские былины (Герои - Садко и Василий Буслаевич).

Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.

Былинные богатыри

Главные герои былин - богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко - своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

Среди богатырей принято выделять "старших" и "младших". К "старшим", как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.

"Старшие" богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.

Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.

Часто повторяющийся в былинах сюжет - сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.

Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить "богатырско сердце" героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям - похищают, убивают - и ведут себя нечестиво.

Садко и Василий Буслаевич

Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет "могучих богатырей", "полениц удалых", сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен - Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.

Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.

Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что все происходящее в песне, все, что приходится выполнять ее персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила - Бог, судьба - решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешиваются Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.

Высшая сила - единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть.

Художественный мир былины

В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы - намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам.

Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому, Илья, отправляясь в путь, "заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град", и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается.

Современность для сказителей - это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи "перевелись".

Происхождение былин

В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в "Слове о полку Игореве". Это Боян, который пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находился при княжеском дворе.

В XIX в. ученые предполагали, что былины - самый древний вид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам.

Скорее всего в том виде, в каком ион дошли до нас, былины появились уже поле того, как началось разделение восточных славян на три народа, т.е. не ранее XIII в.

Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых истории о богатырях стали экзотикой, чем-то необычным, фантастическим. Первые записи относятся к середине XVII в. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке соответственно вкусам читающей публики того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов, как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами "Повесть о...", "История о..." и т.д.

Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII в. Так был составлен большой сборник, получивший полное название "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым".

Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIX в., когда именно с целью их записи начали снаряжать экспедиции.

Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день.

"Русская литература". Энциклопедия для детей. М., Аванта +, 1998

www.coolreferat.com